Аукцион «Совком». Впечатления от главных торгов сезона
ARTinvestment.RU   31 октября 2011

Торги 27 октября: двухчасовой концентрат текущего состояния арт-рынка плюс процент продаж на мировом уровне

27 октября состоялось, вероятно, самое индикативное событие для нашего рынка искусства. Большой, хорошо подобранный аукцион, где все как на ладони: изменение покупательских предпочтений, ликвидность, активность. Двухчасовой концентрат текущего состояния арт-рынка. Специально ходили на него с Константином Бабулиным, чтобы сверить впечатления. И недаром: местами наши мнения не сошлись.

В интервью, предшествующем аукциону, Юрий Тюхтин сказал смелые слова, которые многим запомнились: «Скажу честно, если мы не продадим 50 процентов лотов, мы возьмем паузу. То есть “бомбой” я бы назвал как раз результат — если мы не сможем все это продать». Сегодня ясно, что паузу «Совкому» брать не придется. По моим подсчетам, на торгах продали чуть больше 60 процентов и еще, весьма вероятно, доберут что-то на послеаукционных продажах, потому что иногда не бидовались такие вещи, что Тюхтин поднимал брови и брал не свойственную для его манеры ведения паузу. Процент продаж на «Совкоме» оказался на мировом уровне. Напомню, что индекс покупательской активности в сегменте русского искусства — ARTIMXba-RUS — находится сейчас на уровне 66 процентов. Но это показатель, который считается по всем мировыми аукционам, где торгуется русское искусство. Для внутренних российских аукционов процент купленных лотов был традиционно ниже. В последнее время у нас даже показатель больше 35–40 процентов считается приемлемым, а уж 60 процентов вообще мечта!

В числе самых дорогих лотов — метровый холст Павла Кузнецова «Уборка капусты» 1930-х годов. Каталожная вещь, с экспертизой центра Грабаря. В итоге лот  156 после непродолжительной борьбы со старта в 2,4 миллиона рублей ушел за 2,6 миллиона. В Англии, вероятно, было бы значительно дороже. Второй рекордсмен торгов — большой холст Александра Древина «Ивняк. Алтай» 1930 года (лот 157). В истории бытовая лота — коллекция Георгия Костаки. С 1,8 миллиона рублей картина поднялась в цене до 2,3 миллиона. Тоже кого-то можно поздравить с удачной покупкой.

Если подмечать какие-то тенденции, то, по ощущениям, как-то не влёт продавалась «Европа». Особенно это касалось «так себе» вещей. Люди покупали, если недорого, тысяч за 100 рублей, продавались декоративные итальянцы — безымянные пейзажи, олени, охота. Но если за вещь просили 250 или 750 тысяч, то обычно попыток купить не было. А в прошлом году покупатели «Европу» больше любили; казалось, что формировался новый тренд. Но сейчас кажется все меньше.

Хорошо брали советскую графику. Среднеразмерные акварели Ведерникова (лоты 118, 119) купили за 130 тысяч рублей, с превышением минимального эстимейта. В целом довольно большой стринг советской графики бойко распродался по ценам около 60 тысяч рублей. Маленькую картину Аркадия Пластова (лот 137) продали за 900 тысяч. Метровый картон братьев Ткачёвых (лот 173) — за 400 тысяч рублей. Кстати, с ним устроители допустили ошибку: в каталоге указали маленький размер 29 х 49. А вещь-то оказалась большой. Словом, ставим галочку: интерес к советскому направлению есть.

То же можно сказать и о шестидесятниках — семидесятниках. Успешно продали очень хорошую картину Наталии Нестеровой (лот 182) — за 750 тысяч. Успех сопутствовал и холсту Татьяны Назаренко (лот 181). Кто-то очень недорого купил рисунки Юло Соостера (лоты 187, 188) — по 30 тысяч рублей за штуку. 8 рисунков Михнова-Войтенко были проданы единым лотом (лот 191) за 150 тысяч рублей. Покупка вполне с дилерским прицелом, хорошей маржинальностью. По старту — за 1,5 миллиона — купили огромный диптих Леонида Пурыгина (лот 192). «Миллионниками» аукциона стали также Эрик Булатов — два рисунка с известной темой Perestroika (лот 195) ушли за миллион. Столько же заплатили за среднеразмерное масло Олега Целкова (лот 194) — сработала заочная ставка; живьем, к слову, вещь, как ее ни хвалили, не очень-то понравилась. Самым дорогим из классических шестидесятников стал холст Оскара Рабина 1965 года (лот 196) — очень хороший. 1,5 миллиона, по рыночным меркам недорого. А вот масло Краснопевцева (лот 197) не продали , минимальные 1,7 миллиона никто не дал. Ну и правильно. За фотографию Франциско Инфанте (лот 190) из серии «Артефакты» 1977 года заплатили 100 тысяч рублей. Я думал, что не купят, публика не та, но и деньги небольшие, и работа хорошая, необычная — все сыграло в плюс, и покупателя можно поздравить. По старту, за 300 тысяч рублей, купили двухметровую картину Юрия Купера «Поле» (лот 202). Как отметил Тюхтин, дешевле, чем напрямую у художника. Ее хвалили на форуме, но на самом деле живьем вещь понравилась не всем, у Купера есть работы гораздо удачнее. В целом, ставим еще одну галочку: интерес к шестидесятникам не угас.

Современное, как мне показалось, пока не шло совсем. Даже с именами. Из неудач можно отметить, например, not sold для полутораметрового холста Павла Леонова: 330 тысяч рублей за лот 206 в зале никто не дал.

Что еще можно отметить? Разве что атмосферу. «Драки» и ожесточенной борьбы не было. Единственный раз, когда ведущий долго «играл в пинг-понг» касался лота 64. Это графика Адольфа Либшера начала XX века «Мадонна с младенцем». Возможно, даже тиражная — не знаю. Большая, на причудливой раме. То, что женщины называют «милой вещицей». Но ничего особенного. Так вот, эта штуковина продалась с более чем 4-кратным превышением эстимейта. С 60 тысяч загнали на 260 тысяч. Такой вот курьез, но зал разогрел.

По ощущениям, в переполненном зале (плюс человек 20 на галерке стояли) реально торговалось меньше 10 человек (мне показалось, что пять, а Константину — что десять). Довольно часто, особенно в начале, в торги вступали телефонные покупатели. По поводу торговли в зале на форуме высказывалось предположение, что часть покупателей сделали заочные ставки, потом пришли в зал, но не бидовали, если не было конкуренции. Впрочем, заочных заявок было не очень много.

Последнюю сделку на аукционе заключил молодой китаец, который в процессе часто консультировался с кем-то по телефону. По его заявке был продан красивый натюрморт Ильичёвой (лот 207), большое масло (120 х 120) за 200 тысяч рублей. Ильичёву скоро будут раскручивать, планируется выставка, впрочем, вряд ли тут есть прямая связь. Работа действительно декоративная, может понравиться.

На какие размышления наводят прошедшие торги? Жизнь есть, а особого бума никто и не ожидал. По тенденциям и предпочтениям какой-то резкой смены курса не произошло. Люди любят то же, что и два года назад. Все очень консервативно. Было ощущение, что чуть просела «Европа», но это могло показаться. И еще можно отметить, что за морем телушка уже давно не полушка. Какие-то работы можно покупать здесь на аукционах по вполне дилерским ценам, точно далеко не лондонским. Теперь на очереди — аукцион Шишкина, хороший повод проверить первые выводы.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20111031_sovcom.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20111031_sovcom.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх