Чем хороша графика в сложные времена?
ARTinvestment.RU   19 февраля 2015

В условиях охлаждения экономического климата именно графика взяла на себя функцию основного теплоносителя аукционного рынка искусства

Уговоры покупать в наши дни графику — это, по правде говоря, жеманство. Она и без того продается лучше всех остальных сегментов изобразительного искусства. Лучше живописи, лучше фарфора, лучше скульптуры. И не только у нас, но и во всем мире. По мировой статистике, 51 % работ, продаваемых на зарубежных аукционах, представляют сегмент до 1000 долларов — то есть по большей части графику. В России примерно та же ситуация. В прошлом, 2014 году из каждых 100 графических работ, выставляемых на русских аукционах, своих новых владельцев находили 45 листов. Для сравнения: из каждых 100 выставляемых картин продавалось только 35. Известно также, что 37 % лотов, проданных на российских аукционах, стоили дешевле 39 000 рублей (тогда это было около 1000 долларов.) Очевидно, что почти весь этот сегмент представлен именно графикой: оригинальной и, кстати, тиражной — литографиями, офортами и пр.

Интерес к тиражной графике и вовсе можно отнести к важным интеллектуальным завоеваниям прошедших полутора — двух лет. Раньше на нашем рынке такого и близко не было.

Отношение публики к графике изменилось буквально на глазах. Еще лет пять назад при слове «рисунок» люди, которые не очень в теме, кривили рты: «нет-нет, рисунок точно не подойдет, нужен хороший “холст/масло”». Вот это идиоматическое «холст/масло» долгое время выступало критерием качества для художественного произведения в бытовом смысле. В недавней системе координат графика в глазах большинства безнадежно проигрывала маслу и темпере, а ее, без преувеличения, бесконечные возможности и особая эстетика оставались уделом тонких ценителей и знатоков. Сейчас уже всё не так. Мы наблюдаем ренессанс рынка графики.

И кризис лишь усилил общую тенденцию. Так, на еженедельных аукционах AI графика уже в прошлом году занимала не менее 50 % в структуре продаж. А в первые месяцы 2015-го ее доля еще увеличилась. В условиях охлаждения экономического климата именно графика взяла на себя функцию основного теплоносителя аукционного рынка искусства.

Причин тому — несколько.

Предельная доступность. В прошлом году 11 лотов на наших аукционах были проданы в ценовом диапазоне 7 500–10 000 рублей. Среди них были оригинальные рисунки Бориса Свешникова, Игоря Ворошилова, Владимира Яковлева, Евгения Чубарова, Кати Медведевой и др. Уж не знаю, что может быть доступнее? И что можно в принципе найти лучшего по соотношению цена/качество?

Возможность покупать первые имена. Качественная тиражная графика едва ли не единственная возможность для коллекционеров невысокого достатка проявить бескомпромиссность в выборе имен. Вот только несколько примеров. Если оригинальный рисунок Оскара Рабина может стоить в пересчете более 300 тысяч рублей, то шикарно напечатанная цветная литография — 37,5 тысячи рублей (реальный пример нашего февральского аукциона). Роскошные листы Павла Пепперштейна в прошлом году коллекционеры раскупали по 15 000 рублей. Тиражного Илью Кабакова на наших аукционах покупали за 24 000–42 500 рублей, Владимира Немухина — за 50 000–55 000 рублей, Дмитрия Плавинского — 37 500 рублей, Михаила Шемякина — за 24 000. В голове не укладывается, что все это созвездие имен, все это интеллектуальное и эстетическое богатство стоило дешевле шестого «айфона». А если довести бюджет до 100 000 рублей, то это уже позволит покупать тиражные произведения мировых художников первого ранга, того же Фернана Леже и Марка Шагала.

Лучше выбор, чем в живописи. Сложно объяснить, почему так выходит. Но на практике рисунков, от которых захватывает дух, встречается гораздо больше, чем картин. В свое время один знаток рассказал, что в России традиционно хороших графиков было больше, чем живописцев. А может быть, потому, что после всех катастроф XX века графики на руках осталось больше. Сохранить папку в коммунальном быту было проще, чем приметную живопись или мебель. Все объяснения не особо убедительны, но уж как есть. Лучше просто принять на веру то, что найти хороший рисунок (вещь с экспрессией и энергетикой) начинающему коллекционеру будет не так сложно, как выдающуюся живопись.

Высокая ликвидность. Хорошую графику не только легче купить, но и легче продать, если потребуется. Даже на подмороженном рынке, когда люди кутаются в пальто своих страхов и в принципе неохотно расстаются с деньгами, недорогую графику они себе все равно позволяют. Даже не ради инвестиций, а ради удовольствия. Графика в этом смысле — прекрасный антидепрессант. И статистика уходов на аукционах тому свидетельство.

Не требует дорогостоящей экспертизы. В большинстве случаев. Технологическая экспертиза для графики ничего полезного не показывает, в отличие от живописи. А для продажи, как правило, достаточно иметь искусствоведческое заключение профильного эксперта. И то преимущественно для художников «группы риска» — Зверева, Яковлева и др.

Итак, оригинальная графика каких авторов доступна при бюджете менее 100 000 рублей? Понятно, что бывает и дороже, но вот несколько имен, периодически вписывающихся в обозначенный бюджет: Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Игорь Ворошилов, Татьяна Маврина, Максимилиан Волошин, Борис Свешников, Евгений Чубаров, Виктор Казарин, Владимир Пятницкий, Юрий Соболев-Нолев. Вдвое меньшей суммы хватит на тиражные работы Оскара Рабина, Эрнста Неизвестного, Владимира Немухина, Михаила Шемякина, Дмитрия Плавинского, Олега Целкова, Владимира Янкилевского.

Недостатки графики по сравнению с живописью хорошо известны. Живопись при прочих равных лучше удовлетворяет инвестиционным критериям. Живописные шедевры быстрее растут в цене, они более удобны для аккумулирования капитала для последующего прироста. Живопись удобнее экспонировать, ей не нужны защитные стекла и условия освещения. Всё правда.

Как правда и то, что нынешнее предложение графики тоже не бездонно. Этот ресурс тоже будет истощаться. Сейчас момент не лучше и не хуже: цены после двукратного падения курса рубля выросли не сильно, примерно на 20 %. Через некоторое время кто-то будет с досадой вспоминать, что в кризисном 2015-м не решился на покупку стоящего листа.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150219_grafics.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150219_grafics.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 14.12.2017 Гессенские принцессы в Российской истории 19 декабря 2017 года во Франкфурте-на-Майне, в Музее Иконы, откроется выставка «Гессенские принцессы в Российской истории» — совместный масштабный российско-германский выставочный проект.
  • 14.12.2017 Нонконформисты в Липецке В липецкой галерее современного искусства «Буксир» открылась выставка живописи и графики художников-шестидесятников — Рабина, Яковлева, Мастерковой, Ворошилова и других
  • 14.12.2017 «Композиции и натюрморты» Бориса Мессерера в Академии художеств С 19 декабря по 8 января в выставочных залах РАХ на Пречистенке пройдет выставка живописных и графических произведений Бориса Асафовича Мессерера — портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций и др. — всего около 100 работ
  • 13.12.2017 «И свет на сцену». Петр Вильямс и Александра Коновалова Сегодня вечером в Музее АРТ4 открывается выставка из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой и галереи «Веллум»
  • 08.12.2017 Шестидесятник Игорь Шелковский в Новой Третьяковке Выставка — юбилейная. Шелковскому в этом году — 80. И празднует он с размахом. Центральным элементом выставки в Третьяковке станет гигантская скульптура, внутри которой могут находиться и передвигаться зрители
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх