Открыты 325-е торги AI Аукциона и 11-й кураторский аукцион «XXI век»
ARTinvestment.RU   14 апреля 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: тринадцать живописных работ, шесть листов оригинальной и один — печатной графики, восемь работ в смешанной технике, одна скульптура и одна фарфоровая тарелка

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 325 и XI кураторского аукциона «XXI век».

Открывает каталог раздел творчества художников Русского Зарубежья.

Ой, честная Масленица!

Ой, честная Масленица! Ой! Ой!

Раным-рано куры запели,

про весну обвестили.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Сладко, воложно нас кормила,

суслом, бражкой поила.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Пито, гуляно было вволю,

пролито того боле.

Прощай, прощай, прощай, Масленица! (libretto-oper.ru).

Открывает каталог эскиз костюма Берендейки к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», выполненный Константином Алексеевичем Коровиным в 1928 году для первой постановки «Частной оперы в Париже». Авторская помета на рисунке указывает, что этот праздничный женский костюм предназначен для пролога оперы, в котором берендеи веселятся на проводах Масленицы и встречают Весну. Наша Берендейка — молодая девушка (повязка и платок — детали девичьего костюма), одетая в праздничный сарафан, верхняя часть которого закрыта красивой расшитой душегреей.

Одна из самых интересных работ каталога — «Коллаж с изображением Богоматери» (1930-е) русской художницы Парижской школы Марии Ивановны Васильевой (см.: «Художник недели: Мария Васильева»). Религиозные композиции этого творческого периода в разных техниках, к ряду которых относится и наша работа, художница часто упоминает в своих мемуарах, отмечая, что изображения Богоматери пользовались спросом (особенно в кризисные времена). В нашей работе художница использует ряд техник народного декоративно-прикладного искусства, которым она глубоко интересовалась и в котором была настоящим мастером.

Акварельный «Пейзаж со снопом» (1953) Александра Николаевича Бенуа, как отмечает эксперт, «прекрасно передает его индивидуальную авторскую манеру работы акварелью». Известно, что в пору своей творческой зрелости Бенуа зачастую писал пейзажи не только по натурным впечатлениям, но и по памяти. И как знать, возможно, небольшая акварель, представленная на торги на этой неделе, не только отражает действительность, окружавшую художника, но и является своеобразным окном в далеко ушедшее прошлое, наполненное многочисленными поездками и впечатлениями.

Литография «Коронация форм» (1963) Александра Порфирьевича Архипенко представляет собой лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.

Довольно значительным по объему и интересным по содержанию в этот раз получился раздел советского искусства первой половины ХХ века.

Открывает его маленькая очаровательная акварель «Лунная ночь» (начало 1920-х) — «характерная работа Максимилиана Александровича Волошина из цикла акварелей с коктебельскими видами, — отмечает эксперт. — Она написана в изысканной и гармоничной манере с особым, поэтическим и мистическим, “волошинским” настроением и состоянием».

С начала 1920-х годов художник Александр Давидович Древин, автор «Вечернего пейзажа» (1928–1929), в поисках вдохновения и новых видов природы совершил несколько творческих поездок — от Подмосковья до Алтая, каждая из которых впоследствии воплотилась в отдельный живописный цикл. Творческие поездки на Урал в 1926–1928 годах дали художнику материал для обширного «уральского цикла», а работы «алтайского цикла», созданные по мотивам поездок на Алтай и в Восточный Казахстан, были показаны на знаменитой выставке группы «13» в 1931 году.

Эксперт отмечает, что «Вечерний пейзаж» «по всей вероятности, относится к серии алтайских пейзажей, выполненных А. Д. Древиным в 1928–1929 годах, и изображает окрестности Тюдралы». В 1927 году село Тюдрала — «один из наиболее посещаемых дачниками уголков Алтая, находящийся в 260 км от Бийска и в 202 км от Быстрого Истока (пристань на Оби)»; местные краеведы собрали и опубликовали поразительно интересную историю села и преданий о нем (vtourisme.com), и даже если художнику довелось в поездке услышать хотя бы малую часть этих рассказов, они должны были конечно привлечь его в Тюдралу.

О годах упорных творческих поисков художник писал: «Я сживался с природой с предельной для себя возможностью. И всегда меня поражало следующее: вещи слабо достигают цели. Не все то, что пишешь только с природы, является произведением искусства... С 1930 года я пытался писать ту же природу, но уже в мастерской, и странно, она стала постепенно превращаться в нечто другое; природа исчезла, а язык живописи усиливался, создавалась другая реальность» (источник: artinvestment.ru).

Автор портрета «Нюрка» (1935) Николай Борисович Терпсихоров получил хорошее художественное образование: в 1911–1917 годах учился живописи в художественной школе у К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве, продолжил занятия в школе живописи и рисунка В. Н. Мешкова, Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством Н. А. Касаткина, А. М. Васнецова и К. А. Коровина (ru.wikipedia.org). Вместе с тем он был ярким представителем живописной эстетики и последовательным приверженцем идеологии АХРР, одним из ее организаторов и участником всех выставок. Тем более интересно, что наша работа 1935 года, выполненная в реалистической стилистике, пожалуй, почти лишена идеологического подтекста. Почти — потому что взгляд девочки в ярком костюме слишком серьезен, без смешинки, которая обязательно скользнула бы в глазах, если бы девочка изо всех сил сдерживала улыбку, а еще потому, что руки сложены по-взрослому: так крестьянки складывают натруженные руки, пытаясь скрыть их от посторонних внимательных глаз. И только название картины — «Нюрка» — выдает в модели обычную деревенскую девчонку, еще не доросшую до более взрослого имени.

1930–40-ми годами эксперт датирует небольшую работу «Сбор картофеля» Надежды Андреевны Удальцовой, и отмечает, что «работа характерна для зрелого периода творчества Н. Удальцовой. Произведения художницы этого времени (1930-е г.) часто представляют собой небольшие натурные жанровые сцены, отличающиеся обобщением формы, насыщенным цветом, а также фактурным динамичным мазком)».

Примыкает к произведениям 1920–50-х годов «Автопортрет в шляпе» (1961) Валентина Михайловича Окорокова. При обсуждении его творческой биографии исследователи обычно выделяют два судьбоносных этапа: татлинский и белютинский. И кажущуюся пустоту между ними.

Художник-самоучка с чертежными навыками, полученными в Московском высшем техническом училище, в середине 1910-х — начале 1920-х работал в мастерской Татлина и практиковался в мастерской Родченко, был знаком с Малевичем. Потом уехал к себе на родину, в город Козлов, где работала «Коммуна творчества Козловских художников», основанная Сергеем Герасимовым, участвовал в «левых» выставках. (artinvestment.ru).

Около 1925 года Окороков поселился в подмосковном Лианозово, окончил в Москве курсы художников-графиков и поступил на службу в Учпедгиз. Однако часто вместо того, чтобы корпеть над книжными иллюстрациями, он экспериментировал. Плоды этих экспериментов не только не приносили дохода, но и со временем становились опасными; работы 1930–40-х годов никто, кроме самых близких друзей, не видел. Если в 1920–30-е годы он интересовался характерными для того времени задачами адекватного изображения сверхскоростей, движения форм в свободном пространстве, преодоления земного притяжения, то впоследствии в абстрактной живописи его увлекла возможность выхода через цветовые гармонии к ощущению безграничности, от микрокосма к макрокосму, к открытию величия мысли, к откровению (tg-m.ru).

В целом Окороков жил в интеллектуальной изоляции, без общения с единомышленниками. Так жили многие «левые» (artinvestment.ru). До «оттепели» оставалось еще 30 лет.

Вступив в «Новую реальность» Элия Белютина в 1959 году, Окороков оказался наконец в той среде, которой ему так не хватало. Все 13 прижизненных выставок Окорокова 1959–1974 годов — это выставки со студией Элия Белютина. Более того, последующие четыре посмертные выставки Окорокова тоже были организованы Белютиным. Не случайно в режиме «некогда объяснять» Окорокова причисляют к белютинцам. Но если посмотреть на год рождения, то в 1959 году, когда Окороков начал выставляться с художниками Горкома художников книги, графики, плаката, с участием творческой студии под руководством Белютина, ему было 68 лет. То есть к моменту начала работы со студией Окороков уже был зрелый, многое повидавший человек и художник, который нуждался, скорее, в энергетике молодого коллектива или в диалоге с ним, но не в наставничестве или следовании общим установкам, как было принято у белютинцев. Окороков умер в 1974 году. Последняя, посмертная, выставка состоялась на Патриарших прудах, в мастерской Белютина, в январе 1976 года. И потом, увы, почти на 30 лет имя художника выпало из выставочного процесса. Достаточный срок, чтобы попасть в забытые имена (artinvestment.ru).

Возрождение интереса к наследию Валентина Окорокова произошло лишь в 2008 году, когда в Третьяковской галерее, в зале в Толмачах, Виктор Шпенглер (фонд «Старые годы») организовал выставку «Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920-е — 1970-е». На ней, рядом с ранними авангардными работами, экспонировался наш «Автопортрет в шляпе» 1961 года. По материалам этой обширной экспозиции искусствоведы отмечали, что от графических работ и коллажей 1920–30-х годов до «космических» абстракций последних лет творчество Валентина Окорокова удивительно рифмуется с развитием беспредметного искусства за границами железного занавеса. Причем, что очень важно, произведения второй половины жизни не являются бледными перепевами авангардной молодости, а представляют собой новый, даже более яркий подъем (tg-m.ru).

Следующий большой раздел каталога — творчество шестидесятников.

Рисунок Анатолия Тимофеевича Зверева «Не могу далее! Не в силах!» (1956) — иллюстрация к произведению Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Как отмечает эксперт, «рисунок относится к великолепному раннему циклу иллюстраций А. Т. Зверева к произведениям Н. В. Гоголя, многие из которых он знал почти дословно. Эти иллюстрации отличает виртуозность исполнения, живость и беглость линий, точность рисунка. Мастерство Зверева-рисовальщика восхищает и делает каждый подобный рисунок шедевром. Не является исключением» и наша работа. Отдельно эксперт указывает, что рисунок «является редкостью и имеет музейное значение».

Акварель «Первоптицы» (1960–1961), отмечает эксперт, «уникальная и редкая ранняя работа известного московского художника-нонконформиста Николая Евгеньевича Вечтомова, входившая в цикл его космогонических вещей “Миллион лет до нашей эры”. Она написана в характерной для этого периода творчества Вечтомова сложной по письму манере, с интересным, выдуманным “научно-фантастическим” сюжетом и своеобразным философским взглядом и отношением автора к Мирозданию, Вселенной».

В творчестве Владимира Николаевича Немухина бубновый валет являет собой своего рода авторский жанр. Наш «Бубновый валет» (1970) — яркий, красочный, динамичный, безусловно узнаваемый, в свободной авторской манере. Но в этой работе автор противопоставляет кипящие энергией нижнюю и среднюю части композиции — ее верхней части. Художник пишет красивое лицо с тонкими чертами и закрытыми глазами, в красном берете, а рядом с ним — маленький алый цветок, полуабстрактный, но очень простой и трогательный. Уникальная вещь в творчестве Немухина — валет-романтик!

Метровый холст «Композиция» (1979) Эдуарда Аркадьевича Штейнберга наполнен хорошо знакомыми любителям его творчества формами. Крест, круг, линия — все они для художника одновременно и знаки, и символы — понятий, явлений и аллюзий. Можно предложить, например, такие их трактовки: «треугольник напоминает Троицу, крест означает Крест, круг — идею совершенства мира. Линия может выглядеть как граница между жизнью и смертью, между днем и ночью — всё то, что неотвязно преследует метафизическое воображение художника»; <…> «круги и белые прямоугольники Штейнберга предстают в двух ипостасях, знаменуя собой и отчаяние человека, затерявшегося в необозримом пространстве, и торжество всепобеждающей жизни, возвращающейся на круги своя» (Доминик Фернандес. Цит. по: knife.media). На вопрос о поиске своего пути в искусстве художник отвечал, что к пониманию геометрической абстракции «пришел через русский авангард, прежде всего через супрематизм Казимира Малевича. Но я практически ничего нового не открыл, я только дал русскому авангарду другой ракурс. Какой? Скорее, религиозный. Свои пространственные геометрические структуры я основываю на старой катакомбной стенописи и, конечно, на иконописи. Моя маленькая заслуга состоит в том, что я чуть-чуть повернул русский авангард. Но, с другой стороны, я развиваю в своих работах традиции русского символизма… <…> Внутренняя концепция моих произведений, таким образом, строится на синтезе мистических идей русского символизма десятых годов и пластических решений супрематизма Казимира Малевича» (источник: books.google.de).

Творчество Владимира Борисовича Янкилевского в каталоге представлено большой красочной пастелью с элементами коллажа из цикла «Пространство переживаний» (1990), выполненной на цветной бумаге.

И еще одна работа Эдуарда Штейнберга в нашем каталоге — фарфоровая тарелка «Черное солнце» (1991–1992). «Эдуард Штейнберг для своей первой серии фарфора сделал три эскиза росписей — реминисценций деревенской темы, которую он разрабатывал в 1980-е годы в живописи. Большие плоскости, окрашенные в плотные темные цвета, условный фигуративный рисунок, использование надписей, геометричность построения композиций — весь свой живописный инструментарий Штейнберг переносит на диск фарфоровой тарелки. Душевность и сельская простота мотивов подчеркиваются легкой небрежностью, “оборванностью” красочного слоя, которые создают эффект нарочито самодеятельного характера росписи, смягчающий помпезность благородного порцелина» (Виктория Петухова. Фарфор как неприкладное искусство или еще одна грань нонконформизма // Фарфор шестидесятников: Выставка в галерее «Романовъ». М.: Бонфи, 2012. С. 14).

Поразительно красива и исполнена глубокого смысла небольшая недатированная работа в авторской технике — «Владимирская Богоматерь» Эдуарда Леонидовича Зеленина.

Особняком в каталоге стоит пейзаж «Буйная осень» (2004) Арона Фроимовича Буха, в которой художник мастерски передал игру цветов и оттенков осеннего леса.

Завершает подборку раздел творчества современных художников.

В своеобразной авторской манере написана тонкая абстрактная композиция Омара Валерьяновича Чхаидзе «Ожидание» (1990). Живопись художника лаконична во всем — в цвете, в графике, в деталях; и этот лаконизм подчеркивает как будто неземной характер композиции.

Теме материнства посвящена бронзовая скульптура с загадочным названием «Мадонна из Марса» (2018) Пааты Мерабовича Мерабишвили.

В 2019 году написан большой холст «Люблю тебя» Люси Вороновой. В ее творчестве 2019-й, как и день сегодняшний, — это радостный период, когда художник обращается к самым любимым мотивам и раскрывает их по-новому, когда по-новому играют и искрятся краски, а образы по-новому глубоки и убедительны. Художник творит счастливо и свободно. Люся всегда дает названия своим холстам, точные и отражающие самую важную авторскую идею, которая на первый взгляд может быть не очевидна, но открывается постепенно. Вот такова и наша картина «Люблю тебя».

Для этой работы художнице позировала только одна натурщица. Люся говорит нам: полюбите себя, испытайте это счастье, эту свободу! Цветы, краски, свет — они просто есть, они вне времени, — все сосредоточено в едином миге осознания любви!

Одновременно с нашим штатным 325-м AI Аукционом открыт 11-й аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». На продажу выставлены работы десяти представителей отечественной арт-сцены: живопись Дианы Воуба, Марины Зенчевой, Анны Лавровой, Сергея Максютина, Валерия Сахатова, Александра Сигутина, Марии Чуйковой и работы в смешанной технике Владимира Наседкина, Татьяны Толстой и Марии Шалито.

Всем желаем удачи на 325-м AI-Аукционе и на аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу /sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200414_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200414_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх