Детский портрет второй половины XVIII — начала XX века в Музее Пушкина на Пречистенке
18 февраля откроется выставка, в экспозицию которой вошло более 170 живописных, миниатюрных и графических портретов детей, выполненных русскими и западноевропейскими мастерами, крепостными и неизвестными художниками
В Государственном музее А. С. Пушкина 18 февраля открывается выставка «Но детских лет люблю воспоминанье…» / Детский портрет второй половины XVIII — начала XX века. Экспозицию составили произведения из собрания Государственного музея А. С. Пушкина при участии Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени, Художественно-педагогического музея игрушки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств» (Сергиев Посад) и частных собраний.
Детские портреты обладают особой притягательной силой. Они завораживают зрителя искренностью, чистотой, живостью. И пусть изображение не всегда соответствует академической живописи; главное — чтобы художник сумел схватить и передать ту самую непосредственность, неуловимую индивидуальность, детское очарование.
На выставке представлено более 170 живописных, миниатюрных и графических портретов детей, выполненных русскими и западноевропейскими мастерами, крепостными и неизвестными художниками, творившими по заказу обитателей дворянских домов и усадеб. Хронологический принцип, по которому выстроена художественная экспозиция, дает возможность проследить, как на протяжении двух столетий менялись создаваемые портретистами детские образы, какие акценты вносила в их изображение каждая эпоха, увидеть художественные особенности и достоинства работ.
Круг моделей — детей, представленных на портретах, чрезвычайно разнообразный. Это особы императорской фамилии и аристократии, но гораздо чаще — безымянные отпрыски поместного дворянства. Эти портреты, хранившиеся некогда в домашних собраниях, в городских и провинциальных усадьбах, после лихолетий революции были рассеяны, а имена многих изображенных безвозвратно утрачены. Несомненно, у зрителя возникнут личные впечатления и ассоциации. И для кого-то в этих трогательных образах, возможно, проступят черты литературных героев — пушкинских Петруши Гринева и Татьяны Лариной, Николеньки Иртеньева Л. Н. Толстого, гончаровского Илюши Обломова и других детских персонажей из известных произведений русской классики.
Государственный музей А.С. Пушкина со дня своего основания комплектует коллекцию детского портрета. Временные рамки — от XVIII до начала XX века. Коллекция постоянно пополняется. Из недавних приобретений на выставке представлены парные живописные портреты братьев Дмитрия и Николая Яньковых (1800) кисти крепостного художника Григория Озерова; мальчик с голубым бантом (1853) — первоклассная акварель мастера австрийской школы Леопольда Фишера; портрет мальчика в голубой рубашке, созданный в России известным английским художником Томасом Райтом; портрет мальчика с сачком на фоне пейзажа (1849) работы малоизвестного в отечественных собраниях швейцарца Карла Гернлера; впервые представлена акварель, изображающая юного барона М. К. Клодта фон Юргенсбурга (1850-е), будущего пейзажиста, исполненная А.А. Поповым.
Отдельная тема выставки — детский фотографический портрет конца XIX — начала XX века. Хронологически, эстетически и содержательно фотографии охватывают время накануне трагических революционных потрясений, которые безжалостно разрушили привычный уклад и, может быть, даже оборвали жизни этих мальчишек и девчонок.
С раннего детства ребенка в дворянской семье окружали кормилицы, мамушки и нянюшки. Но портреты их встречаются крайне редко. В собрании музея хранятся два подобных изображения — А. Ф. Варч (1737–1817), любимой нянюшки детей поэта и драматурга князя И. М. Долгорукова, и няни Анисеньки, вырастившей одиннадцать детей А. А. Пушкина, старшего сына поэта.
На выставке экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки и настольные игры, без которых невозможно представить себе уютную атмосферу детской, где жизнь текла неспешно и счастливо. О круге детского чтения дают представление книги, альманахи, журналы, а также редкие экземпляры разрезных азбук, пособий по рисованию, музыкальной грамоте, чистописанию. В век гаджетов и sms-ок искренний интерес и уважение может вызывать письмо к маменьке, написанное в 1832 году восьмилетним Николаем Кривцовым, прекрасно усвоившим непростые навыки чистописания гусиным пером и стиль эпистолярного жанра. Примеры детского художественного творчества — пейзажи, исполненные в 1870-х годах Екатериной и Александром Левашовыми, внуками Екатерины Бакуниной, знакомой А. С. Пушкина…
Доброй традицией стало участие в оригинальных выставочных проектах давних партнеров и друзей Государственного музея А. С. Пушкина — московских коллекционеров Сергея и Татьяны Подстаницких, Андрея Руденцова (галерея «Три века»), Андрея Кусакина. Они передали на выставку произведения известных русских живописцев XVIII века В. Л. Боровиковского и Л. Г. Христинека, мастеров классической миниатюры Э. П. Строли, А. Ф. Г. Виолье, А. Х. Рита, Г. Кордика, Н. Д. Шпревича. Замечательные акварельные портреты представлены произведениями П. Ф. Соколова, К. К. Гампельна, И. А. Нечаева, А. И. Стрелковского, австрийских художников И. Н. Эндера и М. Штоля, много работавшего при русском императорском дворе. Украшением выставки стали уникальные образцы детских костюмов XIX — начала XX веков из коллекции известного историка моды Александра Васильева.
Особую благодарность за поддержку выставочного проекта Государственный музей А.С. Пушкина выражает Художественно-педагогическому музею игрушки (Сергиев Посад), предоставившему на выставку замечательные образцы живописного портрета кистей известных и неизвестных русских мастеров второй половины XVIII века и более 50 уникальных игрушек прошлых веков; а также Музею В. А. Тропинина, передавшему на выставку несколько живописных работ.
Источник: пресс-релиз ГМП
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160215_gmp_kids_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160215_gmp_kids_portrait.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.