«Графика Петра Митурича. К 125-летию со дня рождения»
ARTinvestment.RU   10 апреля 2012

Сегодня в Третьяковской галерее открывается юбилейная выставка графики Петра Митурича (1887–1956). На выставке представлено 60 произведений

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка «Графика Петра Митурича. К 125-летию со дня рождения».

Петр Васильевич Митурич (1887–1956) — бесспорный классик русского искусства. Блестящий рисовальщик, ученик и друг В. Хлебникова, он плодотворно сочетал в своем творчестве богатство традиции и новаторство. Графическое наследие П. Митурича разнообразно, и Третьяковская галерея гордится богатой коллекцией его рисунков и литографий, в которой отражены все стороны творчества мастера. На выставке представлено 60 произведений.

Выпускник Петербургской Академии художеств, участник выставок «Мира искусства», молодой художник был удивительно невосприимчив к сложившимся приемам и стилистическим клише в искусстве тех лет и сосредоточен на поиске собственного пластического языка. С 1916 по 1922 П. Митурич находился на военной службе, лишь урывками наезжал в Петроград, тем не менее ему удавалось принимать участие в художественной жизни. Вместе с молодыми художниками — Н. А. Тырсой, Л. А. Бруни, В. В. Лебедевым, Н. Ф. Лапшиным — он отстаивал новые позиции в изобразительном искусстве.

Очень важную роль в биографии П. Митурича сыграло знакомство и тесная дружба с поэтом Велимиром Хлебниковым (1885–1922). Художник много рисовал на темы стихов друга, пытаясь найти зрительные интерпретации поэзии («Композиция на тему “Закона времени” В. Хлебникова». 1918–1922. Бумага, бумажные наклейки, акварель, тушь). Эти рисунки — образцы «чистой графики», построенные на черно-белых ритмах, динамичные, часто закрученные в спирали или «взрывающие» плоскость листа композиции («Графический мотив». 1918–1922. Бумага, тушь, кисть, графитный карандаш). Абстрактные листы конца 1910-х годов, самые «левые» в искусстве П. Митурича, поступили в коллекцию Третьяковской галереи в 1929 году после расформирования Музея живописной культуры. На выставке показан редкий экспонат — «Пространственная живопись» (1919–1920. Картон, бумага, дерево, тушь, сухая кисть). Это объемная бумажная конструкция, построенная на комбинации разноокрашенных форм, — один из немногих сохранившихся пространственных объектов тех лет.

П. Митурич интересовался волновым движением, что иллюстрирует один из рисунков летательного аппарата («Летательный аппарат. Наброски». 1918. Бумага, графитный карандаш), над разработкой которого он увлеченно трудился многие годы.

Беспредметное формальное экспериментирование для П. Митурича завершилось со смертью Велимира Хлебникова в 1922 году. Рисунки, созданные в деревне Санталово Новгородской губернии в дни болезни и смерти поэта, условно объединены в «Санталовский цикл» («Велимир Хлебников на смертном одре 28 июня 1922 г. (“Первый председатель земного шара”)». 1922. Бумага, тушь, перо, кисть, графитный карандаш, белила; «Банька в деревне Санталово». 1922. Бумага, тушь, перо, кисть, графитный карандаш). Эти листы, созданные на языке немногословного реализма, были переданы в дар Третьяковской галерее в 1970 году сыном, М. П. Митуричем, и вдовой художника, Ю. Н. Митурич.

Период середины 1920-х — 1930-х годов был для П. Митурича наиболее гармоничным. Его окружали семья и единомышленники, преподавание во ВХУТЕМАСе обеспечивало относительный достаток. Рисунки этого времени конструктивны, пейзажи часто содержат пространственные перспективы («Бульвар». 1924. Бумага, черный карандаш; «Кутум. Астрахань». 1926. Бумага, черный карандаш). Образ торжествующей красоты, женственности, важный для искусства первой половины XX века в целом, — воплотился у П. Митурича в портретах Веры Хлебниковой, ставшей его супругой. Большой рисунок «Портрет Веры Хлебниковой-Митурич, жены художника» (1924. Бумага, чернильный карандаш) — шедевр, по своей значимости не уступающий «Санталовским» листам.

С конца 1930-х в рисунках тушью нарастает живописный эффект. Используя кисть и неразбавленную тушь, художник выстраивает рисунки, пластично и гибко оперируя светотеневыми ритмами. Они экспрессивны в своей декоративной насыщенности («Сухое дерево». 1938. Бумага, тушь, кисть; «Яблоня». 1945. Бумага, тушь, кисть).

В 1930–50-е годы П. Митурич оказался «выдавленным» из официальной художественной жизни, но избежал крайних притеснений со стороны власти. Вынужденный вести довольно замкнутый образ жизни, он продолжал работать над простыми сюжетами — пейзажами, портретами близких. Особую группу в его наследии представляют работы середины — второй половины 1940-х годов. Творчество П. Митурича обрело новое дыхание: он часто работал на больших листах широкими движениями руки, подвижными линиями и штрихами. Фигуры и предметы рождались из вихревых потоков переплетающихся линий. Эти работы, вольные, раскрепощенные, опять заражали энергией («Портрет литературоведа Н. Л. Степанова». 1946. Бумага, тушь, кисть; «Мужской портрет». 1951. Бумага, тушь, кисть). Стилистически они опережали время, предвосхищая искусство уже следующих десятилетий.

Спустя более 20 лет с момента последней персональной выставки П. Митурича Третьяковская галерея дает возможность зрителю увидеть рисунки одного из лучших отечественных художников прошлого века.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120410_miturich_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120410_miturich_gtg.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх