- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Дмитрий Каварга в «Электромузее»
ARTinvestment.RU 14 января 2019
В залах на Ростокинской улице, 1, открылась выставка «Оболочки смысловых конструкций» — годовой отчет биоморфного радикала и одного из главных новаторов в современной технологической русской скульптуре
В небольшом музейном зале на севере столицы по правую руку от входящего зрителя расположилась скульптурная статика: узнаваемые керны в прозрачных колбах, подвесные конструкции и настенные рельефы. Слева — дышащие объекты, интерактивные инсталляции с моторами, датчиками, управляющими компьютерами. По центру — документация ландшафтной архитектуры, исполинского 21-метрового Каварга-скита, завершенного в 2018 году. Впрочем, несмотря на разнообразие форм и жанров, вся выставка Каварги в целом посвящена одной главной идее, которая занимает художника все последние годы. Речь идет о разновидности художественного агностицизма — принципиального отказа от познаваемости мира, веры в невозможность познания реальности через субъективный опыт. Особенно когда человечество так сильно увлечено собой.
Данный проект — это еще одно проявление реакции на диктат и давление современной цивилизации. Последняя давно ведет себя навязчиво и бесцеремонно: стремится все структурировать, всё «объяснить», заключить в логику «вот вам причина, а вот следствие». Подкупая «потерпевших» физическим комфортом, цивилизация ставит задачу сделать мир максимально управляемым, рациональным. А для этого ей нужно довести все этапы взаимодействия с людьми и людей между собой до предельного упрощения, суть до вульгаризации. «Не думай, не надо, нажми на кнопку — получишь результат». Ведь так всегда проще: и внушать, и управлять, и сбивать в стадо.
В ответ на эту стратегию манипулирования Каварга предлагает свою утопическую идею сопротивления — прокрутить фарш назад. «Распылить» сформулированные кем-то рациональные смыслы обратно в состояние доинтеллектуального эфира. Превратить омерзительные «бульонные кубики», которыми пичкают общество, обратно в информационный бульон. Словом, преобразовать навязанные цивилизацией смысловые конструкции обратно в первозданную интеллектуальную абстракцию. Может быть, хоть так получится избежать западни, когда человечество всей мощью новых технологий идет к возрождению интеллектуального средневековья.
Не случайно именно интерактивный объект «Поглощающий концепты / Саморефлексирующий мистификатор Сокала» — инвертор рацио в абстракцию — стал центральной работой выставки. Урчащий и пускающий цветные слюни аппаратно-программный комплекс назван так в честь концептуальной «аферы Сокала». 25 лет назад физик и математик Алан Сокал написал резонансную статью «Преступая границы. К вопросу о трансформативной герменевтике квантовой гравитации». В ней он убедительно, научным языком выражал сомнение в силе физических законов, предложив отдать приоритет законам социального взаимодействия. Притворными заигрываниями с интеллектуалами-гуманитариями автору удалось провести редакцию научного журнала Social Text, которая на полном серьезе опубликовала абсурдную статью. Сейчас бы такое назвали стебом, пранком, троллингом. Но для Сокала это был социальный эксперимент. После выхода журнала со статьей в свет ученый во всем признался и упрекнул легковерных: «Каждый, кто считает, что законы физики являются всего лишь социальными соглашениями, приглашается попробовать нарушить эти соглашения из окон моей квартиры (живу я на двадцать первом этаже)». Эксперимент доказал, что публикацию, написанную научным стилем, содержащую принятые научные термины и при этом создающую у читателя положительное впечатление от прочитанного, последний может воспринять в качестве достоверного источника, даже если ее основная идея противоречит и здравому смыслу, и всему тому, чему его учили до сих пор. А имя ученого, как и название опростоволосившегося журнала Social Text, впоследствии вошли в историю как стороны «аферы Сокала».
Как работает «Сокал» Каварги? Зритель берет одну из карточек с текстами художников, философов, фантастов (Айзека Азимова, Малевича и др.) и помещает ее в устройство, похожее на пулеулавливатель. Там текст с карточки сканируется и обрабатывается компьютерной программой. Оценивая эмоциональность текста и его насыщенность сложными терминами, программа посылает сигнал моторам скульптуры, и та начинает реагировать с определенным темпераментом. Иногда активнее (возмущение), иногда спокойнее. В зависимости от «настроения» скульптура исторгает из себя разноцветные пузыри. Таким образом, уже в состоянии жидкой краски тексты стекают по сочленениям конструкции и растекаются на плоскости под ней. Пройдя сложный путь, четкое научное и философское высказывание конвертируется в графическую абстракцию, становясь результатом «мозговой» деятельности скульптуры. При этом надо понимать: «Поглощающий концепты» реагирует лишь на формальный состав текстов. Сама же мысль в текстах остается вне понимания объекта.
За парой исключений все скульптуры и интерактивные объекты сделаны в 2018 году. Многие — специально для этой выставки. То есть они все новые. Но самый свежий из них — это «Черное вещество», висящий в клетке орган или организм зловещего вида. С одной стороны, он является обращением к черной субстанции головного мозга (не до конца изученная часть мозга, отвечающая за дыхание, сердечную деятельность и что-то еще). А с другой стороны — обращением к астрономической темной материи, которая не испускает электромагнитное излучение и остается невидимой для современных приборов. По форме это еще одна «дышащая» скульптура с обратной связью. Чтобы добиться ее реакции, зрителю нужно передать ей какой-то сигнал несколькими возможными способами: заставить сработать датчик двигательной активности, температуры, «привлечь внимание» голосом и т.д. В ответ скульптура начнет медленно менять форму, издавая странный потусторонний гул и испуская из себя воздушные струи. По замыслу это и должен быть принудительный интерактив с абстрактным организмом в клетке. При этом по реакции организма зритель не может достоверно понять, нравится ли «черному веществу» участвовать в этом общении или нет. Как в жизни.
«Теорема о бесконечных обезьянах» — объект, названый в честь реальной теории, согласно которой условная обезьяна, беспорядочно стучащая по клавишам печатной машинки, рано или поздно напечатает «Гамлета» Шекспира. Такая вероятность есть, ее даже реально подсчитали, исходя из длины текста и числа букв в английском алфавите. Понятно, что там получилось столько нулей, что голова закружится. И тем не менее. Эта микроскопичность, практически нулевой шанс используется философами и креационистами как убедительное доказательство невозможности возникновения жизни из неорганического бульона. Шансы этого даже еще меньше, чем вероятность появления «Гамлета» от обезьяны. Примерно, как если бы смерч, налетевший на мусорную свалку, собрал бы из нее суперсовременный «боинг».
В скульптурной «теореме» Каварги нет ни обезьяны, ни машинки, а только синтетический кишечник, населенный тысячами человечков. Его сокращения происходят в диапазоне от условного биологического спазма до «дергания» коробки передач старого автомобиля. И в результате этих движений, понятно, происходит много случайных трансформаций. Во что это выльется — неизвестно. Объект постоянно меняется, разрушается с каждым движением, и каждую секунду он уже не равен себе прежнему. Но если теорема о бесконечных обезьянах верна, а ресурс мотора не ограничен, то через сколь угодно долгое время из материала скульптуры может вырасти, например, пластиковый цветок или объект распадется на блоки «лего». Причем скорость эволюционирования полимерного монстра в цветок будет, скорее всего, выше, чем скорость возникновения динозавров из бактерий.
На выставке сильно бросается в глаза, что все роботизированые скульптуры Каварги — существа искусственно выведенные и откровенно не приспособленные к естественной среде обитания. Сделанные из металла и пластика — они живут, болеют, регулярно требуют лечения и хирургического вмешательства: их надо оперировать, вправлять грыжи и вывихи, останавливать «кровотечение» краски и накладывать швы. Содержать их дома непросто, если вообще возможно. В большинстве случаев надежда выжить у них есть только в условиях музейного зоопарка.
А вот статические скульптуры — совсем другое дело. Керны в прозрачных колбах и настенные рельефы довольно легко приживаются в домах коллекционеров и ценителей искусства. Именно такие объекты чаще всего продаются на ярмарках современного искусства и аукционах. Впрочем пусть неподвижность этих скульптур вас не обманывает. Каждая из них — это все равно момент движения, пусть и замерший. Причем это уже не какие-то дискретные вздохи, а движения тектонические. Так, керны Каварги из проекта «Токсикоз антропоцентризма» зачастую символизируют цивилизационные сдвиги, исторические спирали развития. Если внимательно их рассмотреть, то видно по слоям, как мир Горбачева попирает мир Сталина, а мир Сталина высится над цивилизационной системой Маркса. Финалом же всякого цивилизационного движения у Каварги обычно становится момент вырождения обратно в хаос.
Художник не сильно жалует философию антропоцентризма и, прямо скажем, не высокого мнения о роли человечества в этом мире. В одном своих текстов к циклу «Токсикоз антропоцентризма» он говорит об этом вполне откровенно: «Штамм рассудка вызревает в нас, подавляя все сопутствующие биологическому телу инстинкты, эмоции, страхи и переживания. Вместе с этим из нас уходят и многие ещё недавно будоражащие и потрясающие наши сознания понятия, такие как божественная сущность, дух, судьба и т.д. Мы сливаемся в единую пока ещё биологическую массу, в цельное человеческое вещество, своеобразную мыслящую энергию, чужеродную всему живому на этой планете. Параллельно, человек, как отдельная личностная единица утрачивает свою значимость и самостоятельность». Этот мировоззренческий посыл чувствуется во многих работах: пластиковым человечкам отдается роль не просто безвольной и бессмысленной, но и вредоносной биомассы. И лишь Каварга-скит служит платформой для обретения какого-то смирения перед лицом ненавистной автору антропогенной оккупации.
Исполинская биоморфная башня Каварга-скита сегодня, пожалуй, является вершиной творчества художника. Как в переносном, так и в прямом смысле, учитывая, что ее высота — 21 метр. О ней на выставке рассказывают только фильм и фотодокументы. Этого, конечно, недостаточно. Возведенную лишь чудом конструкцию Kawarga-Skete по достоинству можно оценить только в том месте, где она родилась, — в лесах урочища Гонгиничи Ленинградской области. По замыслу художника обитаемый купол на высоте 7-этажного дома позволяет посетителю «настроиться на собственное сознание, войти в своеобразный транс, как бы растворяясь в особом месте… Виды неба, лесных ландшафтов и домиков с высоты позволяют ему в некотором роде возвыситься над мирской суетой. Таким образом, произведение современного искусства служит не украшением среды, но помогает человеку выйти за рамки обыденности, изменить сознание, настроиться на духовную работу». И именно фильмом о Каварга-ските я бы советовал зрителям завершать просмотр выставки. Бывают вещи, которым нужно позволить подольше не выходить из головы.
Выставка «Оболочки смысловых конструкций» в Электромузее продлится до конца января 2019 года. Куратор — Алексей Шульгин.
Что еще прочитать по теме на AI:
Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5;
Новые скульптуры Дмитрия Каварги установлены в парке «Музеон»;
Скульптурный объект Дмитрия Каварги высотой с семиэтажный дом воздвигнут в Ленинградской области;
Александр Соколов и Дмитрий Каварга в «Ударнике»;
Интервью с художником Дмитрием Каваргой.
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190114_Kawarga_Electromuseum_2018_2019.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190114_Kawarga_Electromuseum_2018_2019.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор