Art Investment

«Русская неделя» в Лондоне. Ценовые прогнозы по избранным лотам

На торгах Christie’s, Sotheby’s и Bonhams 28–30 мая появятся интересные работы Александра Волкова, Михаила Врубеля, Зинаиды Серебряковой, Михаила Нестерова и других

Конец мая — время важных весенних аукционов в сегменте русского искусства. И не только в Британии. Посмотрите наш график: и американский Jacksons, и петербургские «Русские сезоны» (к слову, именно там был установлен российский аукционный рекорд), и еще будет много других. Но по традиции основное внимание будет приковано к Лондону. К «русской неделе» с 28 мая, в течение которой специализированные торги проводят Christie’s, Sotheby’s и Bonhams. Раньше весенние и осенние торги вообще считались едва ли не определяющим событием для русского рынка. По ним сверяли часы, их итоги определяли настроения коллекционеров и инвесторов. Да и в мире эти торги «внушали»: русские удивляли, наверстывая упущенное. Со временем ситуация как-то успокоилась. И сегодня Russian Sale — это почти рутинное регулярное мероприятие в плотном графике торгов. И больше не монопольное. В частности, шедевры русского искусства лидеры охотно включают в более престижные серии торгов — тех же «Импрессионистов и модернистов». Впрочем, это касается вещей с потенциалом под 10 миллионов. А весной и осенью аукционы припасают заманчивые для русских коллекционеров предложения в более доступном сегменте. Причем осенью каталоги обычно бывают сильнее, а весной (как сейчас) — попроще. Шедевров на этот раз совсем мало. Но интересные вещи есть. И не только в дорогом сегменте. Попробую предположить, за что будут бороться коллекционеры.

Christie’s Russian Art 28 мая

В частности, мало сомнений, что ныне действующий аукционный рекорд для Александра Волкова — 541 тысяча фунтов — скоро падет. «Демон» безусловно самое значительное произведение авангардиста из всех когда-либо появлявшихся на торгах. Я бы вообще отнес эту работу к самым важным вещам предстоящей «русской недели». «Демон», вдохновленный врубелевским шедевром, выставлялся на персональной выставке Александра Волкова в Третьяковской галерее в 2008 году, а также в рамках резонансной выставки «Венок Савицкому» (2011) в Московском клубе коллекционеров. Класс близкий к шедевру, ценная тема, комфортный размер, хороший провенанс (работа происходит из семьи художника) — все пророчит «Демону» значительное превышение эстимейта. Прогноз ухода — тысяч восемьсот пятьдесят, а то и под миллион.

Предстоящая русская неделя весьма щедра на классные работы Зинаиды Серебряковой. Пусть главное внимание приковано к монументальным заказным вещам на Bonhams, но и Christie’s есть чего показать. Подписчики базы ARTinvestment.RU наверняка уже отыскали эту «Полулежащую обнаженную» (1930). Именно ее купили на конкурирующем Sotheby’s в ноябре 2006 года за 881 тысячу фунтов. Это на сегодняшний день третья по цене работа Серебряковой. К слову, действующий «потолок» Серебряковой — 1,071 миллиона фунтов — был достигнут в 2008 году на Sotheby’s, другой «Полулежащей обнаженной». Обе работы сопоставимы по классу, но претендентка — заметно лучше.

С учетом обстоятельств можно предположить, что 28 мая на Christie’s «Полулежащей обнаженной» будет установлен новый ценовой рекорд для творчества Серебряковой, может быть 1,1 миллиона фунтов. Но продержится он лишь пару дней. Уже 30 мая его снова побьют серебряковские «Флора» и «Юриспруденция» на Bonhams.

На том же аукционе одним лотом предлагается шесть рисунков Эрнста Неизвестного с эстимейтом 2–3 тысячи фунтов. Локомотивом выступает «Синяя голова» 1965 года — вероятно, самый декоративный рисунок из предлагаемого сета. Небольшой, но комфортный размер (больше A4), понятный провенанс. Работа выставляется на торги из коллекции основателя лондонской галереи Grosvenor Эрика Эсторика — американца с русскими корнями, поклонника русского авангарда и нонконформистского искусства. В 1960-х Эсторик 14 раз посетил Советский Союз. В каталоге указано, что рисунки он приобрел прямо из мастерской художника. Набросок головы сделан фломастером — непонятно, насколько долговечной окажется эта техника, но пока все в порядке. Поклонникам Неизвестного лот должен понравиться — и составом, и ценой. Christie’s имеет свежий опыт продажи подборок рисунков русского нонконформиста и поставил вполне реалистичный эстимейт. Прогноз цены AI — 2,3 тысячи фунтов.

Представленный на Сhristie’s оргалит Дмитрия Краснопевцева маловат (41 х 39), но в хорошем оформлении будет смотреться вполне эффектно. Эстимейт выставлен вполне по рынку. По нынешнему рынку. Вряд ли лот вызовет борьбу (в композиции все же нет ничего выдающегося), но вполне может уйти в пределах эстимейта — за 30 тысяч фунтов. Несмотря на опубликованную информацию о провенансе (владельцем в каталоге Christie’s называют московского друга художника Юрия Носова), разумной мерой безопасности при покупке любых работ Краснопевцева является консультация со знатоком — Александром Ушаковым. Новому владельцу всяко спокойнее будет.

Sotheby’s для торгов 28 мая не припас ничего сногсшибательного. Но интересное имеется

За полуметрового «Царя морского» Михаила Врубеля торговаться предстоит в условиях сплошной неопределенности. И по названию работы есть разные мнения, да и по цене работу сравнивать не с чем. Подписчикам базы ARTinvestment.RU известно, что брат-близнец этого царя был продан на Sotheby’s за 5 400 фунтов. Но это было в 1992 году — так давно, что, считайте, и не было вовсе. Есть еще один «маячок»: в 2010 году небольшая скульптура Врубеля «Ассириец» была продана на Sotheby’s за 181 тысячу фунтов. Причем «Ассириец» заметно уступал «Царю морскому» и по размеру, и по декоративным характеристикам. Очевидно, этот результат вдохновил устроителей установить эстимейт в очень широком диапазоне, но от 180 тысяч фунтов. И в целом цифра 180–250 тысяч фунтов говорит только о том, что специалисты даже примерно не знают, сколько можно просить. Что и понятно. Прогноз цены AI — 190 тысяч фунтов.

Среди вещей, останавливающих взгляд, — «У озера» Нестерова. Работы Михаила Нестерова сопоставимого класса 3–5 лет назад так и стоили около 150–200 тысяч фунтов. Бывало и 250. В нашем случае размер побольше обычного, и сюжет хоть и ностальгический, но не самый мрачный. Картина происходит из коллекции русской эмигрантки Сони Коулфакс, так что новому владельцу будет что рассказать. Тем не менее AI не рассчитывает в этом случае на рекорд. Скорее всего, результат лишь незначительно превысит эстимейт и торг закончится, например, на уровне 230 тысяч фунтов. Напомню, что рекорд для Нестерова установила в 2007 году картина «Видение отроку Варфоломею», проданная за 2,1 миллиона фунтов. К слову, когда-то и «Варфоломея» и «У озера» коллекционеры купили на одной и той же зарубежной выставке русского искусства в 1924 году.

О Bonhams 30 мая. Сразу обсудим вещь с обложки

Работы Серебряковой такого класса выходят на аукционные торги впервые в истории. Там есть все: исполинский размер — 165 см в высоту, высочайшая декоративность, сюжет, позволяющий раскрыться таланту. Да еще и красивая легенда — история чудесного обретения. «Флора» и «Юриспруденция», созданные на заказ для бельгийского имения некоего барона, долгое время считались утраченными, а теперь —пожалуйста, выставлены на торги, да еще и с дразнящим эстимейтом 700–900 тысяч фунтов. Может, кого-то смутит, что вещи заказные и несут отпечаток вкусов заказчика? Маловероятно.

Результат в любом случае может быть сколь угодно неожиданным. Уникальные панно сейчас активно рекламируются в коллекционерских кругах России. Думаю, мы вправе рассчитывать на существенное превышение эстимейта — например, до 1,6 миллиона фунтов. Ну а предыдущий рекорд творчества Серебряковой (миллион фунтов с «копейками») точно не устоит.

Одно из преимуществ Bonhams — широкое предложение вещей с доступными эстимейтами. Например, неплохой эскиз Борисова-Мусатова можно попытаться сторговать в диапазоне 4–6 тысяч фунтов. А вот тоже интересный вариант. Павел Иванов — Поль Мак. Тот случай, когда «салон-салон» вовсе не означает «ужас-ужас». Его «Шахерезаду» (того же года и сопоставимого размера) продали в прошлом году на Christie’s за 46 тысяч фунтов. Нынешняя «Обнаженная красавица», выставленная с эстимейтом 4–6 тысяч фунтов, заметно уступает восточной диве в затейливости, но, переводя на язык цифр и денег, не в десять же раз? По сравнительным аукционным продажам можно вычислить, что текущий рыночный уровень такой работы — около 20 тысяч фунтов. Разве что из осторожности напророчу в этот раз поменьше.

Раньше при составлении прогнозов на торги ARTinvestment.RU пытался предсказать, с каким настроением придут покупатели. Особенно это было важно в начале кризиса — надо было смотреть, где нефть, где акции, какова среднесрочная судьба мировых валют, что говорят аналитики. Теперь же, по ощущениям, все уже не так. Нет прямой связи. Жизнь течет своим чередом и горячие новости экономики и политики не оказывают заметного влияния настроение покупателей.

Экономического ухудшения, кстати, и нет. Ценовой индекс русского искусства ARTIMX-RUS с начала года уже заметно вырос, примерно на 13 процентов. А индекс покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba остался на прежнем уровне, не упал.

По настроениям на торги вывод можно сделать такой: у тех, кому положено, деньги никуда не делись и они по-прежнему будут охотиться за шедеврами. Только подавай.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20120518_rus_sales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20120518_rus_sales.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».