Art Investment

Дмитрий Каварга в «Электромузее»

В залах на Ростокинской улице, 1, открылась выставка «Оболочки смысловых конструкций» — годовой отчет биоморфного радикала и одного из главных новаторов в современной технологической русской скульптуре

В небольшом музейном зале на севере столицы по правую руку от входящего зрителя расположилась скульптурная статика: узнаваемые керны в прозрачных колбах, подвесные конструкции и настенные рельефы. Слева — дышащие объекты, интерактивные инсталляции с моторами, датчиками, управляющими компьютерами. По центру — документация ландшафтной архитектуры, исполинского 21-метрового Каварга-скита, завершенного в 2018 году. Впрочем, несмотря на разнообразие форм и жанров, вся выставка Каварги в целом посвящена одной главной идее, которая занимает художника все последние годы. Речь идет о разновидности художественного агностицизма — принципиального отказа от познаваемости мира, веры в невозможность познания реальности через субъективный опыт. Особенно когда человечество так сильно увлечено собой.

Данный проект — это еще одно проявление реакции на диктат и давление современной цивилизации. Последняя давно ведет себя навязчиво и бесцеремонно: стремится все структурировать, всё «объяснить», заключить в логику «вот вам причина, а вот следствие». Подкупая «потерпевших» физическим комфортом, цивилизация ставит задачу сделать мир максимально управляемым, рациональным. А для этого ей нужно довести все этапы взаимодействия с людьми и людей между собой до предельного упрощения, суть до вульгаризации. «Не думай, не надо, нажми на кнопку — получишь результат». Ведь так всегда проще: и внушать, и управлять, и сбивать в стадо.

В ответ на эту стратегию манипулирования Каварга предлагает свою утопическую идею сопротивления — прокрутить фарш назад. «Распылить» сформулированные кем-то рациональные смыслы обратно в состояние доинтеллектуального эфира. Превратить омерзительные «бульонные кубики», которыми пичкают общество, обратно в информационный бульон. Словом, преобразовать навязанные цивилизацией смысловые конструкции обратно в первозданную интеллектуальную абстракцию. Может быть, хоть так получится избежать западни, когда человечество всей мощью новых технологий идет к возрождению интеллектуального средневековья.

Не случайно именно интерактивный объект «Поглощающий концепты / Саморефлексирующий мистификатор Сокала» — инвертор рацио в абстракцию — стал центральной работой выставки. Урчащий и пускающий цветные слюни аппаратно-программный комплекс назван так в честь концептуальной «аферы Сокала». 25 лет назад физик и математик Алан Сокал написал резонансную статью «Преступая границы. К вопросу о трансформативной герменевтике квантовой гравитации». В ней он убедительно, научным языком выражал сомнение в силе физических законов, предложив отдать приоритет законам социального взаимодействия. Притворными заигрываниями с интеллектуалами-гуманитариями автору удалось провести редакцию научного журнала Social Text, которая на полном серьезе опубликовала абсурдную статью. Сейчас бы такое назвали стебом, пранком, троллингом. Но для Сокала это был социальный эксперимент. После выхода журнала со статьей в свет ученый во всем признался и упрекнул легковерных: «Каждый, кто считает, что законы физики являются всего лишь социальными соглашениями, приглашается попробовать нарушить эти соглашения из окон моей квартиры (живу я на двадцать первом этаже)». Эксперимент доказал, что публикацию, написанную научным стилем, содержащую принятые научные термины и при этом создающую у читателя положительное впечатление от прочитанного, последний может воспринять в качестве достоверного источника, даже если ее основная идея противоречит и здравому смыслу, и всему тому, чему его учили до сих пор. А имя ученого, как и название опростоволосившегося журнала Social Text, впоследствии вошли в историю как стороны «аферы Сокала».

Как работает «Сокал» Каварги? Зритель берет одну из карточек с текстами художников, философов, фантастов (Айзека Азимова, Малевича и др.) и помещает ее в устройство, похожее на пулеулавливатель. Там текст с карточки сканируется и обрабатывается компьютерной программой. Оценивая эмоциональность текста и его насыщенность сложными терминами, программа посылает сигнал моторам скульптуры, и та начинает реагировать с определенным темпераментом. Иногда активнее (возмущение), иногда спокойнее. В зависимости от «настроения» скульптура исторгает из себя разноцветные пузыри. Таким образом, уже в состоянии жидкой краски тексты стекают по сочленениям конструкции и растекаются на плоскости под ней. Пройдя сложный путь, четкое научное и философское высказывание конвертируется в графическую абстракцию, становясь результатом «мозговой» деятельности скульптуры. При этом надо понимать: «Поглощающий концепты» реагирует лишь на формальный состав текстов. Сама же мысль в текстах остается вне понимания объекта.

За парой исключений все скульптуры и интерактивные объекты сделаны в 2018 году. Многие — специально для этой выставки. То есть они все новые. Но самый свежий из них — это «Черное вещество», висящий в клетке орган или организм зловещего вида. С одной стороны, он является обращением к черной субстанции головного мозга (не до конца изученная часть мозга, отвечающая за дыхание, сердечную деятельность и что-то еще). А с другой стороны — обращением к астрономической темной материи, которая не испускает электромагнитное излучение и остается невидимой для современных приборов. По форме это еще одна «дышащая» скульптура с обратной связью. Чтобы добиться ее реакции, зрителю нужно передать ей какой-то сигнал несколькими возможными способами: заставить сработать датчик двигательной активности, температуры, «привлечь внимание» голосом и т.д. В ответ скульптура начнет медленно менять форму, издавая странный потусторонний гул и испуская из себя воздушные струи. По замыслу это и должен быть принудительный интерактив с абстрактным организмом в клетке. При этом по реакции организма зритель не может достоверно понять, нравится ли «черному веществу»  участвовать в этом общении или нет. Как в жизни.

«Теорема о бесконечных обезьянах» — объект, названый в честь реальной теории, согласно которой условная обезьяна, беспорядочно стучащая по клавишам печатной машинки, рано или поздно напечатает «Гамлета» Шекспира. Такая вероятность есть, ее даже реально подсчитали, исходя из длины текста и числа букв в английском алфавите. Понятно, что там получилось столько нулей, что голова закружится. И тем не менее. Эта микроскопичность, практически нулевой шанс используется философами и креационистами как убедительное доказательство невозможности возникновения жизни из неорганического бульона. Шансы этого даже еще меньше, чем вероятность появления «Гамлета» от обезьяны. Примерно, как если бы смерч, налетевший на мусорную свалку, собрал бы из нее суперсовременный «боинг».

В скульптурной «теореме» Каварги нет ни обезьяны, ни машинки, а только синтетический кишечник, населенный тысячами человечков. Его сокращения происходят в диапазоне от условного биологического спазма до «дергания» коробки передач старого автомобиля. И в результате этих движений, понятно, происходит много случайных трансформаций. Во что это выльется — неизвестно. Объект постоянно меняется, разрушается с каждым движением, и каждую секунду он уже не равен себе прежнему. Но если теорема о бесконечных обезьянах верна, а ресурс мотора не ограничен, то через сколь угодно долгое время из материала скульптуры может вырасти, например, пластиковый цветок или объект распадется на блоки «лего». Причем скорость эволюционирования полимерного монстра в цветок будет, скорее всего, выше, чем скорость возникновения динозавров из бактерий.

На выставке сильно бросается в глаза, что все роботизированые скульптуры Каварги — существа искусственно выведенные и откровенно не приспособленные к естественной среде обитания. Сделанные из металла и пластика — они живут, болеют, регулярно требуют лечения и хирургического вмешательства: их надо оперировать, вправлять грыжи и вывихи, останавливать «кровотечение» краски и накладывать швы. Содержать их дома непросто, если вообще возможно. В большинстве случаев надежда выжить у них есть только в условиях музейного зоопарка.

А вот статические скульптуры — совсем другое дело. Керны в прозрачных колбах и настенные рельефы довольно легко приживаются в домах коллекционеров и ценителей искусства. Именно такие объекты чаще всего продаются на ярмарках современного искусства и аукционах. Впрочем пусть неподвижность этих скульптур вас не обманывает. Каждая из них — это все равно момент движения, пусть и замерший. Причем это уже не какие-то дискретные вздохи, а движения тектонические. Так, керны Каварги из проекта «Токсикоз антропоцентризма» зачастую символизируют цивилизационные сдвиги, исторические спирали развития. Если внимательно их рассмотреть, то видно по слоям, как мир Горбачева попирает мир Сталина, а мир Сталина высится над цивилизационной системой Маркса. Финалом же всякого цивилизационного движения у Каварги обычно становится момент вырождения обратно в хаос.

Художник не сильно жалует философию антропоцентризма и, прямо скажем, не высокого мнения о роли человечества в этом мире. В одном своих текстов к циклу «Токсикоз антропоцентризма» он говорит об этом вполне откровенно: «Штамм рассудка вызревает в нас, подавляя все сопутствующие биологическому телу инстинкты, эмоции, страхи и переживания. Вместе с этим из нас уходят и многие ещё недавно будоражащие и потрясающие наши сознания понятия, такие как божественная сущность, дух, судьба и т.д. Мы сливаемся в единую пока ещё биологическую массу, в цельное человеческое вещество, своеобразную мыслящую энергию, чужеродную всему живому на этой планете. Параллельно, человек, как отдельная личностная единица утрачивает свою значимость и самостоятельность». Этот мировоззренческий посыл чувствуется во многих работах: пластиковым человечкам отдается роль не просто безвольной и бессмысленной, но и вредоносной биомассы. И лишь Каварга-скит служит платформой для обретения какого-то смирения перед лицом ненавистной автору антропогенной оккупации.

Исполинская биоморфная башня Каварга-скита сегодня, пожалуй, является вершиной творчества художника. Как в переносном, так и в прямом смысле, учитывая, что ее высота — 21 метр. О ней на выставке рассказывают только фильм и фотодокументы. Этого, конечно, недостаточно. Возведенную лишь чудом конструкцию Kawarga-Skete по достоинству можно оценить только в том месте, где она родилась, — в лесах урочища Гонгиничи Ленинградской области. По замыслу художника обитаемый купол на высоте 7-этажного дома позволяет посетителю «настроиться на собственное сознание, войти в своеобразный транс, как бы растворяясь в особом месте… Виды неба, лесных ландшафтов и домиков с высоты позволяют ему в некотором роде возвыситься над мирской суетой. Таким образом, произведение современного искусства служит не украшением среды, но помогает человеку выйти за рамки обыденности, изменить сознание, настроиться на духовную работу». И именно фильмом о Каварга-ските я бы советовал зрителям завершать просмотр выставки. Бывают вещи, которым нужно позволить подольше не выходить из головы.  

Выставка «Оболочки смысловых конструкций» в Электромузее продлится до конца января 2019 года. Куратор — Алексей Шульгин.

Что еще прочитать по теме на AI:
Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5;
Новые скульптуры Дмитрия Каварги установлены в парке «Музеон»;
Скульптурный объект Дмитрия Каварги высотой с семиэтажный дом воздвигнут в Ленинградской области;
Александр Соколов и Дмитрий Каварга в «Ударнике»;
Интервью с художником Дмитрием Каваргой.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190114_Kawarga_Electromuseum_2018_2019.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190114_Kawarga_Electromuseum_2018_2019.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».