- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Чем хороша графика в сложные времена?
ARTinvestment.RU 19 февраля 2015
В условиях охлаждения экономического климата именно графика взяла на себя функцию основного теплоносителя аукционного рынка искусства
Уговоры покупать в наши дни графику — это, по правде говоря, жеманство. Она и без того продается лучше всех остальных сегментов изобразительного искусства. Лучше живописи, лучше фарфора, лучше скульптуры. И не только у нас, но и во всем мире. По мировой статистике, 51 % работ, продаваемых на зарубежных аукционах, представляют сегмент до 1000 долларов — то есть по большей части графику. В России примерно та же ситуация. В прошлом, 2014 году из каждых 100 графических работ, выставляемых на русских аукционах, своих новых владельцев находили 45 листов. Для сравнения: из каждых 100 выставляемых картин продавалось только 35. Известно также, что 37 % лотов, проданных на российских аукционах, стоили дешевле 39 000 рублей (тогда это было около 1000 долларов.) Очевидно, что почти весь этот сегмент представлен именно графикой: оригинальной и, кстати, тиражной — литографиями, офортами и пр.
Интерес к тиражной графике и вовсе можно отнести к важным интеллектуальным завоеваниям прошедших полутора — двух лет. Раньше на нашем рынке такого и близко не было.
Отношение публики к графике изменилось буквально на глазах. Еще лет пять назад при слове «рисунок» люди, которые не очень в теме, кривили рты: «нет-нет, рисунок точно не подойдет, нужен хороший “холст/масло”». Вот это идиоматическое «холст/масло» долгое время выступало критерием качества для художественного произведения в бытовом смысле. В недавней системе координат графика в глазах большинства безнадежно проигрывала маслу и темпере, а ее, без преувеличения, бесконечные возможности и особая эстетика оставались уделом тонких ценителей и знатоков. Сейчас уже всё не так. Мы наблюдаем ренессанс рынка графики.
И кризис лишь усилил общую тенденцию. Так, на еженедельных аукционах AI графика уже в прошлом году занимала не менее 50 % в структуре продаж. А в первые месяцы 2015-го ее доля еще увеличилась. В условиях охлаждения экономического климата именно графика взяла на себя функцию основного теплоносителя аукционного рынка искусства.
Причин тому — несколько.
Предельная доступность. В прошлом году 11 лотов на наших аукционах были проданы в ценовом диапазоне 7 500–10 000 рублей. Среди них были оригинальные рисунки Бориса Свешникова, Игоря Ворошилова, Владимира Яковлева, Евгения Чубарова, Кати Медведевой и др. Уж не знаю, что может быть доступнее? И что можно в принципе найти лучшего по соотношению цена/качество?
Возможность покупать первые имена. Качественная тиражная графика едва ли не единственная возможность для коллекционеров невысокого достатка проявить бескомпромиссность в выборе имен. Вот только несколько примеров. Если оригинальный рисунок Оскара Рабина может стоить в пересчете более 300 тысяч рублей, то шикарно напечатанная цветная литография — 37,5 тысячи рублей (реальный пример нашего февральского аукциона). Роскошные листы Павла Пепперштейна в прошлом году коллекционеры раскупали по 15 000 рублей. Тиражного Илью Кабакова на наших аукционах покупали за 24 000–42 500 рублей, Владимира Немухина — за 50 000–55 000 рублей, Дмитрия Плавинского — 37 500 рублей, Михаила Шемякина — за 24 000. В голове не укладывается, что все это созвездие имен, все это интеллектуальное и эстетическое богатство стоило дешевле шестого «айфона». А если довести бюджет до 100 000 рублей, то это уже позволит покупать тиражные произведения мировых художников первого ранга, того же Фернана Леже и Марка Шагала.
Лучше выбор, чем в живописи. Сложно объяснить, почему так выходит. Но на практике рисунков, от которых захватывает дух, встречается гораздо больше, чем картин. В свое время один знаток рассказал, что в России традиционно хороших графиков было больше, чем живописцев. А может быть, потому, что после всех катастроф XX века графики на руках осталось больше. Сохранить папку в коммунальном быту было проще, чем приметную живопись или мебель. Все объяснения не особо убедительны, но уж как есть. Лучше просто принять на веру то, что найти хороший рисунок (вещь с экспрессией и энергетикой) начинающему коллекционеру будет не так сложно, как выдающуюся живопись.
Высокая ликвидность. Хорошую графику не только легче купить, но и легче продать, если потребуется. Даже на подмороженном рынке, когда люди кутаются в пальто своих страхов и в принципе неохотно расстаются с деньгами, недорогую графику они себе все равно позволяют. Даже не ради инвестиций, а ради удовольствия. Графика в этом смысле — прекрасный антидепрессант. И статистика уходов на аукционах тому свидетельство.
Не требует дорогостоящей экспертизы. В большинстве случаев. Технологическая экспертиза для графики ничего полезного не показывает, в отличие от живописи. А для продажи, как правило, достаточно иметь искусствоведческое заключение профильного эксперта. И то преимущественно для художников «группы риска» — Зверева, Яковлева и др.
Итак, оригинальная графика каких авторов доступна при бюджете менее 100 000 рублей? Понятно, что бывает и дороже, но вот несколько имен, периодически вписывающихся в обозначенный бюджет: Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Игорь Ворошилов, Татьяна Маврина, Максимилиан Волошин, Борис Свешников, Евгений Чубаров, Виктор Казарин, Владимир Пятницкий, Юрий Соболев-Нолев. Вдвое меньшей суммы хватит на тиражные работы Оскара Рабина, Эрнста Неизвестного, Владимира Немухина, Михаила Шемякина, Дмитрия Плавинского, Олега Целкова, Владимира Янкилевского.
Недостатки графики по сравнению с живописью хорошо известны. Живопись при прочих равных лучше удовлетворяет инвестиционным критериям. Живописные шедевры быстрее растут в цене, они более удобны для аккумулирования капитала для последующего прироста. Живопись удобнее экспонировать, ей не нужны защитные стекла и условия освещения. Всё правда.
Как правда и то, что нынешнее предложение графики тоже не бездонно. Этот ресурс тоже будет истощаться. Сейчас момент не лучше и не хуже: цены после двукратного падения курса рубля выросли не сильно, примерно на 20 %. Через некоторое время кто-то будет с досадой вспоминать, что в кризисном 2015-м не решился на покупку стоящего листа.
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150219_grafics.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150219_grafics.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"