art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

АРХИПЕНКО Даниил Александрович (1985) Наблюдатель. 2020
Текущая ставка
30 000 RUB
Окончание торгов
02 Окт. 2020 12:00:00
ГОРОХОВСКИЙ Эдуард Семёнович (1929–2004) Катастрофа в Макеевке. 1995
Текущая ставка
10 000 RUB
Окончание торгов
02 Окт. 2020 12:00:00
ПОТАПОВА Ольга Ананьевна (1892–1971) Розы. 1969
Текущая ставка
100 000 RUB
Окончание торгов
02 Окт. 2020 12:00:00


Тиражная графика готовится к буму
ARTinvestment.RU   26 апреля 2016

Сегмент эстампа устойчиво растет как минимум последние 10 лет — это всем известно. Но результаты «тиражки» на апрельских торгах Sotheby’s Prints & Multiples удивили даже людей бывалых

Из прежней Золушки арт-рынка тиражная графика на наших глазах превращается в принцессу. Сегодня по меньшей мере каждая третья работа, приобретаемая на аукционном рынке, — это произведение тиражной графики. В целом за прошедшие десять лет сумма только аукционных сделок в этом сегменте выросла в два раза и превысила $220 млн в год.

А с распространением онлайн-торговли дела у эстампа еще быстрее пошли в гору. И опубликованный недавно доклад Hiscox Online Art Trade Report 2015 (совместное исследование с ArtTactic) лишний раз подтверждает то, о чем все давно догадывались. Именно произведения тиражной графики для большинства новых коллекционеров становятся первыми покупками искусства в режиме онлайн. Покупателей прельщает относительная безопасность, ценовая доступность и ликвидность. 58 % таких коллекционеров совершают относительно бюджетные покупки — до $750 за эстамп. И такие покупки люди зачастую делают несколько раз в год. 17 % коллекционеров покупают работы за $750–$1 500, 19 % — в диапазоне $1 500–$7 500, и лишь самые «пафосные» 5 % покупают «тиражку» дороже $7 500.

Бюджеты третьей и четвертой группы покупателей позволяют им бороться за лучшие эстампы уже не только на локальных аукционах и в Сети, но и на первоклассных международных торгах.

Например, на Sotheby’s Prints & Multiples 20–21 апреля 2016 года.

Судя по результатам, в этот раз там творилось нечто удивительное.

Из выставленных 280 предметов непроданными остались лишь около 40 лотов, то есть продано более 85 % каталога. При этом общие сборы двухдневного аукциона составили $8 096 188. Для сравнения: это примерно в два раза больше, чем сумма всех продаж живописи и графики на аукционном рынке России в 2015 году. Со всеми нашими дорогими Айвазовскими, Дейнеками и Кабаковыми вместе взятыми.

Действительно, цены уму непостижимы. Покупатели платили сотни и десятки тысяч долларов за большие и безумно большие тиражи. Линогравюра «Портрет молодой девушки» Пабло Пикассо была напечатана тиражом 50 экземпляров, но результат тем не менее — $694 000. Может, покупатель знал обо всём тираже или вообще об этом конкретном эстампе что-то, чего другие не знали? Может, все остальные экземпляры постигла незавидная участь? Вряд ли.

Такая же история произошла с эстампом Роя Лихтенштейна «Обнаженная с голубыми волосами». Да, вещь эффектная. И тираж для Лихтенштейна — естественная стихия. Но позвольте, точно таких же эстампов существует 40 экземпляров. Как в таком случае лист может стоить $494 000? Почти полмиллиона! А вот может, оказывается.

На третьем месте по цене на апрельском аукционе оказался Уорхол с альбомом из 10 литографий «Ковбои и индейцы». Его продали за $322 000. Догадайтесь, сколько еще таких альбомов было выпущено? Судя по цене, 10? Нет, правильный ответ: 250!

Завершает нашу подборку на тему «Куда катится этот мир?» альбом иконы нью-йоркского неоэкспрессионизма Жана-Мишеля Баскии — без названия, включающий 4 шелкографии. Тираж по сравнению с 250 экземплярами его друга, соратника и соавтора Уорхола, небольшой — всего 85 экземпляров. За шелкографии Баскии отдали почти $300 000. Вдвое выше верхнего эстимейта. Понятно, вещи яркие и эффектные. Да вот только год выпуска у них — 2001: Баския к тому времени уже 13 лет лежал в могиле. А авторизованный тираж выпустил Фонд наследия Баскии совместно с какой-то галереей. Кто скажет, что такой тираж нельзя выпустить с подписью Баскии, будет посрамлен. На тираже стоит подпись Баскии. Но только не Жана-Мишеля, а Джерарда Баскии, управляющего Фонда.

Отдельно — о наших. Конечно, профильный аукцион тиражной графики не может обойтись без литографий Марка Шагала. Их и на сей раз было море. Продавались они хорошо. И по сравнению с Пикассо — недорого. В ценах на Шагала счет обычно шел на тысячи и реже десятки тысяч долларов. Точнее, в диапазоне $6 000–20 000 за отдельные листы. В альбомах же могло получаться и дешевле. Так, в числе самых привлекательных лотов можно отметить альбом «Исход», состоящий из 24 литографий. За него заплатили $21 250, то есть в пересчете получается $885 за лист. Каждый лист подписан карандашом. Тираж большой, 250 экземпляров, но для перепродажи в розницу идеальный вариант.

Самой же дорогой литографией Шагала, проданной на апрельских торгах, стал лист «Фазан» 1966 года. Красивая и малотиражная вещь (чуть ли не 7 экземпляров всего). Покупателю, очевидно, повезло. При эстимейте $30 000–50 000 «Фазана» удалось купить за $20 000. Классический пример того, что не стоит пугаться высокого эстимейта. Даже когда кажется, что борьба непосильна, все равно стоит делать минимальную ставку. Даже сильно ниже эстимейта. Иногда такие вещи неожиданно срабатывают.

Завершая с Шагалом, напомню один лайфхак: аукционные цены на произведения Марка Шагала на нашем портале можно посмотреть бесплатно и без регистрации, в рамках пробного доступа.

Если с Шагалом тиражная графика ассоциируется прочно, то литографии отца абстракционизма Василия Кандинского на аукционах встречаются реже. Впрочем, их довольно много. На этот раз Sotheby’s продал литографию Василия Кандинского «Черные линии» 1924 года за $8 750. Она маленькая, монохромная, но очень узнаваемая. Да и тираж небольшой — всего 50 экземпляров.

Теперь о самых доступных лотах. Вы удивитесь, но в числе самых доступных оказались произведения Роберта Раушенберга и Огюста Ренуара. Литография одной из главных фигур в поп-арте была продана за $1 250. Красивая, и тираж не сногсшибательный — 100 экземпляров. А вот результат Ренуара — $875 за портрет маршана Амбруаза Воллара — можно объяснить как раз тем, что эта литография не редкость. Она напечатана тиражом 1 000 экземпляров.

Что осталось непроданным? Сильно разбирающиеся люди наверняка смогут обосновать отрицательный результат по каждой из 40 непроданных позиций. Но ничего общего в глаза не бросается. Коллекционеры обращают внимание на имя, редкость предмета (косвенно — тираж), декоративную составляющую, адекватность цены. Среди непроданных было много не самых известных имен, но там же оказались вполне симпатичные вещи Пикассо, Макса Бекманна, Тулуз-Лотрека и Зигмара Польке. Просто в этот раз не повезло.

Рост интереса к тиражной графике — это не заморский феномен. В наших широтах эстамп первых имен тоже востребован у покупателей. Например, почти каждую неделю мы продаем тиражную графику Оскара Рабина (линогравюры стоят 30 000–40 000 рублей) и Владимира Немухина (25 000–90 000 рублей). По статистике других русских аукционов, в число самых ликвидных произведений внутреннего аукционного рынка входят офорты передвижника Ивана Шишкина, его тиражная графика продается в подавляющем большинстве случаев в диапазоне 20 000–70 000 рублей.

В целом, по моим наблюдениям, спрос на тиражную графику есть всегда, и ограничивается он только ценой. В диапазоне до 40 000 рублей первые имена уверенно находят покупателей. Дальше дело идет сложнее, но идет.

Аукционным домам эстампы как бизнес (ради денег) не шибко интересны: на продаже одного листа они зарабатывают 3 000–10 000 рублей, а организационной работы с этим листом будет столько же, сколько с дорогой живописью. Зато доступная тиражная графика выполняет важную маркетинговую функцию — она обеспечивает ассортиментное разнообразие и улучшает статистику продаж в лотах, что, в свою очередь, важно для привлечения сдатчиков. И конечно, недорогая тиражная графика первых имен привлекает начинающих коллекционеров, дает им возможность втянуться в торги. Посоветовать же начинающим коллекционерам можно только следующее: ориентироваться на листы первых имен, обращать внимание на ликвидность, проверять сохранность, подлинность и не переплачивать. Все-таки тиражная графика задумана ради доступности и не должна конкурировать по цене с оригинальными рисунками тех же авторов.

Что еще почитать по теме на ARTinvestment.RU:

Топ-10 тиражной графики — 2015. Цены первого полугодия;

Что означают символы на эстампах. Интервью с Валерием Силаевым;

Чем хороша графика в сложные времена?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160426_prints.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160426_prints.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх