Картина Тьеполо превысила эстимейт в три раза!
Аукцион старых мастеров Christie’s, прошедший вчера в Лондоне, можно считать достаточно успешным
Вчера в Лондоне состоялся аукцион Christie’s, на котором были представлены произведения старых мастеров. Результаты торгов можно назвать хорошими. Главной сенсацией стала продажа полотна «Флора» кисти итальянского художника XVIII века Джованни Баттисты Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo). Организаторы надеялись выручить за картину 700–900 тысяч фунтов стерлингов, но принесла она целых 2,8 миллиона (4,2 миллиона долларов, с Buyer’s premium), превысив верхний эстимейт в три раза!
В этом году на торги было выставлено сравнительно немного лотов — всего 44. Аукцион принес 14,7 миллиона фунтов стерлингов (включая Buyer’s premium) при нижнем эстимейте в 15,6 миллиона (без Buyer’s premium). Покупателей нашли 36 лотов (80 процентов). В прошлом декабре на аукционе старых мастеров Christie’s в Лондоне появились 70 произведений, из которых ушли 37 (54 процента). Тогда общий результат торгов составил 18,8 миллиона фунтов.
До аукциона эксперты говорили, что его итоги будут служить «лакмусовой бумажкой» состояния дел на рынке старых мастеров. Вчерашние торги показывают, что все совсем не плохо. Ведь рынок произведений художников, творивших до XIX века (именно их относят к «старым мастерам»), изначально был более «здоровым», чем раздутые спекуляцией рынки модернизма и современного искусства.
«Меня удивило, как хорошо все прошло, — говорит нью-йоркский дилер Энтони Крайтон-Стюарт (Anthony Chrichton-Stuart). — Ожидалось, что рынок старых мастеров упадет так же, как и рынки модернизма и современного искусства. Но этого не случилось». А все потому, что за последние годы работы старых мастеров не так сильно подорожали.
В чем причина такого громкого успеха «Флоры» Тьеполо? Все дело в том, что на рынке старых мастеров покупатели активнее всего бьются за работы, никогда раньше не появлявшиеся на аукционах. Такие сейчас найти достаточно сложно: большинство работ старых мастеров, присутствующие на рынке, продавались и перепродавались по множеству раз. А «Флора» много лет пролежала, никем не замеченная, на чердаке одного французского шато, чей владелец до недавнего времени вовсе не подозревал о ее существовании. Полотно было спрятано его бабушкой, посчитавшей изображение обнаженной красавицы слишком нескромным. Картина, написанная, скорее всего, по заказу российской императрицы Елизаветы Петровны, ранее нигде и никогда не выставлялась. Кризис, не кризис — такие работы найдут покупателя всегда.
За картину боролись по меньшей мере пять покупателей, а победителем в итоге стал лондонский дилер Жан-Люк Барони (Jean-Luc Baroni). «Я доволен ценой, — сказал Барони, купивший работу по поручению одного коллекционера. — Это лучшая картина лучшего итальянского художника XVIII века, которую я видел. Шесть месяцев назад она принесла бы пять миллионов фунтов. Сейчас все боятся».
Самой дорогой картиной вечера, впрочем, стала не «Флора», а вид венецианского Большого канала кисти Каналетто (Canaletto), который принес 3,8 миллиона фунтов (c Buyer’s premium). Эстимейт работы составлял 3–5 миллионов. Ее купил европейский коллекционер. Другая картина Каналетто, на которой изображена площадь Сан-Марко («Пьяцетта»), не была продана. Ожидалось, что она уйдет за 4–6 миллионов фунтов. Дилеры говорят, что «Пьяцетта» объективно качественнее, чем «Большой канал», и состояние у нее лучше, но у второй картины более привлекательный сюжет. Да еще и эстимейт оказался слишком высоким.
Аукцион не «дополз» до нижней границы эстимейта еще и потому, что никто не купил портрет таитянской принцессы работы британского художника Джона Уэббера (John Webber). Картина оценивалась в 800 тысяч — 1,2 миллиона фунтов. Ей не помогло то, что она не показывалась на публике более двухсот лет — все-таки Уэббер далеко не такой знаменитый, как Тьеполо.
«Портрет Конрадуса Витора» голландского живописца Франса Хальса (Frans Hals) ушел за 1,2 миллиона фунтов, а «Мадонна с младенцем» сиенского художника XIV века Сенья ди Бонавентура (Segna di Bonaventura) принес 937 тысяч.
Большинство покупателей были из Европы. По словам главы лондонского отдела старых мастеров Christie’s Пола Райсона (Paul Raison), важную роль сыграло то, что сейчас фунт достаточно слаб по отношению к евро. Райсон также отметил, что покупателей из США и России было меньше, чем обычно.
В целом на Christie’s очень довольны результатом. Райсон и Ричард Найт (Richard Knight), руководитель международного отдела старых мастеров, говорят: «Судя по уверенным результатом вечерних торгов, привлекших внимание коллекционеров к редким и выдающимся произведениям искусства, можно говорить о том, что спрос на работы, которые впервые появляются на арт-рынке, не подвержен влиянию экономических факторов. Предаукционная выставка, предварявшая данные торги, также вызвала заметный интерес со стороны как коллекционеров, так и широкой публики. На самих торгах за работу Тьеполо развернулась настоящая “война ставок”, по результатам которой она ушла с молотка за 2,84 миллиона фунтов, существенно превысив свой первоначальный эстимейт».
Top-10 лотов
1. Лот № 46. Каналетто (1697–1768). «Большой Канал с видом на северо-запад от Ка’Корнер до Ка’Контарини дель Скриньи и на колокольню церкви Санта Мария делла Карита». Оценка аукциона (эстимейт): 3–5 миллионов фунтов. Итог: 3 849 250 фунтов / 5 727 684 доллара / 4 526 718 евро. Покупатель — частный коллекционер из Европы.
2. Лот № 40. Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770). «Флора». Оценка аукциона (эстимейт): 700–900 тысяч фунтов. Итог: 2 841 250 фунтов / 4 227 780 долларов / 3 341 310 евро. Анонимный покупатель
3. Лот № 19. Франс Хальс (1588–1657). «Портрет Конрада Вьето». Оценка аукциона (эстимейт): 1,2–1,8 миллиона фунтов. Итог: 1 161 250 фунтов / 1 727 940 долларов / 1 365 630 евро. Покупатель — компания из Великобритании.
4. Лот № 31. Сенья ди Бонавентура (1298(?) — до 1331). «Мадонна с младенцем, святыми Варфоломеем и Ансаном и донатором». Оценка аукциона (эстимейт): 0,8–1,2 миллиона фунтов. Итог: 937 250 фунтов / 1 394 628 долларов / 1 102 206 евро. Анонимный покупатель
5. Лот № 7. Питер Брейгель Младший (1564/5–1637/8). «Поклонение волхвов». Оценка аукциона (эстимейт): 500–700 тысяч фунтов. Итог: 802 850 фунтов / 1 194 641 доллар / 944 152 евро. Покупатель — компания из Великобритании.
6. Лот № 15. Бартоломеус Брейн (1493–1555). Портрет Герхарда фон Вестербурга. Оценка аукциона (эстимейт): 300–500 тысяч фунтов. Итог:469 250 фунтов / 698 244 доллара / 551 838 евро. Анонимный покупатель.
7. Лот № 41. Гаэтано Гандольфи (1734–1802). «Диана и Эндимион». Оценка аукциона (эстимейт): 500–800 тысяч фунтов. Итог: 469 250 фунтов / 698 244 доллара / 551 838 евро. Анонимный покупатель.
8. Лот № 34. Круг Сандро Ботичелли, «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». Оценка аукциона (эстимейт): 100–150 тысяч фунтов. Итог: 373 250 фунтов / 555 396 долларов / 438 942 евро. Частный коллекционер из Европы.
9. Лот № 5. Ян ванн Кессель I (1626–1679), «Тюльпаны, пионы, васильки, розы и другие цветы в стеклянной вазе, а также ягоды и дольки апельсина на деревянной столешнице с бабочками, стрекозами, гусеницами и пауками». Оценка аукциона (эстимейт): 150–250 тысяч фунтов. Итог: 361 250 фунтов / 537 540 долларов / 424 830 евро. Покупатель — частный коллекционер из Европы.
10. Лот № 22. Симон Вуэ (1590–1649). «Отдых во время бегства в Египет». Оценка аукциона (эстимейт): 120—180 тысяч фунтов. Итог:349 250 фунтов / 519 684 доллара / 410 718 евро. Покупатель — частный коллекционер из Европы.
Материал подготовила Юлия Максимова
Источники: пресс-релиз Christie’s,
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20081203_tiepolo.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20081203_tiepolo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.