Просто о сложном: Искусство в залоге
ARTinvestment.RU 27 марта 2020
10 главных тезисов о работе компаний, которые предоставляют кредиты под залог предметов искусства
В последние месяцы услуга предоставления кредитов под залог предметов искусства выходит на очередной виток популярности. Это происходит с началом каждой рецессии и возникновением у коллекционеров необходимости монетизировать часть собрания. Учитывая актуальность темы, мы решили посвятить очередную серию цикла «Просто о сложном» залогам.
1. Услуга предоставления денежных займов под залог предметов искусства в хаотичном порядке существовала с момента появления банковской системы в XV веке в Италии. Централизованный подход к таким займам сформировался с начала 2000-х, с появлением у финансистов статистических баз и индексов — т. е. возможности оценивать и использовать предметы искусства в качестве финансового инструмента. По оценке Deloitte Art Finance / ArtTactic, стоимость всех кредитов, выданных под залог предметов искусства, в 2019 году составляла $21–24 млрд (в 2013 году аналогичная цифра была чуть ниже $6 млрд).
2. На начало 2020 года полноценные отделы по работе с предметами искусства в качестве обеспечения залога в своих структурах имеют около 10 банков — среди них UBS, Citibank, Emigrant Bank, Deutsche Bank, Goldman Sachs, US Trust, JP Morgan. Другие банки, заявляющую эту услугу, выступают посредниками, проводя сделки через более крупные структуры. Наряду с банками, работают и частные залоговые компании, по сути являющиеся арт-ломбардами: Yield Tree, Artemis, Borro, Fine Art Group, Griffin Art Partners, TCP Art Finance. Кредиты под залог предметов искусства предоставляют и аукционные дома — Sotheby’s, Phillips и Heritage Auctions. Правда, в отличие от вышеупомянутых организаций, аукционы не выдают деньги на текущие нужды, а предоставляют займы: продавцам искусства — под залог работы, за 6 месяцев до торгов (до 60 % от среднего эстимейта), покупателям — под будущее приобретение, тем самым провоцируя успешные торги.
3. Подавляющее большинство банков, принимающих предметы искусства в качестве обеспечения залога, находятся в США. Это связано с тем, что в немецкой банковской системе (которой пользуются Великобритания, страны ЕС и СНГ) принято амортизировать активы, принимаемые на баланс, то есть из года в год снижать их стоимость, предполагая изнашивание активов с течением времени. Другими словами, европейские банки не могут внести в свою систему предметы искусства, стоимость которых с течением времени возрастает. Поэтому даже такие гиганты, как Deutsche Bank и UBS, проводят подобные операции через офисы в США. В американской банковской системе понятие амортизации адаптировано под любой тип залога. К сожалению, в России на сегодня банки подобную услугу напрямую не предоставляют. В исключительных случаях искусство в качестве обеспечения залога банк может принять у уважаемого клиента — однако в лучшем случае будет посредником и разместит залог в зарубежном банке, в худшем — возьмет на баланс на свой страх и риск, а дальше будет долго разбирать ситуацию с аудиторами.
4. Основные мотивы владельца для использования произведения искусства в качестве обеспечения залога:
• покупка новых работ, расширение коллекции;
• открытие кредитной линии под альтернативный бизнес;
• монетизация коллекции;
• погашение существующего долга;
• «быстрые деньги», увеличение ликвидности актива;
• сохранение коллекции: получение кредита без продажи;
• возможность не продавать картину, что сопровождается высокими налогами (особенно актуально в США при налогообложении наследства), а получить кредит в виде ежемесячных банковских платежей.
5. Решение банка о кредитовании под залог произведений искусства определяется следующими факторами (в порядке значимости):
• репутация клиента и его кредитная история;
• наличие сопровождающих документов (подтверждения провенанса, экспертные заключения, отчет о состоянии сохранности и др.);
• уровень ликвидности работ (возможность быстро их продать в случае неплатежеспособности клиента);
• диверсификация портфеля (большинство банков принимают не отдельные работы, а портфель. Усредненное требование к составу портфеля: в него должно входить не менее 4 работ, представляющих различных авторов либо периоды и страны).
6. Суммы и срок кредитования:
• в крупных банках минимальная ссуда составляет $2–5 млн, при этом каждое произведение должно стоить не менее $200–500 тыс. В банках поменьше условия более лояльные;
• срок кредитования зависит от инвестиционной привлекательности работы и составляет от 18 месяцев (современное искусство) до 30 лет (импрессионисты и старые мастера);
• решение о предоставлении кредита в среднем выносится в срок от 2 до 4 недель.
7. Ставки:
• базовая ставка (как правило, LIBOR или Prime Rate — усредненные процентные ставки межбанковского кредитования на международном рынке) — в среднем 1,5–2,5 %;
• комиссия банка за эксклюзивность услуги — в среднем 2–3 %;
• комиссия международной страховой компании, обеспечивающей минимизацию риска в исключительных случаях (скажем, при работе с крупными не диверсифицированными портфелями) — в среднем 1,5 %;
• итоговая кредитная ставка составляет 6–8 % годовых.
8. При определении тела кредита (суммы, выдаваемой на руки под залог) на практике происходит следующее:
• оценивается текущая рыночная стоимость работы с привлечением третьей стороны — компании-партнера банка. Как правило, оценочная компания занижает стоимость работы на 25 %;
• по решению банка выдается кредит в размере 40–60 % от оценочной стоимости работы (в зависимости от художественная ценности предмета искусства, качества бумаг о провенансе и других сопровождающих документов);
• таким образом, в залоге у банка остается работа, за которую он фактически заплатил в среднем 37,2 % ее рыночной стоимости. Несложно посчитать, что банку выгоднее, чтобы заемщик не платил 6–8 % годовых, а оказался неплатежеспособным: тогда, реализовав работу даже по рыночной цене, банк получит значительно больший доход. Именно поэтому крупные банки заранее просчитывают варианты продажи и имеют в своих арт-отделах дилеров со стажем и связями.
9. Дополнительными условиями банка при кредитовании иногда являются:
• передача работ в банк на хранение на весь срок кредитования (при этом хранение заемщик оплачивает дополнительно);
• обязательство заемщика хранить работы в определенном месте, регулярно экспонировать, каталогизировать их и совершать другие действия по управлению коллекцией (с целью повышения стоимости актива, что выгодно обеим сторонам) в случае хранения предметов искусства у заемщика;
• использование займа исключительно в качестве оборотных средств существующего бизнеса;
• наличие у заемщика других видов обеспечения: недвижимости, ценных бумаг и пр. При этом обеспечением залога де-юре выступает объект искусства, но в случае невозврата кредита претензия банка касается других активов, оговоренных соглашением (т. н. последующий залог). Скажем, недвижимость в последующий залог предпочитает брать Sotheby’s — в случае неплатежеспособности клиента он продает ее через дочернюю компанию Sotheby’s International Realty.
10. Отметим, что наряду с банками, частными компаниями и аукционными домами также функционируют (все — в США) несколько ликвидационных компаний, которые активизируются в кризисные периоды. Они предлагают получение наличных средств на руки в срок 3–5 дней в обмен на предмет искусства. Тело кредита составляет всего 10–15 % от рыночной стоимости залога, однако требований к документам, подтверждающим провенанс предъявляемых работ, они практически не выдвигают. Мы не будем упоминать их названия, исходя их двух соображений: во-первых, оборот наличных средств подлежит строгому учету и в данном случае является незаконным. Во-вторых, мы хотели бы удержать коллекционеров от обращения к подобным компаниям, даже с учетом возможных кризисных обстоятельств. Главное — помнить: с момента начала рецессии и до следующего оживления рынка внутри качественного предмета искусства деньги сохраняются лучше, чем во многих других активах.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200327_Art_lending.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200327_Art_lending.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн