Просто о сложном: Искусство в залоге
ARTinvestment.RU   27 марта 2020

10 главных тезисов о работе компаний, которые предоставляют кредиты под залог предметов искусства

В последние месяцы услуга предоставления кредитов под залог предметов искусства выходит на очередной виток популярности. Это происходит с началом каждой рецессии и возникновением у коллекционеров необходимости монетизировать часть собрания. Учитывая актуальность темы, мы решили посвятить очередную серию цикла «Просто о сложном» залогам.

1. Услуга предоставления денежных займов под залог предметов искусства в хаотичном порядке существовала с момента появления банковской системы в XV веке в Италии. Централизованный подход к таким займам сформировался с начала 2000-х, с появлением у финансистов статистических баз и индексов — т. е. возможности оценивать и использовать предметы искусства в качестве финансового инструмента. По оценке Deloitte Art Finance / ArtTactic, стоимость всех кредитов, выданных под залог предметов искусства, в 2019 году составляла $21–24 млрд (в 2013 году аналогичная цифра была чуть ниже $6 млрд).

2. На начало 2020 года полноценные отделы по работе с предметами искусства в качестве обеспечения залога в своих структурах имеют около 10 банков — среди них UBS, Citibank, Emigrant Bank, Deutsche Bank, Goldman Sachs, US Trust, JP Morgan. Другие банки, заявляющую эту услугу, выступают посредниками, проводя сделки через более крупные структуры. Наряду с банками, работают и частные залоговые компании, по сути являющиеся арт-ломбардами: Yield Tree, Artemis, Borro, Fine Art Group, Griffin Art Partners, TCP Art Finance. Кредиты под залог предметов искусства предоставляют и аукционные дома — Sotheby’s, Phillips и Heritage Auctions. Правда, в отличие от вышеупомянутых организаций, аукционы не выдают деньги на текущие нужды, а предоставляют займы: продавцам искусства — под залог работы, за 6 месяцев до торгов (до 60 % от среднего эстимейта), покупателям — под будущее приобретение, тем самым провоцируя успешные торги.

3. Подавляющее большинство банков, принимающих предметы искусства в качестве обеспечения залога, находятся в США. Это связано с тем, что в немецкой банковской системе (которой пользуются Великобритания, страны ЕС и СНГ) принято амортизировать активы, принимаемые на баланс, то есть из года в год снижать их стоимость, предполагая изнашивание активов с течением времени. Другими словами, европейские банки не могут внести в свою систему предметы искусства, стоимость которых с течением времени возрастает. Поэтому даже такие гиганты, как Deutsche Bank и UBS, проводят подобные операции через офисы в США. В американской банковской системе понятие амортизации адаптировано под любой тип залога. К сожалению, в России на сегодня банки подобную услугу напрямую не предоставляют. В исключительных случаях искусство в качестве обеспечения залога банк может принять у уважаемого клиента — однако в лучшем случае будет посредником и разместит залог в зарубежном банке, в худшем — возьмет на баланс на свой страх и риск, а дальше будет долго разбирать ситуацию с аудиторами.

4. Основные мотивы владельца для использования произведения искусства в качестве обеспечения залога:

• покупка новых работ, расширение коллекции;
• открытие кредитной линии под альтернативный бизнес;
• монетизация коллекции;
• погашение существующего долга;
• «быстрые деньги», увеличение ликвидности актива;
• сохранение коллекции: получение кредита без продажи;
• возможность не продавать картину, что сопровождается высокими налогами (особенно актуально в США при налогообложении наследства), а получить кредит в виде ежемесячных банковских платежей.

5. Решение банка о кредитовании под залог произведений искусства определяется следующими факторами (в порядке значимости):

• репутация клиента и его кредитная история;
• наличие сопровождающих документов (подтверждения провенанса, экспертные заключения, отчет о состоянии сохранности и др.);
• уровень ликвидности работ (возможность быстро их продать в случае неплатежеспособности клиента);
• диверсификация портфеля (большинство банков принимают не отдельные работы, а портфель. Усредненное требование к составу портфеля: в него должно входить не менее 4 работ, представляющих различных авторов либо периоды и страны).

6. Суммы и срок кредитования:

• в крупных банках минимальная ссуда составляет $2–5 млн, при этом каждое произведение должно стоить не менее $200–500 тыс. В банках поменьше условия более лояльные;
• срок кредитования зависит от инвестиционной привлекательности работы и составляет от 18 месяцев (современное искусство) до 30 лет (импрессионисты и старые мастера);
• решение о предоставлении кредита в среднем выносится в срок от 2 до 4 недель.

7. Ставки:

• базовая ставка (как правило, LIBOR или Prime Rate — усредненные процентные ставки межбанковского кредитования на международном рынке) — в среднем 1,5–2,5 %;
• комиссия банка за эксклюзивность услуги — в среднем 2–3 %;
• комиссия международной страховой компании, обеспечивающей минимизацию риска в исключительных случаях (скажем, при работе с крупными не диверсифицированными портфелями) — в среднем 1,5 %;
• итоговая кредитная ставка составляет 6–8 % годовых.

8. При определении тела кредита (суммы, выдаваемой на руки под залог) на практике происходит следующее:

• оценивается текущая рыночная стоимость работы с привлечением третьей стороны — компании-партнера банка. Как правило, оценочная компания занижает стоимость работы на 25 %;
• по решению банка выдается кредит в размере 40–60 % от оценочной стоимости работы (в зависимости от художественная ценности предмета искусства, качества бумаг о провенансе и других сопровождающих документов);
• таким образом, в залоге у банка остается работа, за которую он фактически заплатил в среднем 37,2 % ее рыночной стоимости. Несложно посчитать, что банку выгоднее, чтобы заемщик не платил 6–8 % годовых, а оказался неплатежеспособным: тогда, реализовав работу даже по рыночной цене, банк получит значительно больший доход. Именно поэтому крупные банки заранее просчитывают варианты продажи и имеют в своих арт-отделах дилеров со стажем и связями.

9. Дополнительными условиями банка при кредитовании иногда являются:

• передача работ в банк на хранение на весь срок кредитования (при этом хранение заемщик оплачивает дополнительно);
• обязательство заемщика хранить работы в определенном месте, регулярно экспонировать, каталогизировать их и совершать другие действия по управлению коллекцией (с целью повышения стоимости актива, что выгодно обеим сторонам) в случае хранения предметов искусства у заемщика;
• использование займа исключительно в качестве оборотных средств существующего бизнеса;
• наличие у заемщика других видов обеспечения: недвижимости, ценных бумаг и пр. При этом обеспечением залога де-юре выступает объект искусства, но в случае невозврата кредита претензия банка касается других активов, оговоренных соглашением (т. н. последующий залог). Скажем, недвижимость в последующий залог предпочитает брать Sotheby’s — в случае неплатежеспособности клиента он продает ее через дочернюю компанию Sotheby’s International Realty.

10. Отметим, что наряду с банками, частными компаниями и аукционными домами также функционируют (все — в США) несколько ликвидационных компаний, которые активизируются в кризисные периоды. Они предлагают получение наличных средств на руки в срок 3–5 дней в обмен на предмет искусства. Тело кредита составляет всего 10–15 % от рыночной стоимости залога, однако требований к документам, подтверждающим провенанс предъявляемых работ, они практически не выдвигают. Мы не будем упоминать их названия, исходя их двух соображений: во-первых, оборот наличных средств подлежит строгому учету и в данном случае является незаконным. Во-вторых, мы хотели бы удержать коллекционеров от обращения к подобным компаниям, даже с учетом возможных кризисных обстоятельств. Главное — помнить: с момента начала рецессии и до следующего оживления рынка внутри качественного предмета искусства деньги сохраняются лучше, чем во многих других активах.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200327_Art_lending.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200327_Art_lending.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх