Art Investment

Художники и цены

«Эхо русских сезонов» в Эрмитаже

В Государственном Эрмитаже в рамках традиционного цикла «Поднесение к Рождеству» открыта выставка «Эхо Русских сезонов», посвященная 100-летию «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева (1872 — 1929) в Париже. Экспозиция включает более ста произведений, среди которых скульптуры и настольные композиции, вазы и сервизы, чашки и блюда, трубки и флаконы для духов.

После грандиозного успеха выставки русских художников, которая прошла в 1906 году в парижском Осеннем салоне, С. П. Дягилев при покровительстве императорского двора России и влиятельных лиц в светских кругах Франции приступил к организации Русских сезонов — такое название получили ежегодные гастроли русских артистов в Париже. В 1907 году в рамках Сезонов прошли Русские исторические концерты с участием Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова. Затем в 1908 году состоялись оперные сезоны, во время которых французов покорило выступление Ф. И. Шаляпина в «Борисе Годунове». В 1910 году в репертуар вошли балеты, среди которых оглушительным успехом пользовались «Шехерезада» и «Жар-птица».

Русские сезоны завоевали Париж и в течение более двадцати лет удерживали его пристальное внимание, ежегодно представляя зрителям результаты художественного поиска и новых экспериментальных форм, удивляя разнообразием тем. На постановках Сезонов рождалась слава Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, А. Н. Бенуа, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавиной.

Сезоны Дягилева, особенно первые, сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на все русское.

Русские сезоны не были показаны в России, но их «эхо» донеслось и отразилось в работах российских художников, в частности на фарфоре.

Экспонаты выставки демонстрируют, как образы Русских сезонов и атмосфера театральности, царившая в Петербурге начала XX века, воплотились в изделиях Императорского фарфорового завода, какое влияние оказали на развитие искусства фарфора члены художественного объединения «Мир искусства».

Авторские фарфоровые скульптуры К. А. Сомова, созданные на Императорском фарфоровом заводе как образцы для копирования, принимали участие в Парижской выставке 1906 года. По заказу завода в 1913 году С. Н. Судьбинин исполнил портретные скульптуры Т. П. Карсавиной и А. П. Павловой.

Балет «Жар-птица» вдохновил многих мастеров, о чем свидетельствуют скульптуры по моделям Д. И. Иванова «Балерина Т. Карсавина в роли Жар-птицы в балете «Жар-птица» «(1920-е), «Танцовщик Михаил Фокин в роли Ивана-царевича в балете «Жар-птица»«(1951) и Э. Е. Еропкиной «Жар-птица» (1988); чашка с блюдцем (форма — М. А. Сорокина, роспись — В. Г. Богданова, 2008) и пласт Н. Л. Петровой «Бал Жар-птицы» (2008).

Арлекин, Коломбина и Пьеро — традиционные персонажи итальянской комедии масок, ставшие в начале XX века излюбленными персонажами литературных, художественных, музыкальных произведений; часто встречались они и в искусстве фарфора. На выставке можно увидеть композиции «Коломбина» и «Арлекин» (обе — 1922) С. В. Чехонина, отличающиеся тонкостью проработки образов; блюдо «Пьеро и Арлекин» («Арлекинада»), выполненное по эскизу В. М. Масягина (1922); скульптуру «Коломбина» (1923) по модели О. А. Глебовой-Судейкиной.

По мотивам литературных произведений созданы сервиз «Руслан и Людмила» (форма, рисунки С. В. Чехонина, 1926), блюдо «Град Китеж» (роспись З. В. Кобылецкой, 1921), навеянное творчеством И. Я. Билибина, роспись чашки с блюдцем из сервиза «Конек-Горбунок» (1919) и миски с крышкой «Садко» (1922), а также скульптуры «Снегурочка» (1922), «Лель» и «Купава» (обе 1948), выполненные по моделям и расписанные А. В. Щекатихиной-Потоцкой.

Теме театра посвящена серия «Одежда сцены» (роспись С. К. Русакова, 2009), включающая тарелки «Занавес», «Падуги», «Кулисы» и «Арлекин».

Своей необычностью привлекает костюм «Синий бог», созданный Т. М. Чапургиной в 2008 году по мотивам эскиза Л. С. Бакста к одноименному балету, премьера которого состоялась в 1912 году в Париже. Композиция состоит из трех с половиной тысяч фарфоровых пластинок, закрепленных на ткани.

Дополняют экспозицию графические произведения: эскизы ваз, настольных композиций, росписи скульптур, тарелок, сервизов и др.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (СПб, Изд-во ГЭ, 2009), который предваряет вступительная статья Анны Владимировны Ивановой, заведующей Отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Выставка «Эхо русских сезонов» из цикла «Поднесение к Рождеству» в Эрмитаже будет открыта до 28 марта 2010 года.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100117_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100117_hermitage.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Натюрморт с букетом. Вторая половина 1920-х (51,5 ×34,5 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАКО Сергей Александрович (1885–1953) Девочка с книгой. [1930–40-е] (92 × 73 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878–1927) Четыре купальщицы у дерева. Эскиз для линогравюры. [1926] (19 × 14 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».