Художник недели: Иван Клюн
История, ценовые и маркетинговые показатели Ивана Васильевича Клюна, последователя Малевича и его верного друга, вновь обратившегося к кубизму после супрематизма
Но если умерло искусство Живописи, искусство передачи натуры, то Цвет, Краска как основной элемент этого искусства, не умерли, а, освободившись от многовековой кабалы натуры, стали жить своей собственной жизнью, свободно развиваться и выявлять себя в Новом Искусстве Цвета…
Иван Клюн1
Годы жизни: 1873–1943
Направление: символизм, кубофутуризм, кубизм, супрематизм, пуризм
Вид искусства: живопись, графика, скульптура, пространственные конструкции
Жизнь и творчество
Иван Васильевич Клюн (Клюнков) происходил из крестьянской семьи. Его отец, плотник Василий Семёнович Клюнков, в 1881-м получил место на сахарном заводе в Каменке Каменец-Подольской губернии и переехал вместе с семьей на Украину. Будущий художник учился в реальном училище в Могилёве-Подольском, но занятия были прерваны с переездом училища в Нежин: отправить мальчика продолжать обучение в другой город финансовые возможности семьи не позволяли.
С середины 1880-х Клюн самостоятельно занимался рисованием. Самообразование в сфере искусства ему приходилось совмещать с напряженной работой: в 1892-м вместе с отцом он отправился в Рамонь Воронежской губернии на работу на сахарный завод, в 1895-м поступил на службу в правление Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а в 1902-м — в контору текстильного предприятия, сначала на должность счетовода, а затем бухгалтера. Зарабатывать на жизнь бухгалтерским учетом художник продолжал даже в 1920-х, уже став признанным живописцем.
В начале 1900-х у Ивана Клюнкова появилась возможность получить профессиональное художественное образование: он начал посещать Студию живописи и рисунка И. И. Машкова и частное художественное училище живописи и скульптуры А. П. Большакова. Он поступил в Художественное училище Ф. И. Рерберга (1903–1907), где познакомился с Д. Д. Бурлюком и позже, в 1907 году, с К. С. Малевичем. Отсюда взяла свое начало близкая дружба двух художников. Во второй половине 1900-х под влиянием Малевича Клюнков увлекся символизмом. После участия в «Выставке картин современных русских художников» в Калуге (март — апрель 1912) он вошел в круг художников московского авангарда, а посредством еще одной выставки сблизился с представителями авангарда петербургского — членами общества «Союз молодёжи».
После этого художник, работавший с 1914 года под псевдоним Клюн, фигурировал во всех значимых для развития передовых живописных течений событиях. Вслед за Малевичем он прошел через все этапы жизни русского авангарда: после своего символистского периода он, как и многие художники его круга, через краткий период кубофутуризма пришел к беспредметной живописи. В 1915-м участвовал в «Первой футуристической выставке “Трамвай В”». В том же году не только экспонировал свои произведения на «Последней футуристической выставке “0,10”», провозгласившей полное освобождение формы искусства от содержания, но и выступил в роли составителя опубликованного в ее каталоге манифеста. Последняя экспозиция «Бубнового валета» (1916) для Клюна в числе прочих последователей Малевича утвердила переход к супрематизму, став отправной точкой для возникновения общества «Супремус». Вместе с тем уже тогда творческие поиски Клюна не ограничивались одним художественным течением. Вероятно, под влиянием Татлина он занялся проектированием пространственных конструкций и первым в русском искусстве предложил их движущиеся варианты — мобили.
После революции Клюн органично вписался в новую официальную художественную жизнь столицы: участвовал в оформлении революционных празднеств, работал во Всероссийском центральном выставочном бюро, экспонировал свои произведения на государственных выставках. Такую же активную деятельность он развернул в поле новой образовательной системы: преподавал в Первых Государственных свободных художественных мастерских (с осени 1918), после их перерождения во ВХУТЕМАС заведовал основным отделением живописного факультета и вёл «дисциплину цвета». В 1920-м стал членом ИНХУКа. Весной 1921-го в Институте по инициативе О. М. Брика было устроено голосование за отказ от поэтики чистых форм в пользу создания производственных образцов утилитарных предметов. Оставшись в меньшинстве против сторонников конструктивизма, Клюн вместе с А. Д. Древиным, Н. А. Удальцовой и Б. Д. Королёвым покинул ИНХУК. Он продолжил свою теоретическую деятельность в Государственной академии художественных наук (ГАХН) в качестве ее члена-корреспондента (с 1921).
Как теоретик Клюн был сконцентрирован в первую очередь на проблеме цвета. В Музее живописной культуры, который мыслился как образовательный центр и своеобразная «лаборатория» авангарда, он разрабатывал таблицы, анализирующие взаимоотношения между формой и ее колористической трактовкой. В 1925-м вступил в объединившееся вокруг музея Общество художников-станковистов и на первой выставке ОСТа экспонировал свои работы по «светоцветовому принципу». В последующие годы прочитал доклад «Проблема цвета в живописи» в ГМНЗИ и в обществе «4 искусства».
Вполне естественно, что для рассмотрения вопросов, волновавших живописца, рамки парадигмы супрематизма оказались слишком тесными. Уже в 1919-м году Клюн выступил с позиции ее критика. В начале 1920-х в своих произведениях он ушел от четкой геометрии форм в сторону сферических композиций с плавными переливами цвета и света. В середине 1920-х у художника вернулся интерес к кубизму: он копировал из журналов произведения П. Пикассо, Ж. Брака, Х. Гриса. В 1928-м в журнале «СА» (№ 6) вышла теоретическая статья Клюна «Кубизм как живописный метод», провозглашавшая кубизм, проистекающий из художественной системы Сезанна, наиболее плодотворным источником для изобразительного искусства. Вместе с тем в его творчество проникли идеи французского пуризма, в частности влияние художников Амеде Озанфана и Пьера Жаннере, чьи работы он изучал в журнале Cahiers d’Art. На этой основе Клюн сформировал собственный стиль, который назвал «конструктивным реализмом», и работал в нем вплоть до середины 1930-х.
В 1930-е годы работы художника, как и многих из его творческого окружения, стали вызывать все более опасную для автора критику со стороны не только деятелей производственного искусства, но и официальных представителей советской власти. Когда художник принял участие в выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде (1932–1933) и в Москве (1933–1934), на него посыпались обвинения в формализме. Клюн поддерживал дружбу с находившимся в опале Малевичем до самой смерти последнего: в мае 1935-го он приехал в Ленинград и провел у постели умирающего Малевича его последние дни, последовал за его гробом в Москву и участвовал в похоронах великого живописца в Немчиновке.
На диспуте «О реализме и натурализме в искусстве» в Комакадемии в марте 1934-го художник заявил о своём переходе на позиции соцреализма, хотя его произведения до конца жизни оставались концептуально далекими от этого направления. Умер Иван Васильевич Клюн 13 декабря 1943 года в Москве.
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее, Музее современного искусства MoMA в Нью-Йорке, Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене-на-Рейне, Музее современного искусства в Стокгольме и др. Наиболее внушительная коллекция произведений Клюна принадлежала Георгию Костаки — ее большая часть вошла в собрание Музея искусства модернизма MOMus в Салониках. Последний планировал открытие первой персональной выставки художника за рубежом, которое должно было состояться в октябре нынешнего года, однако проект на данный момент не осуществлен. Первая масштабная ретроспектива Ивана Клюна, приуроченная к 125-летию художника, прошла в 1999 году в Государственной Третьяковской галерее. Основная галерея, представляющая творчество художника, — Galerie Gmurzynska в Цюрихе.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Ивана Клюна входит живопись, проданная в трех разных странах в различные периоды. Третий по стоимости результат показал парижский Aguttes: «Геометрическая композиция» (1919, гуашь, пастель, смешанная техника) ушла с торгов за $148 979 весной 2007 года. Годом позже, в 2008-м, «Композиция с вогнутым коричневым прямоугольником» (1926, холст, масло) была продана аукционным домом Geneshapiro в Нью-Йорке $240 000. Самый высокий для работ художника результат был показан на Sotheby's в ноябре 2019 года: «Сферический супрематизм» (1-я половина 1920-х, холст на доске, масло) из коллекции Георгия Костаки ушла за $6 262 553.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 221 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 156 работ, живопись — 51 работа, смешанная техника — 8 работ, коллаж и книги — по 2 работы, тиражная продукция и фарфор — по 1 работе. Средняя стоимость проданных работ — $66,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $8,94 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 134 к 87 (61 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2005 | 83 | 52 | 63 | 31 |
2006–2014 | 84 | 52 | 62 | 32 |
2015–2020 | 54 | 30 | 56 | 24 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Германия | 53 | 38 | 72 | 15 |
Франция | 52 | 30 | 58 | 22 |
Великобритания | 32 | 13 | 41 | 19 |
США | 31 | 18 | 58 | 13 |
РФ | 12 | 11 | 92 | 1 |
Бельгия | 11 | 7 | 64 | 4 |
Швейцария | 10 | 9 | 90 | 1 |
Монако | 7 | 0 | 0 | 7 |
Израиль | 3 | 2 | 67 | 1 |
Канада | 3 | 2 | 67 | 1 |
Испания | 3 | 1 | 33 | 2 |
Швеция | 2 | 2 | 100 | 0 |
Австрия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Армения | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, тыс. $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, тыс. $ | Год | Цена, тыс. $ | |||||||
1 | Композиция элементов | 2011 | 7,00 | 2015 | 1,60 | 1 | Trinity Fine Arts, Эйвон (США) | –5,40 | –77,1 | |
2 | Рельеф | 2005 | 57,87 | 2008 | 103,15 | 3 | Christie's, Лондон | 45,28 | 26,1 | |
3 | Многоцветная супрематическая композиция | 2019 | 7,00 | 2020 | 40,56 | 1 | Литфонд, Москва | 33,56 | 479,8 |
Работы Ивана Клюна имеют 3 повторные продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 142,9 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 142 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 42 % больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 47 % продаж.
Обычно, когда статистика художника имеет до 5 повторных сделок, тем более произошедших в разных ценовых категориях в разные периоды, подобные данные аналитикой в расчет не принимаются. Тем не менее в нашем случае повторные продажи очень хорошо отражают особенности рынка Ивана Клюна и русского авангарда в целом. В частности, они показывают серьезный всплеск интереса (и покупательной способности) отечественных коллекционеров с 2005 по 2008 год, приведший к положительному результату на Christie’s (работа № 2). Итоги продажи работы № 1 говорят о том, что региональные аукционы США не лучшее решение для повторного вывода супрематизма на торги (для этой цели больше подошел бы Нью-Йорк и один из топ-аукционов, которые в 2015 году еще имели там отделы русского искусства). Сделка с работой № 3, принесшая продавцу почти 480 % валовой прибыли за год, была совершена в Москве сразу после рекордной продажи художника в Лондоне ($6 262 553), что может говорить о быстрой реакции коллекционера и аукционного дома.
Немного о самом рекорде Ивана Клюна: $6,3 млн за его работу — и оправданно (учитывая наличие произведений художника в постоянных экспозициях MoMA и Третьяковской галереи и происхождении самой работы из коллекции Георгия Костаки), и одновременно удивительно (ценовой разрыв топ-продажи со второй в рейтинге составляет 26 раз, или более $6 млн). В 2019 году эта продажа стала второй по стоимости на русских торгах в Лондоне после рекорда Кузьмы Петрова-Водкина ($11,8 млн), что заставило многих говорить о возрождении рынка авангарда. Скорее, впору говорить о том, что Иван Клюн — из плеяды супрематистов, которых по рыночному недоразумению еще не взяли в международную обойму, как Кандинского с Малевичем. Вполне вероятно, в ближайшие годы это произойдет, и рекордной продажей международным торгам просто просигналили: очередной художник «на выход» из русский недель — готов.
На текущем, 353-м аукционе представлена графическая композиция Ивана Клюна «Чайник» (1925).
Источники: rusavangard.ru, theartnewspaper.ru
1 Клюн И.В. Искусство цвета // Каталог десятой государственной выставки «Беспредметное искусство и супрематизм». М., 1919. С. 14. Цит. по: Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М.: Советский художник, 1992. С. 110.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201026_klyun_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201026_klyun_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.