Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5
Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
В залах «Екатерины» (арт-фонд Екатерины и Владимира Семенихиных) открылась очередная выставка в рамках многолетнего социального художественного проекта «Такеда. Боль и воля». Такеда — японская фармкомпания, которая в числе прочих производит препараты для облегчения страданий смертельно и неизлечимо больных людей. Их ученые разрабатывают субстанции для контроля боли (мощные анальгетики) и другие препараты, которые используются в паллиативной медицине. Боль, воля — важные слова, которые должны были прозвучать в названии. Но при этом не стоит думать, что дальше разговор неизбежно пойдет про больничные палаты, капельницы и писк приборов.
«Прорыв» — выставка в первую очередь не медицинская и даже не технологическая, а философская, гуманистическая. Это размышления художников о «гене альтруизма», о переменах, происходящих в социальном поведении, и о надежде на великодушие наступающего биотехнологического будущего.
«Ген альтруизма» — название самой большой инсталляции Татаринцевых — не фигура речи. Это феномен, открытый на кончике пера гениальным генетиком, профессором, героем войны и бывалым лагерником Владимиром Эфроимсоном (1908–1989). И за то, что выставка напомнила о биографии и подвиге этого человека, — отдельное спасибо куратору и художникам. Эфроимсон обосновал, что жертвенность, способность человека действовать в ущерб себе ради неродных людей, парадоксальным образом обеспечивает выживание всей популяции. Физическое подтверждение существования «гена альтруизма» появилось лишь спустя 40 лет после публикаций Эфроимсона. В частности, не так давно израильские ученые открыли «окситоционовый» ген, влияющий на склонность совершать бескорыстные поступки.
Кинетическая биоморфная инсталляция «Тело и вещество» Дмитрия Каварги из цикла «Токсикоз антропоцентризма» — это новая роботизированная скульптура, сделанная специально для открывшейся выставки. Поэтому на фото в каталоге она выглядит не так, как живьем. Объект Каварги — это своего рода «витрувианский человек» недалекого будущего: модифицированный, растворенный в технологиях и почти полностью зависящий от них. Черепная коробка разрывается от сложных построений, сменяются маски, работают нервные связи, и все это вместе пластически похоже на один гигантский нейрон — электрически возбудимую нервную клетку.
«Овоид» Григория Орехова — лаконичная, зрелищная и, пожалуй, одна из самых понятных для массового зрителя скульптур. Это сразу чувствуется: от желающих сделать фото на ее фоне сразу не было отбоя. По мысли автора, перед нами бесконечная колонна, уходящая в небо (мечта Бранкузи), собранная из паттернов «чистой» яйцевидной формы. Каталог уточняет, что это еще и автопортрет 42-летнего художника: «художник рождается, устремляясь ввысь».
Компьютерный символ процесса загрузки стал довольно популярным в языке современного искусства. На одном лишь «Прорыве» его используют сразу два автора — Аристарх Чернышёв и Сергей Мироненко. Этот символ действительно настраивает на философский лад. Зацикленный и закольцованный электронный «уроборос», строго говоря, ничего не обещает в конце: все может с равной вероятностью закончиться как успешно, так и неудачно. Или вообще «зависнуть» навечно. Здесь все кончилось «глюком». После очередного обновления программы компьютерный автопортрет художника был изуродован огромным системным шрамом — яркая иллюстрация цены многочисленных аппаратных и программных сбоев в реальной жизни.
Сергей Мироненко (когда-то «Пупс» из арт-группы «Мухоморы») представлен на «Прорыве» двумя работами: вероятно, диптихом «Художник хотел сказать, что….» снова с «бегунком» загрузки, а также холстом New, которому по иронии судьбы 28 лет. Впрочем обе вещи действительно пророческие и в концепцию выставки вписываются идеально. Концептуальная работа New — это увеличенная иллюстрация из XIX века. Черно-белые люди смотрят в калейдоскоп с цветным будущим. Через 200 лет принципиально мало что изменилось. Вместо цветных стеклышек у нас есть очки VR и системы дополненной реальности AR. Но мы по-прежнему невероятно слабо представляем себе истинный масштаб нового.
Коль скоро вспомнил об AR, то время рассказать о работе Пушницкого. Репродукция исполинской картины в каталоге ничего не скажет о замысле произведения. По большому счету это лишь декорация — «задник» для системы дополненной реальности. А ее «мозги» расположены в отдельном устройстве. На этот холст нужно смотреть через камеру планшета. Только тогда появится задуманный художником персонаж и вся вещь обретет правильное звучание. Новая концепция работы со зрителем получила название «Живопись+», и ей прочат большое будущее. Что ж, «смерть живописи» в очередной раз откладывается.
«Свобода» Кирилла Чёлушкина — редкая работа на выставке, которой не нужно электричество. Даже если свет погаснет, свиньи на его холсте продолжат лететь вниз из кузова фуры. Работа Чёлушкина — современное переложение евангельского сюжета, одного из Чудес Христовых, исцеление бесноватого. Речь о том, как пророк изгнал многочисленных бесов (отсюда изречение «имя им — легион») из тела несчастного, позволил им вселиться в свиное стадо, после чего все стадо бросилось в море. Для этики XXI века антураж кровожадный, но сюжет по-прежнему жизнеутверждающей — о победе добра над злом.
Проект Red Pixel Анастасии Алёхиной — проект электронной косметики будущего. Только вместо «олдскульной» туши и румян — светодиоды и другая встраиваемая электроника. Может, не прямо в таком виде, но к тому все и идет. Лет через 15 моддинг, электронная модификация тела, микропроцессоры под кожей станут обыденным явлением. Ну а стремление женщин выглядеть лучше и в будущем точно никуда не денется.
Как справляться с одиночеством в мире до предела развитых электронных коммуникаций? Что может скомпенсировать психологический негатив? Ответ Виктора Алимпиева: поможет музыка. Эту идею иллюстрирует его видео 2018 года. Гитарист, играющий для избранных людей в толпе, образ гармонии, работа света — рецепт будущего для борьбы с разобщением.
Художники Макс Орлицкий и Алексей Дубинский представлены на выставке «старомодной» экспрессионистской живописью, которой тоже не нужна розетка. Электрогенераторами являются они сами, а их потребитель — социальная микросеть из зрителей, наблюдавших за арт-батлом. В рамках шоу-перфоманса художники пишут картины, установив мольберты друг напротив друга. Эта театральная атмосфера, живые эмоции по настоящему электризуют публику, дают пищу для обмена мнениями и создают новые социальные связи.
Каталожный текст к проекту Олега Тыркина «Голова без границ» напрямую отсылает к сюжету романа «Голова профессора Доуэля» фантаста Вадима Беляева. В 1925 году консервация интеллекта после смерти тела выглядела как нейрохирургическая задача. Спустя сто лет мы думаем о перспективах оцифровки личности, создания цифровых копий, стэков для «видоизмененного углерода». Потенциал мозга безнадежно отрывается от ограниченного биологического ресурса тела. И создание «головы без границ» становится не просто красивой мечтой, а реальным научным приоритетом.
Это мы прошли по верхнему этажу «Екатерины». А на первом выставлены работы номинантов международного творческого конкурса среди учащихся вузов и художественных училищ «Такеда. Art/Help». В 2018 году в конкурсе принимали участие 220 студентов из 25 стран. Первую премию получила работа «Голубая кровь» Виктории Киридон из Красноярского государственного института искусств. По итогам отбора на первом этаже выставлено более 70 произведений.
Что еще почитать по теме на AI:
Канадские врачи начнут выписывать пациентам направления в музеи.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20181204_Takeda_art_help_pain_will_vystavka.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20181204_Takeda_art_help_pain_will_vystavka.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.