Художник недели: Мария Васильева
ARTinvestment.RU   13 апреля 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели русской художницы Парижской школы Марии Васильевой

Годы жизни: 1884–1957

Период: авангард

Направления: живопись, графика, скульптура, коллаж

Жизнь и творчество

Личность этой женщины и ее роль в том, что искусство XX века таково, каким мы его знаем, сложно переоценить. Она позировала Модильяни, получила предложение руки и сердца от Анри Руссо, писала портреты Жана Кокто и Пикассо, а также основала «Русскую Академию», а затем и клуб помощи художникам. Кроме того, она была талантливой художницей, чье станковое творчество было не раз отмечено на различных выставках, а занятие прикладным искусством позволило пережить самые сложные времена. «Русская фея с Монпарнаса», французская художница русской эмиграции и русская художница Парижской школы — Мария Ивановна Васильева.

Мария Ивановна (в литературе существует путаница относительно отчества художницы, в различных источниках встречается также как Васильевна и Михайловна) Васильева родилась 12 февраля 1884 года в Смоленске, в семье обеспеченных землевладельцев. Достаток семьи позволил девушке уехать в столицу и получать сразу два образования: известно, что в 18 лет она жила в Санкт-Петербурге и изучала медицину и изобразительное искусство. Последнее — в частной художественной школе.

За успехи на художественном поприще и для продолжения образования в Париже в 1905 году она получила стипендию вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, и с этого года, с небольшими перерывами, творческая, да и личная жизнь Марии Васильевой связаны со столицей Франции.

В первые два года пребывания в Париже она училась у Анри Матисса, а также посещала уроки художественной академии La Palette, параллельно работая корреспондентом многих российских газет.

К этому же периоду (1905–1909) относятся её ранние станковые работы, выполненные в свободной манере, очевидно, под влиянием Поля Сезанна и Анри Матисса.

1909 год стал поворотным в жизни художницы. В этом году она впервые приняла участие в выставках Осеннего салона и салона Независимых, опубликовала очерк об Анри Матиссе в 6-м выпуске знакового отечественного журнала об искусстве «Золотое руно» (говорят, именно после этой статьи Щукин обратил внимание на мало кому тогда известного французского художника), отправилась в одно из многих путешествий по Европе (в каждой стране её особенно интересовало народное искусство), а также стала адептом «неистового и лирического кубизма», считая Ж. Брака и П. Пикассо своими личными друзьями. Дружба с первыми лицами парижской художественной сцены, впрочем, подтолкнула ее в 1910-м году к организации Русского литературно-художественного общества в Париже. Тогда же Мария Васильева стала главой Русской художественной академии на Монпарнасе (Авеню дю Мэн, 54), а двумя годами позже в своей мастерской, расположенной чуть дальше по той же улице (Авеню дю Мэн, 21), организовала Свободную русскую академию, переименованную затем в Academie Vassilieff (Академию Васильевой). По сути, Академия Васильевой была скорее открытой студией (или клубом), действующей по принципу свободной работы, без преподавания.

В мастерской Васильевой на авеню дю Мэн частыми гостями были Пикассо, Брак, Модильяни, Сутин, Цадкин, Макс Жакоб, Хуан Грис и Анри Матисс, а в 1913 году две лекции о современном искусстве в ней прочитал Фернан Леже. На волне увлечения авангардными течениями в искусстве, в 1912–1913 Мария Васильева познакомилась с «амазонками авангарда» Любовью Поповой и Надеждой Удальцовой.

В 1914-м году, с самого начала Первой мировой войны, Мария Васильева пошла работать медсестрой во французский Красный крест, а также организовала на базе собственной академии знаменитую благотворительную столовую для бедствующих художников «Cantine des artistes», обед там стоил менее 65 сантимов, 75 — с вином. Время от времени полиция, за нарушение «сухого закона» и «в интересах общественного порядка», прикрывала столовую, ставшую со временем местом проведения главных богемных вечеринок Парижа; однажды художницу задержали и отправили под домашний арест, но каждый раз у Васильевой находились друзья, благодаря которым заведение открывалось вновь.

Богемная жизнь и благотворительность не мешали художнице заниматься искусством. 1915–1916 годы в ее творчестве — основной период увлечения авангардной стилистикой, в том числе кубизмом и лучизмом. В это время, несмотря на войну, Васильева посетила Россию, чтобы принять в 1915 году участие в знаковой выставке «0,10» в Петрограде, где рядом с «Черным квадратом» Казимира Малевича она экспонировала шесть своих кубистических работ. А в 1916 году 11 кубистических работ художницы были представлены на авангардной выставке «Магазин» в Москве, организованной Владимиром Татлиным.

В 1916-м, помимо прочего, Васильева по заказу театра Гезы Блаттнера занялась созданием знаменитых «кукол» — гротескных объемных портретов своих знаменитых друзей: Анри Матисса, Гийома Аполлинера, Пабло Пикассо и других.

В 1918 году, после заключения Брест-Литовского мирного договора, Марию Васильеву, как гражданку России, выслали из Парижа в Фонтенбло; там в начале 1920-х она вплотную занялась прикладным искусством, в том числе дизайном мебели, оформлением театральных постановок и даже вышивкой на заказ.

В 1920–1925 Мария Васильева создала сценографию, костюмы и маски для шведского балета Рольфа де Маре, в 1927 выполнила сохранившиеся по сей день орнаментальные панно для ресторана «Купол» на Монпарнасе, а позже создала панно для Монпарнасского вокзала.

С изменением жизненных обстоятельств и сменой увлечений в пользу декоративно-прикладного искусства меняется и стиль живописи художницы. В 1920-е и особенно в 1930-е годы ее работы становятся все более плоскостными, даже графичными, декоративными, как по средствам выражения, так и по сюжетам, которые начинают включать в себя элементы мистицизма и сюрреализма.

Студия художницы долгое время располагалась далеко от Парижа (в 1930 году она переехала на юг Франции и в столицу вернулась уже после Второй мировой войны, в 1946 году), однако ее творчество продолжало играть весомую роль в культурной жизни города и страны. В 1925 работы Марии Васильевой участвовали в международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже, в 1928–1930 прошли персональные выставки в Лондоне (галерее Guggenheim Jeune, принадлежавшей Пегги Гуггенхайм) и Риме. На протяжении 1920–30-х годов работы Васильевой неоднократно появлялись на выставках в Париже, Лондоне, Чикаго (она выставлялась на конгрессе марионеток в 1931 году) и в нескольких городах Италии. Она даже решилась открыть музей собственного искусства — Vassilieff Museum. В 1955 году первая ретроспективная выставка была проведена галереей Haut-Pave в Париже.

После возвращения в Париж и до самой смерти в 1957 году Мария Васильева оставалась неотъемлемой частью художественной жизни Монпарнаса. В год ее кончины друзья-художники организовали посмертную ретроспективу художницы в галерее Haut-Pave.

В 1998 году в помещении бывшей студии Марии Васильевой был открыт Музей Монпарнаса, а самой студии придан статус мемориальной. В последние десятилетия интерес к художнице со стороны международного арт-сообщества оживился: в частности, в 1995 году в берлинском музее Verborgene Museum прошла персональная выставка Марии Васильевой, ее работы экспонировались на групповых выставках, прошедших в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2008), Aktis Gallery (Лондон, 2011–2012), Galerie Le Minotaure (Париж, 2015) и ярмарке Design Miami (Майами-Бич, 2012).

Работы художницы широко представлены в музейных и частных собраниях, преимущественно в России, Центральной Европе и США.

Финансовые показатели

Продажа трех самых дорогих работ Марии Васильевой состоялась в 2007–2008 годах, на пике роста интереса отечественных и мировых коллекционеров к русскому авангарду. Тройку топ-лотов составили живописные произведения 1920-х годов: в 2007 с большим превышением эстимейтов были проданы картины «Ребенок с игрушкой» ($824 000) и «Мужчина. Женщина. Двусторонняя работа» ($790 019), годом позже к новому владельцу ушел холст «Ребенок с куклой» ($783 774).

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художница имеет 396 аукционных продаж, из них 14 повторных продаж. Средняя стоимость проданной работы — $40,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $9,8 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 242 на 154 (61 % всех торгов завершился продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
1986–2000 118 78 40 66
2001–2010 178 112 66 63
2011–2020 100 52 48 52

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна продажи Всего продаж, ед. Успешных, ед. Неуспешных, ед. Доля успешных, %
Франция 214 122 92 57
Великобритания 102 71 31 70
Италия 22 10 12 45
Швеция 22 18 4 82
Германия 9 7 2 78
Бельгия 8 4 4 50
США 6 5 1 83
РФ 5 4 1 80
Украина 2 1 1 50
Швейцария 2 0 2 0
Канада 2 0 2 0
Израиль 1 0 1 0
Дания 1 0 1 0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, тыс. $ Год Цена, тыс. $
1 Портреты 2007 101,576 2014 84,651 7 MacDougall -16,925 -2,4
2 Испанская деревня 2012 152,507 2014 146,400 2 Совком -6,107 -2,0
3 Девочка с кошкой 2007 372,448 2012 375,070 5 Macdougall 2,622 0,1
4 Любовь 2010 16,342 2014 31,400 4 MacDougall 15,058 23,0
5 Человек-зверь 2001 16,450 2016 96,201 15 Christie’s 79,751 32,3
6 Любитель искусства 2005 38,940 2007 89,835 2 MacDougall 50,895 65,4
7 Портрет молодого мужчины 2004 13,124 2006 45,000 2 Sothebys 31,876 121,4
8 Флейтист (Портрет Клода Дюбоска) 2000 30,000 2011 458,315 11 Christie’s 428,315 129,8
9 Богоматерь с розами 1993 0,960 2008 23,750 15 Sotheby's 22,790 158,3
10 Невеста из Кань-сюр-Мер 2010 16,513 2010 65,447 0 Sotheby’s 48,934 296,3
11 Женщина у моря 2003 3,548 2004 28,308 1 Sotheby’s 24,760 697,9
12 Ребенок с куклой 2001 6,426 2005 212,294 4 Appay-Debussy 205,868 800,9

Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) — 193,4 %, очень высокий показатель для русского художника, имеющего десять и более повторных продаж. Периоды владения между успешными продажами неоднородны по количеству лет; более детальный анализ показывает, что успешная стратегия включала в себя приобретение работ на небольших аукционах и продажу спустя время на крупных.

На текущем, 325-м AI Аукционе выставлена работа Марии Васильевой «Коллаж с изображением Богоматери» (1930-е).

Источники: Парижская школа 1905-1932. Из музеев и частных собраний Парижа, Женевы, Москвы. Каталог выставки ГМИИ имени А.С. Пушкина. М. : Сканрус, 2011; russianparis.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200413_vasilieva_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200413_vasilieva_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх