1791–1848
Живописец, график.
В 1800 был зачислен в Воспитательное училище ИАХ в Петербурге, занимался первоначально в классе исторической живописи у Г. И. Угрюмова и А. И. Иванова, затем с 1807 — у А. Е. Егорова. За ученические работы неоднократно награждался медалями: в 1806 получил малую серебряную медаль, в 1807 и 1808 — две большие серебряные медали за рисунки с натуры, в 1809 — малую золотую медаль за программу «Андромаха оплакивает убитого Гектора». В 1810 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и шпагой. Оставлен при ИАХ на год у профессора В. К. Шебуева для выполнения картины на большую золотую медаль по программе «представить отъезд князя Дмитрия Донского на сражения с Мамаем, приемлющим благословение Сергия Радонежского». Однако работу не исполнил и в том же году был отчислен из Академии.
Жил в Петербурге. Давал частные уроки, создавал карандашные и акварельные портреты на заказ. Приобрел большую популярность при дворе, пользовался покровительством Николая I. В 1839 за акварельные портреты был удостоен звания академика. Часто посещал Москву, где останавливался у Е. И. Маковского. В 1842 совершил путешествие в Европу, посетил Германию, Швейцарию, Париж. С 1846 жил в Москве.
В 2003 в Государственном музее А. С. Пушкина (литературном) состоялась выставка произведений художника «Пётр Фёдорович Соколов. 1791–1848. Русский камерный портрет».
Соколов — выдающийся мастер первой половины XIX века, основоположник русской школы акварельной портретной живописи. В ранний период (1810-е — начало 1820-х) недолгое время находился под влиянием «романтической манеры» А. О. Орловского, активно использовал сочные фактурные материалы — соус, мел, сангину, мягкие карандаши, позволявшие продемонстрировать виртуозное владение рисунком и добиться выразительной тональности листа. В дальнейшем выработал собственный узнаваемый почерк, характерными особенностями которого являются легкая подвижная манера письма, тонкий нюансированный колорит, построенный на сочетании полутонов и эффекте просвечивания одного цвета через другой. Как правило, лицо художник прорабатывал детально мелкими почти точечными мазками, фигуру и одежду, напротив, писал свободно и широко. Его портреты часто исполнены чистой акварелью без использования белил и подготовительного карандашного рисунка.
Соколов умело раскрывал душевные качества своих моделей, вместе с тем его искусству (в особенности детским портретам) присущи внешняя легкость и умиленно-сентиментальная интонация. Творческое наследие мастера достаточно велико, оно насчитывает более пятисот акварельных и карандашных портретов.
Произведения Соколова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Историческом музее, Государственном музее А. С. Пушкина и других.
Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе