Художник недели: Мария Васильева
История, ценовые и маркетинговые показатели русской художницы Парижской школы Марии Васильевой
Годы жизни: 1884–1957
Период: авангард
Направления: живопись, графика, скульптура, коллаж
Жизнь и творчество
Личность этой женщины и ее роль в том, что искусство XX века таково, каким мы его знаем, сложно переоценить. Она позировала Модильяни, получила предложение руки и сердца от Анри Руссо, писала портреты Жана Кокто и Пикассо, а также основала «Русскую Академию», а затем и клуб помощи художникам. Кроме того, она была талантливой художницей, чье станковое творчество было не раз отмечено на различных выставках, а занятие прикладным искусством позволило пережить самые сложные времена. «Русская фея с Монпарнаса», французская художница русской эмиграции и русская художница Парижской школы — Мария Ивановна Васильева.
Мария Ивановна (в литературе существует путаница относительно отчества художницы, в различных источниках встречается также как Васильевна и Михайловна) Васильева родилась 12 февраля 1884 года в Смоленске, в семье обеспеченных землевладельцев. Достаток семьи позволил девушке уехать в столицу и получать сразу два образования: известно, что в 18 лет она жила в Санкт-Петербурге и изучала медицину и изобразительное искусство. Последнее — в частной художественной школе.
За успехи на художественном поприще и для продолжения образования в Париже в 1905 году она получила стипендию вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, и с этого года, с небольшими перерывами, творческая, да и личная жизнь Марии Васильевой связаны со столицей Франции.
В первые два года пребывания в Париже она училась у Анри Матисса, а также посещала уроки художественной академии La Palette, параллельно работая корреспондентом многих российских газет.
К этому же периоду (1905–1909) относятся её ранние станковые работы, выполненные в свободной манере, очевидно, под влиянием Поля Сезанна и Анри Матисса.
1909 год стал поворотным в жизни художницы. В этом году она впервые приняла участие в выставках Осеннего салона и салона Независимых, опубликовала очерк об Анри Матиссе в 6-м выпуске знакового отечественного журнала об искусстве «Золотое руно» (говорят, именно после этой статьи Щукин обратил внимание на мало кому тогда известного французского художника), отправилась в одно из многих путешествий по Европе (в каждой стране её особенно интересовало народное искусство), а также стала адептом «неистового и лирического кубизма», считая Ж. Брака и П. Пикассо своими личными друзьями. Дружба с первыми лицами парижской художественной сцены, впрочем, подтолкнула ее в 1910-м году к организации Русского литературно-художественного общества в Париже. Тогда же Мария Васильева стала главой Русской художественной академии на Монпарнасе (Авеню дю Мэн, 54), а двумя годами позже в своей мастерской, расположенной чуть дальше по той же улице (Авеню дю Мэн, 21), организовала Свободную русскую академию, переименованную затем в Academie Vassilieff (Академию Васильевой). По сути, Академия Васильевой была скорее открытой студией (или клубом), действующей по принципу свободной работы, без преподавания.
В мастерской Васильевой на авеню дю Мэн частыми гостями были Пикассо, Брак, Модильяни, Сутин, Цадкин, Макс Жакоб, Хуан Грис и Анри Матисс, а в 1913 году две лекции о современном искусстве в ней прочитал Фернан Леже. На волне увлечения авангардными течениями в искусстве, в 1912–1913 Мария Васильева познакомилась с «амазонками авангарда» Любовью Поповой и Надеждой Удальцовой.
В 1914-м году, с самого начала Первой мировой войны, Мария Васильева пошла работать медсестрой во французский Красный крест, а также организовала на базе собственной академии знаменитую благотворительную столовую для бедствующих художников «Cantine des artistes», обед там стоил менее 65 сантимов, 75 — с вином. Время от времени полиция, за нарушение «сухого закона» и «в интересах общественного порядка», прикрывала столовую, ставшую со временем местом проведения главных богемных вечеринок Парижа; однажды художницу задержали и отправили под домашний арест, но каждый раз у Васильевой находились друзья, благодаря которым заведение открывалось вновь.
Богемная жизнь и благотворительность не мешали художнице заниматься искусством. 1915–1916 годы в ее творчестве — основной период увлечения авангардной стилистикой, в том числе кубизмом и лучизмом. В это время, несмотря на войну, Васильева посетила Россию, чтобы принять в 1915 году участие в знаковой выставке «0,10» в Петрограде, где рядом с «Черным квадратом» Казимира Малевича она экспонировала шесть своих кубистических работ. А в 1916 году 11 кубистических работ художницы были представлены на авангардной выставке «Магазин» в Москве, организованной Владимиром Татлиным.
В 1916-м, помимо прочего, Васильева по заказу театра Гезы Блаттнера занялась созданием знаменитых «кукол» — гротескных объемных портретов своих знаменитых друзей: Анри Матисса, Гийома Аполлинера, Пабло Пикассо и других.
В 1918 году, после заключения Брест-Литовского мирного договора, Марию Васильеву, как гражданку России, выслали из Парижа в Фонтенбло; там в начале 1920-х она вплотную занялась прикладным искусством, в том числе дизайном мебели, оформлением театральных постановок и даже вышивкой на заказ.
В 1920–1925 Мария Васильева создала сценографию, костюмы и маски для шведского балета Рольфа де Маре, в 1927 выполнила сохранившиеся по сей день орнаментальные панно для ресторана «Купол» на Монпарнасе, а позже создала панно для Монпарнасского вокзала.
С изменением жизненных обстоятельств и сменой увлечений в пользу декоративно-прикладного искусства меняется и стиль живописи художницы. В 1920-е и особенно в 1930-е годы ее работы становятся все более плоскостными, даже графичными, декоративными, как по средствам выражения, так и по сюжетам, которые начинают включать в себя элементы мистицизма и сюрреализма.
Студия художницы долгое время располагалась далеко от Парижа (в 1930 году она переехала на юг Франции и в столицу вернулась уже после Второй мировой войны, в 1946 году), однако ее творчество продолжало играть весомую роль в культурной жизни города и страны. В 1925 работы Марии Васильевой участвовали в международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже, в 1928–1930 прошли персональные выставки в Лондоне (галерее Guggenheim Jeune, принадлежавшей Пегги Гуггенхайм) и Риме. На протяжении 1920–30-х годов работы Васильевой неоднократно появлялись на выставках в Париже, Лондоне, Чикаго (она выставлялась на конгрессе марионеток в 1931 году) и в нескольких городах Италии. Она даже решилась открыть музей собственного искусства — Vassilieff Museum. В 1955 году первая ретроспективная выставка была проведена галереей Haut-Pave в Париже.
После возвращения в Париж и до самой смерти в 1957 году Мария Васильева оставалась неотъемлемой частью художественной жизни Монпарнаса. В год ее кончины друзья-художники организовали посмертную ретроспективу художницы в галерее Haut-Pave.
В 1998 году в помещении бывшей студии Марии Васильевой был открыт Музей Монпарнаса, а самой студии придан статус мемориальной. В последние десятилетия интерес к художнице со стороны международного арт-сообщества оживился: в частности, в 1995 году в берлинском музее Verborgene Museum прошла персональная выставка Марии Васильевой, ее работы экспонировались на групповых выставках, прошедших в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2008), Aktis Gallery (Лондон, 2011–2012), Galerie Le Minotaure (Париж, 2015) и ярмарке Design Miami (Майами-Бич, 2012).
Работы художницы широко представлены в музейных и частных собраниях, преимущественно в России, Центральной Европе и США.
Финансовые показатели
Продажа трех самых дорогих работ Марии Васильевой состоялась в 2007–2008 годах, на пике роста интереса отечественных и мировых коллекционеров к русскому авангарду. Тройку топ-лотов составили живописные произведения 1920-х годов: в 2007 с большим превышением эстимейтов были проданы картины «Ребенок с игрушкой» ($824 000) и «Мужчина. Женщина. Двусторонняя работа» ($790 019), годом позже к новому владельцу ушел холст «Ребенок с куклой» ($783 774).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художница имеет 396 аукционных продаж, из них 14 повторных продаж. Средняя стоимость проданной работы — $40,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $9,8 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 242 на 154 (61 % всех торгов завершился продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
1986–2000 | 118 | 78 | 40 | 66 |
2001–2010 | 178 | 112 | 66 | 63 |
2011–2020 | 100 | 52 | 48 | 52 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
Франция | 214 | 122 | 92 | 57 |
Великобритания | 102 | 71 | 31 | 70 |
Италия | 22 | 10 | 12 | 45 |
Швеция | 22 | 18 | 4 | 82 |
Германия | 9 | 7 | 2 | 78 |
Бельгия | 8 | 4 | 4 | 50 |
США | 6 | 5 | 1 | 83 |
РФ | 5 | 4 | 1 | 80 |
Украина | 2 | 1 | 1 | 50 |
Швейцария | 2 | 0 | 2 | 0 |
Канада | 2 | 0 | 2 | 0 |
Израиль | 1 | 0 | 1 | 0 |
Дания | 1 | 0 | 1 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, тыс. $ | Год | Цена, тыс. $ | ||||||
1 | Портреты | 2007 | 101,576 | 2014 | 84,651 | 7 | MacDougall | -16,925 | -2,4 |
2 | Испанская деревня | 2012 | 152,507 | 2014 | 146,400 | 2 | Совком | -6,107 | -2,0 |
3 | Девочка с кошкой | 2007 | 372,448 | 2012 | 375,070 | 5 | Macdougall | 2,622 | 0,1 |
4 | Любовь | 2010 | 16,342 | 2014 | 31,400 | 4 | MacDougall | 15,058 | 23,0 |
5 | Человек-зверь | 2001 | 16,450 | 2016 | 96,201 | 15 | Christie’s | 79,751 | 32,3 |
6 | Любитель искусства | 2005 | 38,940 | 2007 | 89,835 | 2 | MacDougall | 50,895 | 65,4 |
7 | Портрет молодого мужчины | 2004 | 13,124 | 2006 | 45,000 | 2 | Sothebys | 31,876 | 121,4 |
8 | Флейтист (Портрет Клода Дюбоска) | 2000 | 30,000 | 2011 | 458,315 | 11 | Christie’s | 428,315 | 129,8 |
9 | Богоматерь с розами | 1993 | 0,960 | 2008 | 23,750 | 15 | Sotheby's | 22,790 | 158,3 |
10 | Невеста из Кань-сюр-Мер | 2010 | 16,513 | 2010 | 65,447 | 0 | Sotheby’s | 48,934 | 296,3 |
11 | Женщина у моря | 2003 | 3,548 | 2004 | 28,308 | 1 | Sotheby’s | 24,760 | 697,9 |
12 | Ребенок с куклой | 2001 | 6,426 | 2005 | 212,294 | 4 | Appay-Debussy | 205,868 | 800,9 |
Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) — 193,4 %, очень высокий показатель для русского художника, имеющего десять и более повторных продаж. Периоды владения между успешными продажами неоднородны по количеству лет; более детальный анализ показывает, что успешная стратегия включала в себя приобретение работ на небольших аукционах и продажу спустя время на крупных.
На текущем, 325-м AI Аукционе выставлена работа Марии Васильевой «Коллаж с изображением Богоматери» (1930-е).
Источники: Парижская школа 1905-1932. Из музеев и частных собраний Парижа, Женевы, Москвы. Каталог выставки ГМИИ имени А.С. Пушкина. М. : Сканрус, 2011; russianparis.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200413_vasilieva_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200413_vasilieva_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.