1873–1943
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Клюнков
ВСЕ РАБОТЫ 228
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, скульптор, искусствовед
Родился в семье плотника. В 1881 семья переселилась на Украину. В 1890-е вместе с отцом работал на сахарном заводе в местечке Рамонь, затем жил в семье дяди в Ломже (Королевство Польское в составе России). Служил бухгалтером и параллельно обучался живописи в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Варшаве (1896).
Обосновавшись с 1898 в Москве, вплоть до 1908 Клюн посещал студии В. Фишера, И. И. Машкова и Ф. И. Рерберга, обучившего его технике акварели. Художник начал свой творческий путь с пейзажей и натюрмортов, выполненных в импрессионистической манере. В 1907 состоялось знакомство с К. С. Малевичем, встреча с которым оказала огромное влияние на дальнейшее развитие художника. Малевич ввел Клюна в круг основоположников русского авангарда, направил на путь кубофутуризма, а в дальнейшем и супрематизма.
С этого времени художник активно участвовал в культурной жизни «футуристической» Москвы. В 1910, сблизившись с членами «Союза молодежи», экспонировался на выставках этого объединения. Клюн был в числе учредителей «Московского салона», а в 1915 был одним из составителей супрематического памфлета для выставки «0, 10», создал иллюстрации к буклету А. Е. Крученых «Тайные пороки академистов», в котором опубликовал свой очерк «Примитивы 20-го века». В 1916 вошел в основанную К. С. Малевичем группу «Супремус» (правда, просуществовавшую недолго), в группы «Трамвай В», «Магазин», «Бубновый валет».
Чтобы прокормить семью, Клюн был вынужден совмещать работу в бухгалтерии, где требовалась серьезность и основательность характера, методичность, аналитические способности, вполне ему присущие, и занятия живописью, в которых ярко проявлялся интерес ко всему новому, свойственный авангарду. Во избежание неприятностей по службе он подписывал свои картины псевдонимом, жил как бы под двумя фамилиями: «Клюнков» и «Клюн».
Среди его живописных произведений этого периода выделяются картины «Портрет художника Малевича» (1912), «Озонатор», «Граммофон» (обе — 1914), «Летящая скульптура», «Супрематизм» (обе — 1915), «Музыкант» (1916) и другие. Художник прошел почти через все направления модерна и начального авангарда, окончательно творчески сформировавшись в кубистических — с элементами поэтического абсурда (или «зауми») — вещах (серия «Голова пильщика», 1914–1915).
В 1913 он создал новый тип произведений — сборные конструкции из дерева, металла, стекла и иных материалов (скульптокартины или пикторельефы), словно собранные из кусочков разъятого на составные части мира. Пример такой скульптуры — «Пробегающий пейзаж» (1913). Его отличают зримая динамика, мелькание форм, переложенное в ритмически организованную композиционную структуру.
Исследователи отмечали, что кубизм Клюна «правовернее», чем у Малевича. Кубизм Клюна более эстетичен, его картины свободнее по живописи, они включают игру света и тени, прихотливый иррационализм форм, иногда доведенных до сверхвыразительного минимума: цветные черты или пульсирующие пятна как единственный «сюжет» картины. Клюновские композиции тщательно отделаны, построены, слажены. Основная тема — бытовые приборы, посуда: озонатор, граммофон, кувшин. Предмет расчленен, но бережно и деликатно, он вполне узнаваем, иногда даже вступает в несложный сюжет: вот озонатор неподвижен, а вот он в действии. Чередование круглых и прямоугольных форм, ритм рассекающих композицию прозрачных плоскостей, похожих на лучи, создает ощущение логической гармонии. В отличие от Малевича, который видел в кубизме возможность создания «алогизма», Клюн находил в нем прежде всего логику.
После революции Клюн много занимался организационной деятельностью. В 1918 работал в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса и преподавал во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), а в 1920–1922 работал в Инхуке (Институт художественной культуры) и РАХН (Российская академия художественных наук). Сотрудничал с объединениями ОСТ и «4 искусства».
Кроме этого, Клюн активно рисовал и писал теоретические статьи. В 1918 он поссорился с К. С. Малевичем и отошел от супрематизма, назвав его трупом «с остановившимся мертвым взором», что, однако, не мешало ему вести полемику с приверженцами «производственного искусства» и отстаивать принципы беспредметной картины — картины как чистого художественного эксперимента, а не технического «проекта».
Совместно с А. В. Лентуловым Клюн выполнил агитационное оформление Театрального сквера в Москве. В 1923 оформил книгу А. Е. Крученых «Фактура слова. Декларация». В традициях абстрактного искусства в 1920-х — 1930-х были созданы «Алый перецвет» (1919), «Супрематизм» (1921), «Работа по цветосветовому принципу» (1925), «Портрет А. Е. Крученых» (1926), «Электрификация» (дерево, металл, стекло, 1926), «Построение по принципу движения» (1933).
В середине 1920-х Клюн оказался чуть ли не единственным представителем пуризма в русской живописи. Его натюрмортные композиции — невесомо легкие, декоративно ритмизованные и конструктивно построенные, с уплощенными формами, строгими геометрическими линиями и чистыми силуэтами, лишенные идеологической окраски, тематики и пафоса современности.
Однако такие натюрморты реалистического характера, традиционно-фигуративные, в конце 1930-х обрекли Клюна на почти полную изоляцию в советском искусстве. В 1938 исключенному из кооператива «Всекохудожник» Клюну пришлось зарабатывать на жизнь мелкими заказами. К примеру, он выполнил рисунки к альбому «Пороки древесины» для Института лесного хозяйства.
Произведений Клюна сохранилось немного, основные из них рассеяны по многим собраниям России, Европы и Америки. Оценка его камерного авангарда, в сущности, еще не завершена, но его путь отражает довольно трагичную судьбу абстрактного искусства в России первой половины XX века.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе