1871–1960
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Храбров
Живописец, график, архитектор, историк искусства, художественный критик
Родился в семье адвоката, члена венгерского парламента, Э. И. Грабаря, в 1880 по политическим соображениям эмигрировавшего с семьей в Россию и принявшего фамилию Храбров. Первоначальное художественное образование получил в гимназии города Егорьевска Рязанской губернии у И. М. Шевченко (1880–1882). В 1882–1889 учился у В. В. Попова в Катковском лицее в Москве, одновременно посещал воскресные классы рисования при Московском обществе любителей художеств, где преподавали В. В. Попов и В. Д. Сухов. С 1889 занимался на юридическом и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета. В те же годы как художник и критик работал в журналах «Стрекоза», «Шут», «Будильник», «Нева».
В 1892–1894 брал частные уроки живописи и рисунка у П. П. Чистякова. В 1894 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, обучался в мастерской И. Е. Репина. В 1896 переехал в Мюнхен, где продолжил свое художественное образование в Школе А. Ашбе. С 1897 был ассистентом А. Ашбе. В 1897 несколько месяцев жил в Париже, где посещал Академию Р. Жюльена и Школу Ф. Коларосси. С 1899 преподавал в совместной школе Ашбе и Грабаря. С 1898 прошел курс по архитектуре у ректора Мюнхенского политехникума Ф. фон Триша.
В 1898–1899 экспонировал свои работы на выставках Московского общества любителей художеств.
В 1901 возвратился в Петербург, вошел в объединение «Мир искусства», с 1902 участвовал в его выставках. В 1902 совершил путешествие в Архангельскую и Вологодскую губернии по рекам Сухона и Северная Двина для изучения памятников древнерусской архитектуры. В 1903 переехал в Москву, стал членом и постоянным (до 1910) экспонентом Союза русских художников.
В 1905–1906 сотрудничал в журналах «Жупел» и «Адская почта». В 1906–1907 принял участие в выставках русского искусства, устроенных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909–1910 экспонировал свои произведения в Салонах В. А. Издебского, в 1911 — на Всемирной выставке в Риме. В конце 1900-х стал одним из инициаторов издания, редактором и автором многотомной «Истории русского искусства» (М., издательство И. Н. Кнебеля, 1910–1915), а также серии монографий «Русские художники».
В 1913 избран действительным членом ИАХ. В 1913–1918 входил в состав Попечительского Совета Третьяковской галереи, в 1918–1925 являлся ее директором, провел реэкспозицию. После Октябрьской революции 1917 был членом Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В 1918 стал организатором и первым директором Центральных государственных реставрационных мастерских (ныне — ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). С 1920 преподавал реставрационное дело в МГУ (до 1946).
В 1919–1920 инициировал экспедиции с целью изучения и реставрации древнерусских памятников. Был неоднократно командирован в Западную Европу и США для налаживания культурных связей.
В 1922 картины Грабаря экспонировались на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине, в 1924–1925 — на выставке русского искусства в Нью-Йорке, в 1929 — на выставке современного искусства Советской России в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте. В 1923 выступил одним из членов-учредителей Московского художественного общества, в 1927 вошел в Общество московских художников. В 1928 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1936 в Государственной Третьяковской галерее состоялась первая персональная выставка художника, приуроченная к 25-летию его творческой и научной деятельности, за ней последовала выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1939. В 1937 портрет С. А. Чаплыгина работы Грабаря был отмечен почетным дипломом на Всемирной выставке в Париже. С 1937 преподавал в Московском государственном художественном институте (до 1943). В 1943 был назначен на должность директора Всероссийской Академии художеств и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где вел также монументальную и живописные мастерские. В 1943 избран действительным членом Академии наук СССР, в 1947 — Академии художеств СССР. В 1944 организовал НИИ истории искусств АН СССР, который возглавлял до конца жизни. В 1956 удостоен звания Народного художника СССР.
Ретроспективные выставки произведений Грабаря прошли в 1971–1972 в Москве, Ленинграде, Киеве, Кракове, Варшаве, в 2001 в Москве (Государственная Третьяковская галерея).
Грабарь — один из наиболее значительных русских живописцев первой половины ХХ века, выдающийся общественный деятель и историк искусства. Он был одним из первых последователей импрессионизма в России, в дальнейшем на протяжении всего творчества придерживался импрессионистических принципов. Художник писал картины непосредственно с натуры, без подготовительного этюда и рисунка, уделял большое внимание передаче свето-воздушной среды, изменчивости состояний природы. Колорит его произведений, как правило, светлый и свежий. Художник редко смешивал краски на палитре, добиваясь необходимого оптического эффекта наложением на холст отдельных мазков чистого цвета, благодаря чему создавалось впечатление вибрации воздуха. Наибольший интерес в художественном наследии мастера представляют пейзажи и натюрморты. Обращался также к портрету, работал в области книжной и журнальной графики.
Произведения Грабаря находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе