Торги произведениями старых мастеров Sotheby’s и Christie’s
В конце января коллекционерам представится возможность купить замечательные картины Тернера, Гойи, Тициана, Квентина Массейса и других художников
Выдающиеся работы старых мастеров во все времена были в цене. Что говорит о статусе коллекционера убедительнее, чем картина Тернера (J. M. W. Turner) или Рубенса (Peter Paul Rubens) на стене?.. В годы арт-бума цены на работы старых мастеров (европейских художников, творивших до XIX века) поднялись, но не очень сильно, ибо спекуляция на этом рынке далеко не такая активная, как на рынке произведений современных художников. В это сложно поверить, но зачастую полотна титанов живописи, таких как Питер Брейгель-младший (Peter Brueghel the Younger), продаются дешевле, чем картины какого-нибудь модного Ричарда Принса (Richard Prince). Сейчас, повинуясь новому экономическому настрою, аукционные дома снижают эстимейты. Поэтому коллекционерам открывается отличная возможность для совершения выгодной покупки. Мало сомнений, что произведения старых мастеров будут высоко котироваться и через пятьдесят, и через сто лет. Согласно разработанным специалистами ARTinvestment.RU индексам ARTIMX, рынок старых мастеров за последние 8 лет показывал довольно ровный и стабильный рост. К концу прошлого года ценовой индекс ARTIMX Old Masters превысил 3 000 пунктов (что свидетельствует о трехкратном ценовом росте с 2001 года). А если посмотреть ценовую динамику одного лишь прошлого года, то рост индекса составил около 30 процентов — показатель впечатляющий на фоне многих других «штормовых» рынков. Определенные опасения вызывал годовой индекс покупательской активности ARTIMXba Old Masters: он снижался до конца октября 2008 года. Но потом произошел перелом и кривая очень резко пошла вверх. Так, если индекс покупательской активности на конец октября прошлого года составлял около 55 базисных пунктов, то к началу 2009 года приблизился к 60 пунктам. Для рынка старых мастеров это хороший знак. Рост покупательской активности, количества заключаемых сделок обычно является предвестником роста средних цен и доходности инвестиций. Так что перспективы предстоящих торгов хорошие.
Главной проблемой рынка старых мастеров является то, что на аукционах редко появляются шедевры музейного уровня. Творения главных художников некоторых эпох, например поздней готики или раннего Ренессанса, почти никогда не появляются на публичных торгах: они давно уже разошлись по музеям и выдающимся частным собраниям, чьи владельцы не выражают никакого желания с ними расставаться. Поэтому на торги часто выставляются картины, авторство которых обозначается в каталогах как «мастерская Боттичелли», «по мотивам Леонардо да Винчи», «круг Жана Фуке» и т. д. А если на аукционах и появляются произведения великих художников, то, как правило, это «крепкие середнячки», которые стоят не очень дорого. Так у людей появляется возможность купить хорошее старое полотно по приемлемой цене.
Многие произведения старых мастеров продавались и перепродавались по многу раз, некоторые — на протяжении столетий. И поэтому, когда на аукционах появляются ранее не выставлявшиеся на торги картины, да еще и высочайшего класса, начинается форменный ажиотаж. Вспомните, какой фурор на декабрьском Christie’s произвела «Флора» Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo), найденная на чердаке одного французского шато. Картина получила эстимейт 700–900 тысяч фунтов стерлингов, а ушла за 2,8 миллиона! Такие работы — настоящие «голубые фишки». Редко случается, когда на один аукцион выставляются сразу несколько таких полотен. Но, как уже говорилось выше, тот, кто купит даже не самое гениальное творение великого мастера, в любом случае не проиграет — имена художников, произведения которых продаются на этом рынке, уже давно определены раз и навсегда. Арт-коллекционеры будущего, возможно, не будут знать, кто такой Дэмиен Херст (Damien Hirst), но картины Тернера, Франса Халса (Frans Hals), Гойи (Francisco de Goya) и других знаменитых авторов они будут продавать и покупать так же, как и сегодняшние собиратели.
На этой неделе в Нью-Йорке пройдут крупные торги произведениями старых мастеров Christie’s и Sotheby’s. В их каталогах мы можем увидеть несколько по-настоящему «звездных» лотов, а также много просто хороших работ.
На торги Christie’s 28 января выставлены 213 работ, эстимейты большинства из них не превышают 100 тысяч долларов. По цене 30–50 тысяч можно купить картину мастера позднего Возрождения Тинторетто (Tintoretto), а за 25–35 тысяч — полотно выдающегося голландского живописца Питера де Хоха (Pieter de Hooch). Самым дорогим является лот, в который входят двенадцать полотен Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbarán) c изображением сивилл. Картины оценены в 2–3 миллиона. Великий испанский художник создавал эти работы вместе с учениками, и поэтому, как пишут эксперты аукционного дома, качество живописи здесь не такое безупречное, как на картинах, которые Сурбаран писал один. Тем не менее появление произведения этого художника на таком крупном аукционе можно назвать большим событием: картины Сурбарана выставляются на публичные торги редко и в основном на испанских аукционах.
Еще один яркий лот — акварель «Вид на перевал Бруниг из Майрингена, Швейцария», написанная Дж. М. У. Тернером. Ожидается, что этот вид гор в почти импрессионистической дымке принесет 1,5–2,5 миллиона долларов. Всего на аукцион выставлены пять акварелей Тернера, но «Вид на перевал Бруниг…» оценивается наиболее высоко. Работы происходят из собрания Уильяма и Элинор Вуд Принс (William & Eleanor Wood Prince) из Чикаго. В 2006 году картина Тернера «Джудекка, Ла Донна дела Салюте и Сан-Джорджо» из той же коллекции принесла на торгах Christie’s 35,8 миллиона долларов, став самым дорогим живописным произведением из тех, что когда-либо были проданы на аукционе старых мастеров в Нью-Йорке.
Большой эстимейт также получил натюрморт Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean-Baptiste Siméon Chardin) под названием «Натюрморт с медным котелком, кувшином, рыбой, стаканом, двумя орехами и луком». Эта картина ценна тем, что она является одной из самых ранних работ Шардена, на которой он изобразил кухонную утварь, — позже он прославился своими «кухонными натюрмортами». Полотно оценено в 1,2–1,8 миллиона. Эстимейт весьма смелый, учитывая то, что ни одна из картин Шардена, выставленных на торги в предыдущие два года, не нашла покупателя. Миллионную отметку цены на работы этого художника преодолели только два раза, и оба в 1992 году: полотно «Собака породы спаниель» было продано за 1,5 миллиона долларов, а картина «Натюрморт со стеклянной кружкой, тремя грецкими орехами и корзиной персиков» ушла за 2 миллиона.
На следующий день состоится аукцион графики старых мастеров и художников XIX века, топ-лотом которого является замечательный «Портрет дамы в турецком наряде, предположительно Лоры Тарси» Жана-Этьена Лиотара (Jean-Étienne Liotard), оцененный в 80–120 тысяч долларов. «Восточная» тема занимает особое место в творчестве швейцарского живописца, несколько лет прожившего в Константинополе и получившего прозвище «Турецкий художник». Помимо работы Лиотара, на аукцион выставлены графические произведения Луки Джордано (Luca Giordano), Жана-Антуана Ватто (Jean-Antoine Watteau), Франсуа Буше (François Boucher), Жана-Франсуа Милле (Jean-François Millet) и других художников.
Не стоит забывать и о распродаже коллекции Юлиуса Хельда (Julius Held), которая пройдет 27 и 30 января. Хельд был одним из наиболее авторитетных мировых специалистов по творчеству Рубенса. Он коллекционировал не только произведения старых мастеров, но еще и работы художников XIX века и модернистов. Большая часть его собрания находится в Национальной художественной галерее Вашингтона. На распродаже работ из его коллекции, устроенной Christie’s, в основном будет представлена графика. Некоторые рисунки несут подписи знаменитейших мастеров — Рембрандта (Rembrandt), Луки Лейденского (LucasvanLeyden), Гюстава Доре (Gustave Doré). Самым примечательным лотом является гротескная «Аллегория безумия» кисти великого мастера Северного Возрождения, автора «Уродливой герцогини» и «Менялы с женой» Квентина Массейса (Quentin Massys). Работа оценена в 300–500 тысяч долларов. Картины Массейса появляются на торгах крайне редко — с конца 1980-х всего пять раз. Текущий рекорд на его произведения — 1,3 миллиона долларов.
28 января свой аукцион графики проведет Sotheby’s. Его топ-лотом является рисунок Гойи под названием «Охотник с собакой на фоне пейзажа», оцененный в 600–800 тысяч долларов. Эстимейты остальных произведений гораздо ниже. На торгах можно будет купить замечательные рисунки Джованни Баттисты Тьеполо, Джованни Баттисты Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) и Жана-Огюста-Доминика Энгра (Jean-Auguste-Dominique Ingres).
Крупные торги живописью старых мастеров Sotheby’s пройдут в три этапа: два аукциона состоятся 29 января, еще один — 30 января. В отличие от Christie’s, этот аукционный дом представляет несколько многомиллионных лотов-блокбастеров, главный из которых — «Храм Юпитера Панэллинского» Дж. М. У. Тернера. Это выдающееся полотно оценено в 12–16 миллионов долларов. Работа происходит из коллекции арт-дилера Ричарда Фейгена (Richard Feigen), где она находилась более 25 лет. Sotheby’sкрупно повезло: картины Тернера, да еще и такого уровня, можно увидеть на аукционах очень редко. С 1989 года на публичных торгах появились всего 19 полотен английского живописца, в то время как графических произведений было выставлено более 300. Кроме того, у «Храма Юпитера Панэллинского» очень редкий сюжет: картин Тернера «на греческую тему» известно всего три.
В число других выдающихся лотов входят полотна Тициана (Titian), Франсиско де Гойи (Francisco de Goya) и Франса Халса (Frans Hals). Картина Тициана «Саломея с головой Иоанна Крестителя» оценена в 4–6 миллионов долларов. На ней, как и на многих других полотнах этого мастера, изображена чувственная женщина. Работа происходит из коллекции британской королевской семьи. Текущий рекорд на произведения Тициана составляет 4 миллиона долларов. На торги 29 января выставлена еще одна картина этого художника, «Портрет адмирала, предположительно Франческо Дуодо», которой эксперты аукционного дома дали оценку 1,5–2 миллиона долларов. В 1997 году эта картина была продана на Sotheby’sза 2 миллиона.
На картинах Франса Халса «Портрет мужчины с перчатками» и «Портрет женщины с платком», входящих в один лот (15–20 миллионов долларов), изображены муж и жена. Работы были созданы, когда художник находился в расцвете творческих сил. Текущий рекорд на произведения Халса (в долларах) был установлен летом этого года, когда «Портрет Виллема Хейтхейсена, сидящего на стуле с охотничьим хлыстом в руке» ушел на торгах Sotheby’s за 13,9 миллиона долларов (цена продажи без комиссии составила 12,4 миллиона долларов). Sotheby’s амбициозен: верхний эстимейт «Портрета мужчины» составляет 12 миллионов долларов.
Полотно Гойи «Портрет князя Алоиса Венцеля фон Кауниц-Ритберга» (2,5–3,5 миллиона долларов) долго было неизвестно экспертам, изучающим творчество художника. В 1989 году картина «всплыла» на распродаже одной частной коллекции, тогда ее и заметили ученые, которые установили, что ее автором действительно является Гойя. В прошлом году кураторы мадридского музея Прадо включили работу в большую выставку произведений художника, написанных на военную тему. В отличие от многих других старых мастеров, Гойя на аукционах — частый гость. Правда, в основном на публичных торгах продаются его гравюры. Если портрет князя фон Кауниц-Ритберга будет продан в пределах эстимейта, он войдет в число самых дорогих произведений художника. Рекорд принадлежит картине «Коррида. Первая терция», которая была продана в 1992 году за 7,2 миллиона долларов.
Обложку аукционного каталога украсила репродукция картины менее известного, чем Гойя и Тициан, но очень интересного художника Хендрика Тербрюггена (Hendrick Ter Brugghen, 1588–1629), жившего и творившего в Нидерландах. Его творчество очень повлияло на живопись таких великих художников, как Халс, Рембрандт, Рубенс и Ян Вермеер (Jan Vermeer). Работа, которая появится на Sotheby’s, называется «Волынщик». Специалисты аукционного дома поставили ей предварительную оценку 4–6 миллионов долларов. Интересно, что нынешний владелец получил полотно по реституции. До Второй мировой войны оно принадлежало немецкому промышленнику Херберту фон Клемпереру (Herbert von Klemperer), который в 1938 году был вынужден выставить его на продажу. Картину приобрел кельнский музей Wallraf-Richartz, в котором она находилась почти 70 лет. В июле прошлого года ее отвоевали наследники фон Клемперера, они же теперь ее и продают.
Помимо лотов-блокбастеров, Sotheby’s представит еще множество не очень дорогих произведений, эстимейт которых не превышает 50 тысяч. А 31 января аукционный дом устраивает «бюджетные» торги работ старых мастеров и художников XIX века, на которых за 10–15 тысяч долларов можно будет купить вполне достойные картины, написанные последователями Рафаэля (Raphael), Гойи, Тициана, Жана-Батиста Греза (Jean-Baptiste Greuze) и других знаменитых авторов. Кроме того, на аукционе будут представлены живопись и графика русских художников — Константина Маковского, Ивана Айвазовского, Аполлинария Васнецова, Николая Дубовского и других.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090127_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090127_old_masters.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.