Менеджмент коллекции. История и типология собраний
В продолжение рубрики мы рассказываем об основных видах коллекций, причинах их появления и том, кто ими управляет
Термины «коллекционер» и «коллекция» в какой-то степени одни из древнейших понятий на Земле. Из курса истории мы знаем, что двумя основными занятиями древних людей были собирательство и охота. Иными словами, поиск предметов (для их последующей систематизации на полезные и опасные) и погоня за совершенно определенной целью. Спустя много тысяч лет ничего не изменилось, разве что интерес современных коллекционеров к собирательству и охоте движим эстетическими, вкусовыми и искусствоведческими мотивами. Историки, философы и психологи пытаются отнести феномен коллекционирования к категории известных им понятий: сегодня можно услышать и о замещающей роли коллекции (своего рода сублимации творчества), и о том, что страсть собирания и систематизации заложена в нас генетически. В этом коллекционирование очень похоже на искусство: до наших дней никто не может дать его происхождению и развитию устраивающего всех объяснения.
Коллекционирование как систематизация знаний о некоей группе предметов шло в ногу с эпохами важнейших открытий. Первые коллекции предметов мы находим в странах древнего Востока, в Древней Греции и Риме. С появлением христианства крупнейшие собрания формировались в церковных приходах из оставленных в виде даров предметов. Географические открытия в эпоху мореплавания установили в Европе моду на коллекции экзотических животных и растений: частные зоопарки и дендрарии были уделом как королевских семей, так и богатой знати. Профессиональные объединения коллекционеров появились в XVIII веке — тогда в моде были предметы роскоши (впоследствии их назовут антиквариатом), часы и книги. На формирование собраний произведений искусства в большой степени повлияло появление арт-дилеров во второй половине XIX века и переключение внимания аукционных домов на художественные ценности (в первые 150 лет с момента появления даже Sotheby’s и Christie’s торговали всем, что имело спрос, без разбора). В XX веке коллекционирование предметов искусства окончательно сформировалось в современном понимании, и сегодня мы имеем дело с тремя основными видами коллекций: музейными, корпоративными и частными.
1. Музейная коллекция
Сегодня в мире существует порядка 35 тысяч музеев, треть из них — около 12 тыс. — владеют приблизительно 100 млн. предметов искусства (лучшие работы из собраний 2,5 тыс. музеев сегодня можно увидеть в онлайн-режиме на Google Arts & Culture). В режиме постоянной экспозиции в среднем находится 5–10 % экспонатов (в крупных музеях 30–40 %. — AI.), остальные составляют музейные фонды, которые поднимают из архива для тематических выставок. Крупнейший музей мира — Нью-Йоркский Metropolitan Museum of Art (1870) — обладает собранием более 200 тысяч предметов искусства, не считая рисунков и литографий (их в распоряжении музея более полутора миллионов). Немногие знают, но музеи также продают свои предметы (до 100 тыс. в год в мировом масштабе) — как правило, на торги выставляют работы из запасников, не вписывающиеся в концепцию музея. Вырученные деньги обычно идут на приобретение новых экспонатов. В странах, где развито законодательство о меценатстве, музейные коллекции в основном состоят из подаренных частными лицами работ. Например, собрания художественных музеев США в среднем на 80 % состоят из таких предметов. Институт частных музеев обычно развит в странах, где бизнесмены — учредители музея получают дополнительную господдержку и расположение провластных структур, — скажем, в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Одновременно с появлением публичных музеев в середине XVIII века для ухода за музейными коллекциями была введена должность хранителя, которая в XX веке окончательно преобразовалась в идеологически-активную позицию куратора.
2. Корпоративная коллекция
С появлением крупных компаний в XX веке началась эра корпоративных коллекций. Основных причин тому было две:
— увлечение владельца, который размещает в интерьерах собственное собрание, одновременно экономя на хранении;
— повышение статуса и лояльности целевой аудитории компании через апелляцию к искусству.
В числе лидеров по количеству и художественной ценности собранных работ — Microsoft (компьютерные технологии) и Progressive (лидер автострахования на рынке США). Собрания насчитывают более 5 тыс. и 8 тыс. работ высокого уровня соответственно. Однако самые крупные корпоративные коллекции принадлежат мировым банкам: UBS (более 30 тыс. предметов), Deutsche Bank (68 тыс.), Bank of America (25 тыс.), JP Morgan (30 тыс.) и др. Естественно, что на собственном коллекционировании банки не останавливаются, а поддерживают интерес к искусству и среди своих клиентов с помощью программ арт-банкинга или публичных партнерских проектов. Так, UBS является многолетним спонсором ярмарки современного искусства Art Basel, Deutsche Bank патронирует ярмарку Frieze, нью-йоркское отделение ярмарки TEFAF с недавних пор заручилось финансовой поддержкой Bank of America. Кроме прочего, банки понимают, что собственные коллекции повышают капитализацию самой финансовой структуры, и зачастую поддерживают проекты художников, чьи работы находятся в собрании: искусство растет в цене, не покидая банковских стен. Порой новости о «распродаже» банком собственной коллекции не отражают его реальной стратегии: так, в начале 2020 года Deutsche Bank сообщил о ликвидации части предметов искусства. На практике это означало другое: более 90 % работ в коллекции банка составляют графика и рисунок. Поэтому, продав наиболее дорогие живописные работы, банк одновременно сделал две вещи: выровнял собственное экономическое положение и усилил кураторскую целостность, а с ней повысил и стоимость оставшегося собрания. Для менеджмента собственных коллекций банки, как правило, формируют специальные отделы и лишь иногда пользуются услугами частных компаний.
3. Частная коллекция
В руках частных коллекционеров зачастую находятся произведения, которым могут позавидовать некоторые музеи. Одновременно с нами живет более 1 млн коллекционеров искусства, включая семейные фонды. Тех из них, чьи коллекции стоят более $10 млн, по оценкам Deloitte, сегодня насчитывается более 50 тыс. Для крупнейших коллекционеров искусство — часть бизнеса: Бернар Арно — владелец империи LVMH и Artprice (а в прошлом владелец аукционного дома Phillips), Франсуа Пино, кроме брендов Yves Saint Laurent и Gucci, владеет Christie’s, Ларри Гагосян и Джей Джоплинг — сверхуспешные арт-дилеры. Многие используют коллекционирование как необходимую «социальную подушку» для успешного публичного бизнеса — например Стивен Коэн, бывший управляющий хеджевого фонда SAC Capital Advisors. Об успехах и неудачах его компании на финансовом рынке можно было судить по громким покупкам на аукционах: оказавшись в центре скандала и рискуя потерять вкладчиков, он совершал крупную покупку, тем самым показывая стабильность и возвращая доверие рынка (например, в разгар конфликта с американским регулятором SEC в 2014 году Коэн приобрел скульптуру Альберто Джакометти «Колесница» за $101 млн). Наиболее яркий из молодого поколения коллекционеров — японский миллиардер Юсаку Маэдзава, известный приобретением самой дорогой работы Жана-Мишеля Баскиа за $110 млн, также увлекся искусством уже после построения своей бизнес-империи (одежда, музыкальные носители и онлайн-технологии).
Кому не обойтись без профессиональной поддержки в управлении собранием, так это частным коллекционерам. Менеджмент может осуществлять как управляющая компания (ведущая несколько коллекций), так и нанятые специалисты — из сферы услуг арт-рынка (аукционные дома, галереи, арт-дилеры) либо «одиночки», посвятившие жизнь единственной коллекции. Как правило, последние имеют либо искусствоведческое, либо финансовое образование, но обязателен опыт работы, связи и понимание рынка. Ведь управляющий коллекцией должен не только правильно собрать ее, но и повысить в цене, создав максимально возможную ликвидность. Другими словами, превратить в финансовый инструмент, который сможет в любой момент поддержать коллекционера материально.
В следующем материале рубрики «Менеджмент коллекции» мы расскажем о правилах формирования собрания.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20200423_collection_management.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20200423_collection_management.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.