Русские Bonhams и MacDougall’s. Ценовой прогноз
Современное и актуальное искусство, которому многие отказывают в инвестиционном статусе, тянет вверх заметно «просевшие» этой весной каталоги Russian Sale
К завершению очередного аукционного сезона на рынке сложилась ситуация, которую иначе как противоречивой не назовешь. С одной стороны, в мировой экономике наблюдаются робкие признаки оживления: цены на нефть окапываются у отметки в 60 долларов, фондовые рынки растут, настроения инвесторов улучшаются. А вот сказать, что уровень представленных аукционных каталогов соответствует этим настроениям, — значит сильно покривить душой. Субъективно, уровень предложения в целом значительно ниже, чем даже в прошлые кризисные русские торги. Объяснений можно найти миллион. Летние аукционы традиционно уступают осенним — работает пресловутый «сезонный фактор». К тому же картины есть не просят, и поэтому продавцы склонны придерживать шедевры до лучших времен, до восстановления цен. Это все понятно. И «пустые» каталоги встречались даже в куда лучшие времена. Но сейчас, когда столь высока цена любого позитива, пробелы в предложении ощущаются особенно остро.
На общем фоне получше выглядят каталоги Sotheby’s и MacDougall’s. И то не за счет традиционных направлений, а благодаря «свежей крови» — современному и актуальному искусству (которому многие отказывают в инвестиционном статусе). Видно, такой момент. Нужно пережить. Тем более что даже в «просевших» каталогах всегда можно найти несколько работ, заслуживающих внимания. Война войной, а прогноз ARTinvestment.RU — по расписанию. Ниже мы приводим свои предположения по поводу судьбы более-менее интересных лотов Bonhams и MacDougall’s.
Bonhams. 8 июня 2009
Наталия Гончарова. Золотой петушок. 1914
Устроители вовсе не обязательно выводят на обложку каталога вещь с самым высоким эстимейтом. Нет такого правила хорошего тона. Но все же по обложке, за редким исключением, можно судить о классе предстоящих торгов. Бывали случаи, когда русские торги и вовсе иллюстрировались предметом из стринга прикладного искусства. Так что с русским Bonhams в этот раз покупателям еще повезло. На обложке каталога — сама Гончарова. Точнее, фрагмент эскиза декорации к «Золотому петушку» Н. А. Римского-Корсакова. Рисунок небольшой — 23,8 х 34, то есть визуально примерно на треть больше самой каталожной страницы. Декорации «амазонка» задумала жизнерадостные, сам эскиз доведен до такой высокой степени готовности, которой вполне хватило бы, скажем, для книжной иллюстрации. Эстимейт в 15–20 тысяч фунтов по нынешним временам выглядит высоковатым. Но это интуитивное ощущение, потому что референсных продаж, то есть сделок с рисунками совсем уж сопоставимого качества и времени создания, в недавнем прошлом не было. Из приведенного в каталоге провенанса — участие в выставке «Русские балетные сезона Сергея Дягилева 1909–1929», которая прошла в Париже в 1939 году. Плюс рисунок неоднократно публиковался как минимум с 1950-х годов. По совокупности информации и способу преподнесения (обложка) AI прогнозирует продажу рисунка по нижнему эстимейту, 15 тысяч фунтов. И такое приобретение скорее нужно будет считать эмоционально-коллекционным, а не с инвестиционными целями. Хотя стоит напомнить, что Гончарова — автор самой дорогой работы среди всех художниц в мире. Или правильнее так: в мировом рейтинге женщин-художниц занимает первое место как автор самого дорогого произведения, проданного на аукционных торгах. И эта репутация тоже будет работать в плюс, даже когда прочие аргументы не выглядят столь уж убедительными.
Эрнст Неизвестный. Рука созидания. 1986–1987
На аукционном рынке в последнее время появляется множество поздних холстов Эрнста Неизвестного. Так много, что можно даже составить их коллективный «фоторобот»: яркие акриловые краски (бьющие по глазам желтый, синий, даже розовый, и пр.), отсутствие датировки (в том смысле, что ее не афишируют), броский сюжет, в котором задействованы самые узнаваемые образы художника. Общий портрет такой работы довершает на удивление невысокая цена. И еще — колоссальные размеры, словно призванные усилить цветовой удар. Этот вал небесспорных по качеству работ сильного скульптора дал почву для многих критических оценок, суть которых сводится к «выдающийся скульптор и график, но не сильный живописец». А между тем избавиться от разных сомнений можно довольно просто. Во-первых, не строить логику на материале 2000-х годов. И во-вторых, убрать из оценок живописные критерии. Ведь картины Неизвестного по сути своей — это все же в первую очередь графика, пусть и реализованная в живописной технике. В них важен не цвет, а линия. Наоборот, даже лучше, чтобы цвета было поменьше. Чтобы не мешал.
Яркий пример такой добротной «живописной графики» — представленная на Bonhams работа «Рука созидания», выполненная в 1986–1987 годах. Помимо эффектной визуальной составляющей, она имеет, если можно так сказать, провенансные достоинства (что довольно большая редкость для картин Неизвестного 1980-х годов). Дело в том, что «Рука созидания» иллюстрировала обложку каталога выставки Dante’s «Inferno» («Ад» Данте), которая прошла в 1987 году в галерее Эдуарда Нахамкина. 25–45 тысяч фунтов, в которые эксперты дома оценили эту картину, вероятно, назначены как раз с учетом истории бытования данного произведения. То есть слегка авансом. Прогноз AI — 27 тысяч фунтов. При этом работа сохранит значительный инвестиционный потенциал. Смущает разве что тот факт, что Bonhams не самая подходящая площадка для продажи работ Неизвестного. Картина может выпасть из поля зрения потенциальных покупателей произведений значительного представителя неофициального искусства. А жаль.
Александр Ней. Виктория. 1991
Молоток громко ударил на аукционе MacDougall’s летом 2007 года, после чего аукционным рекордом для терракотовых скульптур Александра Нея (Нежданова) стали 13,25 тысячи фунтов за 32-сантиметровую скульптуру «Пробудившиеся» 1979 года (из собрания А. Глезера). В общем такой порядок цен, можно сказать, характерен для больших (30 см для такой проработанной скульптуры — это много) терракот 1970-х годов.
Двадцатисантиметровая «Виктория» — работа интересная, но объективно относится к другому ценовому диапазону. «Женские головы» сопоставимого класса хорошо продаются при цене до 5 тысяч фунтов. Стоит чуть превысить эту планку, и риск not sold заметно возрастает. Bonhams имеет успешный опыт продаж скульптур Нея и с их оценкой (4–6 тысячи фунтов) трудно не согласиться. По мнению AI, итоговая цена расположится вблизи отметки в 4 тысячи фунтов.
MacDougall’s. 11 июня 2009
Дмитрий Стеллецкий. Сцена охоты
Произведения Дмитрия Стеллецкого в последние годы пользовались повышенным вниманием покупателей. Иконописная традиция, любовь к которой пронизывает все его творчество, выбор сюжетов, мастерство исполнения, высокая декоративность, принадлежность к объединениям «Мир искусства» и «Союз русских художников», а также высокое качество предлагаемых на аукционах работ способствовали быстрому, на глазах, росту цен. Аукционный рекорд для творчества вынужденного «русского парижанина» — 378 тысяч фунтов. Столько было заплачено за 10 больших гуашей, иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Дело было на Sotheby’s в ноябре 2007 года.
Почти метровая живописная «Сцена охоты» поступает на торги MacDougall’s с эстимейтом 50–70 тысяч фунтов. На первый взгляд неплохо, учитывая, что даже выдающиеся гуаши еще недавно могли стоить под 40 тысяч фунтов. Ценители творчества Стеллецкого при планировании покупки рекомендуют обращать особое внимание на яркость картины. Если краски не погасли, работа яркая и контрастная, то это большой ей плюс. По каталогу «Сцена охоты» не производит впечатления выдающегося произведения, но если живьем декоративно с ней все хорошо, то прогноза AI — 45 тысяч фунтов.
Станислав Жуковский. Весенний натюрморт с фиалками. 1935
Имя Станислава Жуковского вызывает в памяти ассоциативный ряд светлых, часто печальных пейзажей, которые из залов Третьяковки перенеслись на массовые календари, чтобы нести красоту в быт советских людей. Глядя на них, никогда не подумаешь, какая трагическая судьба ждала их автора. Поляк по происхождению, мирискусник, любимец Третьякова и Рябушинского, Жуковский останется в России после революции, даже будет отправлен на организационную работу. В 1923 году художник эмигрирует в Польшу, где в творчестве все сложится довольно неплохо: персональные выставки, награды, поездки. Потом война, варшавское гетто, восстание, концлагерь. Судьба.
«Весенний натюрморт с фиалками» — это 1935 год, значит, уже Польша. Референсной продажей для него может служить «Натюрморт с сиренью» 1936 года, проданный прошлым летом на Sotheby’s за 115 тысяч фунтов. Но тот натюрморт был чуть побольше и, главное, декоративно интереснее. Добавить к этому экономическую конъюнктуру и получится, что 90 тысяч футов (нижний эстимейт) — это уже оптимистичная оценка. AI остается лишь поддержать этот оптимизм. Прогноз — 90 тысяч фунтов или «не продано». Работа поступила на торги с заключением эксперта Ирины Геращенко из «грабарей».
Павел Мансуров. Геометрическая композиция с черным, белым и красным
«Живописные формулы» Павла Мансурова с недавних пор стали чаще появляться на аукционных торгах. В зависимости от качества они могут стоить в диапазоне от 5 до 18 тысяч фунтов (аукционный рекорд составляет 21 тысячу фунтов за работу 1920 года, но он установлен слишком давно, в 1993 году). Мансуров — представитель «органического» направления в русском авангарде, развитием которого занимались, в частности, Матюшин, Гуро, Борис и Ксения Эндеры.
Приводимые в каталоге упоминания о конкретном произведении относятся к 1983 году, когда композиция принимала участие в ретроспективных выставках Мансурова в Италии. 1983 — это год смерти художника. Скупость упоминаний о произведении русского авангарда обычно должна настораживать. Но Мансурова пока почти не подделывают, и нехватка информации по работам — обычная ситуация для его творчества. Известно, что прорывные «живописные формулы» художник делал в 1920-х, но, не встретив должного внимания, вынужден был сосредоточиться на прикладной работе ради заработка. А вот в 1960-х, когда интерес к русскому авангарду в Европе вернулся, Мансуров начал делать новые композиции в продолжение старых идей. Именно такие поздние работы чаще всего и появляются на аукционных торгах. Ценители рекомендуют обращать внимание на степень их завершенности и декоративную составляющую. У Мансурова, действительно, иногда встречаются композиции, которые словно бы не удались — начаты и не закончены. Но представленная «Геометрическая композиция» вроде бы не относится к их числу. Конкретно эта работа, кстати, есть в базе данных ARTinvestment.RU — ее пробовали продать на MacDougall’s в ноябре 2007 года с эстимейтом 6–9 тысяч фунтов. Тогда продать не получилось. Сейчас работа оценена в 3–5 тысяч фунтов, и цена кажется более благоразумной. В нашей базе работе присвоен зеленый индикатор инвестиционного риска — вроде бы с этим вопросом тоже все в порядке. Прогноз AI — 5 тысяч фунтов.
Эдуард Штейнберг. Абстрактная композиция. 1985
Геометрических композиций представителя послевоенного неофициального искусства Эдуарда Штейнберга на рынке очень много. И при этом на любой вкус, что снижает ажиотаж и повышает коэффициент обдуманности покупок. Удивительно, что при обилии предложения рынок абстракций Штейнберга нельзя назвать четко выстроенным и ориентированным по цене. Так, очень много работ в диапазоне 20–30 тысяч фунтов не находит своего покупателя. Но бывает, что ничем особо не выдающаяся картина вдруг продается за 42,5 тысячи фунтов. Так произошло с композицией 1999 года, которую в марте 2008 года продали на Sotheby’s. Рекорд же для творчества Штейнберга составляет и вовсе 120 тысяч фунтов за большую работу «Композиция: Погребение и Воскресение». Дело было на Sotheby’s в 2006 году. Работа была незаурядная, но рекордная цена, разогнанная с разумного эстимейта в 18–28 тысяч фунтов, по сей день поражает своей загадочностью.
Представленное на июньских торгах MacDougall’s переосмысление идей первого русского авангарда получило вполне жизнеспособный эстимейт 15–20 тысяч фунтов. Первая цифра смотрится особенно привлекательно, но картина, увы, не шедевр. AI считает, что хорошо, если продастся по нижнему эстимейту.
Дмитрий Плавинский. Черепаха. 1970
«Черепаха» Дмитрия Плавинского приковывает взгляд даже как репродукция — очень красивая текстурная работа. Примечательно, что для нее есть 100%-ная референсная продажа. Тот же частный коллекционер из Пакистана продал в прошлом году на MacDougall’s похожую картину Плавинского «Черепаший панцирь, украшенный изображением языческого бога». Того же 1970 года, разве что размером чуть побольше. Эстимейт тогда стоял 70–90 тысяч фунтов, а уход состоялся по цене 59,75 тысячи фунтов. (Кстати, хорошая иллюстрация низкого резерва по отношению к эстимейту на этих торгах — новым покупателям на заметку.) «Черепаха» немного уступает по размеру прошлогоднему «Панцирю», но превосходит его с декоративной точки зрения. Бесподобная текстурность пластин, блеск панциря, естественность композиции — все работает ей в плюс. В былые времена рекомендация была бы «брать за любые деньги». Сегодня инвестиционной можно назвать цену скорее в 55 тысяч фунтов. Таков прогноз AI для текущих экономических условий. Но, отметим, что даже существенная переплата за такую работу не станет выброшенными деньгами. В среднесрочной перспективе работа «переварит» даже верхний свой эстимейт.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090527_bonhams_mac.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090527_bonhams_mac.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.