Открыты 330-е торги AI Аукциона и 16-й кураторский аукцион «XXI век»
В сводном каталоге — 30 лотов: пятнадцать живописных работ, восемь листов оригинальной и три — печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Каталог AI Аукциона № 330 и XVI кураторского аукциона «XXI век».
Лоты 330-го AI Аукциона представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Лоты XVI кураторского аукциона «XXI век. Современное искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Традиционный раздел русского искусства начала ХХ века представлен в этот раз единственной работой. «Постановка костюмированной модели, — отмечает эксперт, — входила в обязательную программу обучения в Императорской академии художеств того времени, для этих заданий в Академии Художеств имелась обширная коллекция антикварных костюмов, мебели, оружия и предметов декоративно-прикладного искусства». В наш каталог вошла одна из таких постановок — рисунок «Натурщик в костюме воина XVI века» (1900) Бориса Михайловича Кустодиева, довольно ранняя, периода обучения в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, но отнюдь не ученическая по исполнению работа художника. В биографии Кустодиева отмечено, что еще в бытность учеником он приобрел известность и начал принимать участие в выставках. С 1900-го (год создания нашего рисунка) экспонировал свои работы на Весенних выставках ИАХ. В том же 1900-м за картину «Гуляние» был награжден серебряной медалью на Международной выставке в Брюсселе.
В разделе русского искусства 1920-х годов предлагаем вниманию участников три композиции.
Шарж «Портрет Ковалёва» Юрия Павловича Анненкова эксперт Елена Михайловна Жукова датирует 1910–20-ми годами. Шаржи и карикатуры занимают значительное место в творчестве художника. Они были особенно многочисленны в начальный период его творчества, связанный с постоянной работой в журнале «Сатирикон» (1913–1914). «Скорее всего, — отмечает эксперт, — “Портрет Королёва” исполнен позже, в революционную эпоху, с обычным для этого времени “подкубливанием”.
К сожалению, кем был Королёв, установить не удалось. Надпись “Королев” сделана другим карандашом и, скорее всего, другой рукой; это запись “для памяти”. Шарж трудно назвать дружеским, т.к. примененный в рисунке гротеск имеет издевательский оттенок». В начале 1920-х Анненков имел «стойкую репутацию выдающегося портретиста», так что, учитывая очевидное портретное сходство, а также возможности Интернета и огромное количество постоянно пополняющих его оцифрованных документов и фотографий, новому владельцу рисунка, возможно, удастся установить, кого с таким мастерством и такой иронией изобразил художник.
Вторая композиция — офорт «Автопортрет со скатертью» (1920-е) Давида Петровича Штеренберга, сегодняшнего героя рубрики «Художник недели». Искусствовед и художественный критик В. И. Костин писал: «Наибольшую тематическую нагрузку в искусстве Штеренберга несли его офорты, изображавшие уличные сцены, быт и труд ремесленников, пейзажи. Они близки по форме карандашным уличным зарисовкам художника, изображающим разные сцены, типы, характеры. <…> В целом графика художника близка его живописным произведениям. В ней, как и в своей живописи, Давид Петрович Штеренберг делал упор на предметность и материальность в художественном изображении натуры и окружающей его жизни. Это давало ему право и уверенность чувствовать себя реалистом…» (цит. по: artpoisk.info).
К серии «Крым. Одесса. Батуми» относится акварель «Утром. У моря» (1928) Александра Аркадьевича Лабаса. Вот-вот взойдет солнце, но пока его нет, и море, небо, облака, фигуры, холодный предрассветный воздух становятся прозрачными в нерезком свете. Природа безмолвно, беззвучно обретает краски — множество красок! Лабас, как очень немногие, умел передавать движение даже самых статичных фигур и предметов, но в нашем пейзаже люди у моря, хоть они и купаются, и беседуют, и просто сидят на песке, на самом деле как будто замерли, боясь пропустить момент свершения чуда восхода. Работа сопровождается Сертификатом подлинности Лабас-Фонда.
Следующий раздел каталога — творчество художников Русского Зарубежья.
В 1920–30-е годы выполнена подписная живописная работа «Испанка в белой мантилье» Наталии Сергеевны Гончаровой — топ-лот нашего каталога. Как отмечают эксперты, «произведение относится к так называемой серии “Испанок”, над которой художница начала работать в 1916 году и к которой обращалась все последующие годы».
Недатированная жанровая сцена «Без названия (Женщина и ребенок)» принадлежит кисти Николая Александровича Исаева, одного из тех мастеров, которые сегодня активно возвращаются в орбиту русского искусства и по праву занимают на ней свое достойное место. Яркие чистые цвета и динамичная композиция картины привлекают внимание; общий облик работы отчасти создает впечатление витража, сквозь который льется поток солнечного света.
Литография Les mannequins (Манекены, 1963) Александра Порфирьевича Архипенко — лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.
Следующий раздел каталога — творчество шестидесятников.
Открывает его натюрморт «Кувшин и фрукты» (1955–1962) — словами эксперта, «уникальная ранняя работа Анатолия Тимофеевича Зверева, написанная в характерной для этого периода его творчества экспрессивной, ташистской манере. Натюрморт написан напористо, мощно и характеризует Анатолия Зверева как великолепного мастера с уникальным чувством цвета. Надо учитывать, что работы художника конца 1950-х — начала 1960-х годов встречаются в России крайне редко, так как большинство их было вывезено и находится в зарубежных частных коллекциях».
Рисунок Вадима Абрамовича Сидура «Адам и Ева» (1974), выполненный фломастерами и тушью, органично примыкает к кругу работ на библейскую тему, созданных в 1970–80-е годы. В нашем рисунке, равно как и в больших, сложных полиптихах «Адам, Ева и Господь Бог» (1976. ДСП, масло) или «Райская жизнь в коридоре» (1980. ДСП, масло), очевиден интерес к библейской теме, к русской иконе и, безусловно, к народному творчеству. Отсюда — тонкие затейливые формы цветов, птиц, бабочек и прочего живого мира, окружающего главных персонажей.
Очень редкая и невероятно нежная и трогательная вещь — довольно ранняя, 1975 года, большая гуашь «Подруги» Владимира Игоревича Яковлева.
«Лягушка» (1990) Виктора Семёновича Казарина написана в основном с использованием дриппинга, однако это вполне узнаваемый фигуративный «портрет» — ироничный, загадочный и с характером.
Если бы знаменитый «Список Гробмана» — перечень единомышленников, словами Гробмана, художников «героического периода» Второго русского авангарда, «полностью ушедших от советской “культуры” изгоев, живших независимой эстетикой и отличными от стандарта концепциями (сюда же вплеталась не приемлемая официальным миром асоциальность)», — не был алфавитным, то имя Михаила Александровича Рогинского, автора написанного в Париже в 1995 году большого холста «Как сильно я тебя люблю / Pas à quel point je t'aime», очевидно, стояло бы в нем очень близко к началу. Рогинский эмигрировал в 1978-м, но и в период после эмиграции, и даже сегодня в публикациях можно прочитать, кем и чем он был в неофициальном искусстве. В той части автобиографии, где художник выделил творческие периоды, значится: «1995 год. Живописец. В настоящее время пишу композиции с фигурами и городские пейзажи. Для себя определяю это как “документализм”, как продолжение поп-арта». Холст, что выставлен на AI Аукционе, полностью соответствует этому авторскому определению.
Как и многие художники другого искусства, Юрий Леонидович Купер, автор среднеразмерного холста «Угольник», неоднократно обращался к излюбленным мотивам — например, к изображениям тюльпанов, малярных кистей и пр. Несмотря на сходство мотивов, каждая новая работа — произведение уникальное и совершенно самостоятельное, их даже нельзя объединить в серии, настолько они разные по формату, композиции, цветовому решению, настроению. Наш холст выполнен в узнаваемой авторской технике, очень красив и благороден. Судя по четырем полотнам с тем же «главным героем», воспроизведенным на сайте художника, Купер интересовался мотивом угольника и разрабатывал его в своих живописных полотнах в 1990-х годах, поэтому нашу недатированную работу вполне можно отнести к тому же творческому периоду.
В следующем разделе представлено творчество отечественных художников последней четверти ХХ — начала XXI века.
Открывает раздел лаконичный до минимализма фигуративный холст «Яйца» (1973) Рудольфа Александровича Конькова — постановочный философский натюрморт.
В 1987 году выполнен литографический лист № 5 из серии «Спящие» Гарифа Шариповича Басырова. «Я работаю над тем, что интересно именно мне, что действительно увлекает меня», — писал Гариф Басыров. «Он работал в разных графических техниках, как печатных (офорт, литография), так и уникальных (рисунки карандашом и тушью), предпочитая последние. Он экспериментировал с буквами и знаковыми системами, абстрактными коллажами и скульптурами-ассамбляжами… <…> никогда не топтался на месте, тиражируя самого себя, но двигался всегда только вперед от серии к серии, от проекта к проекту, от фигуративного к абстрактному, от графики к скульптуре, проживая одну творческую жизнь за другой» (basyrov.com).
Юрий Норштейн писал о Басырове: «Художник облучен временем. Графика Басырова хороша культурным контекстом. Отрываясь от бытовых подробностей и пребывая в них, его герои обретают массивность скульптурных изваяний. Их неподвижность в чем-то сродни степным “скифским бабам” (не случайно Гарик последние годы занимался скульптурой). В них есть отголоски Генри Мура» (basyrov.com).
Серия «Спящие» была одной из знаковых в творчестве художника на протяжении многих лет, и не случайно то же название получила его посмертная персональная выставка, прошедшая в 2016 году.
Поздний «Пейзаж» (2004) Арона Фроимовича Буха выполнен в узнаваемой авторской манере. Как всегда у художника, обращает на себя внимание цветовое решение полотна. Бух был великолепным колористом, и в нашем холсте он использовал своеобразный прием: художнику удалось совместить холодную гамму верхней части полотна и теплую — нижней, и сделать это очень гармонично. Интересно, что рама, по всей видимости, выполнена самим автором, поскольку на ней есть следы краски: известно, что автор нередко дорабатывал уже обрамленные холсты, и наш пейзаж, очевидно, относится к их числу.
Традиционно завершают каталог произведения современных авторов.
Не датирован рисунок «Девушка в шляпе» Рустама Усмановича Хамдамова. Художник создал множество подобных тушевых женских портретов. Его дамы всегда элегантны, они как будто сошли с киноафиш Серебряного века, но каждая из них обладает своим настроением, а авторское перо несколькими штрихами передает отношение художника к модели: влюбленность, любование, восхищение, теплый беззлобный юмор, а иногда и иронию, едва не доходящую до сарказма. Наша девушка в шляпе кутается в меха, но не зябко, а скорее томно, она чем-то неуловимо напоминает «Неизвестную» Крамского, но вот до Блоковской «Незнакомки» ей все же далековато.
«Детский Мир» (2003) Натты Ивановны Конышевой. Вот где художнику раздолье, вот где огромное количество веселых игрушек, которых можно вводить в композицию, не ограничивая себя рамками иных пространств — комнат, кафе, набережных, блошиных рынков… Вот где Конышева наполняет виртуозной живописью каждый сантиметр холста, сочетая сюжеты, линии и цвета!
Рисунок «Ницца. Английская набережная (Promenade des Anglais)» (2012) известного скульптора Пааты Мерабовича Мерабишвили приглашает нас в одно из самых фешенебельных курортных мест Европы. Интересно, что фигура девушки на велосипеде выполнена в узнаваемой стилистике и эстетике авторской скульптуры, но такая стилизация не мешает, а напротив, помогает ощутить движение девушки, легкость и атмосферность графической композиции.
Завершает каталог «Обманка. 500 рублей» Алексея Викторовича Барвенко — работа, посвященная Петру I и Санкт-Петербургу. Обманка — любимый авторский жанр, который всегда требует от художника не только живописного мастерства, но и очень точного подбора предметов натюрморта и их объединения в композицию. Каждый элемент нашей обманки тщательно подобран, каждый — говорящий, и мы их понимаем. Интересно только, что означает время на часах в верхней части композиции?
Одновременно с нашим штатным 329-м AI Аукционом открыт 16-й аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». В каталоге: Даша Делоне, Наталия Жерновская, Марина Земчева, Юрий Изосимов, Юлия Картошкина, Дмитрий Кедрин, Игорь Кислицын, Сергей Смуров, Юрий Хоровский, Юрий Шабельников.
Всем желаем удачи на 330-м AI-Аукционе и на XVI аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!
Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему.
Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.
На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.
Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!
Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.
***
Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.
***
Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу /sales/.
В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.
Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.
Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.
***
ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200518_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200518_auctionAI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.