Открыты 314-е торги AI Аукциона и кураторский аукцион «ЯНВАРЬ»!
ARTinvestment.RU   28 января 2020

В сводном каталоге — тридцать лотов: шестнадцать живописных работ, девять листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и две скульптуры

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 314.

Открывает каталог традиционный раздел русского искусства начала ХХ века. «Постановка костюмированной модели, — отмечает эксперт, — входила в обязательную программу обучения в Императорской академии художеств того времени, для этих заданий в Академии Художеств имелась обширная коллекция антикварных костюмов, мебели, оружия и предметов декоративно-прикладного искусства». В наш каталог вошла одна из таких постановок — рисунок «Натурщик в костюме воина XVI века» (1900) Бориса Михайловича Кустодиева, довольно ранняя, периода обучения в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, но отнюдь не ученическая по исполнению работа художника. В биографии Кустодиева отмечено, что еще в бытность учеником он приобрел известность и начал принимать участие в выставках. С 1900-го (год создания нашего рисунка) экспонировал свои работы на Весенних выставках ИАХ. В том же 1900-м за картину «Гуляние» был награжден серебряной медалью на Международной выставке в Брюсселе.

Тушевый рисунок Александра Николаевича Бенуа «Кавалер с лютней» выполнен в 1905–1906 году с гравюры Жана Лепотра (Jean Le Pautre, 1618–1682) «Homme estans a la Promenade» (1676–1678). Как отмечает эксперт, творчество художников, работавших для французских модных изданий конца XVII — начала XVIII века, было хорошо знакомо и любимо А. Бенуа, писавшим, что произведения мастеров, изобразивших «в серии ремесленно-тонких гравюр интимную жизнь Версальского двора… бесценны для истории быта и одежды». В 1905–1907 годах А. Бенуа много работал во французских библиотеках — например в библиотеке Версаля, обладающей крупной коллекцией гравированных костюмов. Очевидно, в это время был сделан и наш рисунок, который вместе с другими материалами художник использовал при работе над историческими исследованиями и в оформлении спектаклей. Вместе с тем (эксперты это подчеркивают) рисунки «обладают всеми признаками авторской манеры А. Бенуа. <…> Исполненные с гравюр, они, безусловно, представляют авторское прочтение первоисточника. Художник как бы “оживляет” печатную технику, возвращая свежее ощущение оригинального рисунка. Характер преображения источника позволяет понять особенности формирования пластического языка графики А. Бенуа, его удивительного, самобытного рисовального почерка, укорененного в искусстве прошлых эпох, хранящего “эхо прошедшего времени”».

В 1920 году, в последний год жизни художника, создан рисунок «В мастерской» Владимира Егоровича Маковского — мастера жанра. Эта работа не окрашена блестящим авторским юмором, иронией, она скорее нежна и романтична. Образы художника и женщины обладают выраженной индивидуальностью, поэтому можно предположить, что это не просто жанровая графика, а двойной портрет кого-то из близких друзей или хороших знакомых художника — с таким теплом и чуткостью выполнена эта небольшая акварель.

Следующий большой раздел каталога — искусство советских художников.

Акварель «Постановочный натюрморт» (1927–1928) создана Александром Константиновичем Богомазовым, живописцем, педагогом и теоретиком искусства, одним из первых мастеров и теоретиков авангарда. В теоретической работе «Живопись и элементы» он исследовал изобразительную природу простейших элементов — линии, формы, цвета, плоскости картины, а позже, развивая теоретические положения этого исследования, написал его продолжение — «Мысли об искусстве», где обратился к психологии восприятия цвета. «Искусство — бесконечный ритм, художник — его чувствительный резонатор», — говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте (источники: Энциклопедия русского авангарда: изобразительное искусство, архитектура: [в 3 т.]/ авт.-сост.: В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. — М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. Т. 1. С. 74–75; ru.wikipedia.org). В нашем позднем натюрморте, написанном уже зрелым художником и ученым и стилистически близком к хрестоматийным полотнам конца 1920-х (см. например, «Правка пил» (1927)), воплотились результаты многолетних теоретических исследований.

Не датирован карандашный рисунок «Женщина в платке» Георгия Григорьевича Нисского. Выполненная точными, уверенными движениями женская головка с кудельками у виска и изящно повязанной косынкой наводит на мысль о 1920-х годах, но это лишь наше предположение.

Натюрморт «Вид на Большой Москворецкий мост» (1930-е — 1943) относится к последнему периоду жизни и творчества Николая Михайловича Григорьева — замечательного художника, ученика Н. П. Бенькова и Н. П. Фешина, А. Е. Архипова, К. А. Коровина и Л. О. Пастернака. Григорьев родился в Вятской губернии и учился в Казанской художественной школе, в Москву приехал почти тридцатилетним. Участник и экспонент целого ряда творческих объединений — в частности, групп «Московский салон», «Маковец», Общества московских художников, Григорьев много писал виды Москвы. Его работы находятся в Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в художественных музеях в Калуге, Ижевске, Чебоксарах и еще целом ряде государственных художественных собраний. Прекрасные холсты Григорьева хранятся в музее И. В. Савицкого в Нукусе.

В конце 1940-х годов нарисована большая акварель «Сцена бала к “Евгению Онегину”» Александра Михайловича Герасимова. Художник обращался к пушкинской теме и в 1930-х, и в 1940-х, и в 1950-х (см. «Герасимовская пушкиниана»). В 1949 году для юбилейного шеститомника, подготовленного к 150-летию поэта, Герасимов выполнил иллюстрации к «Евгению Онегину», 6 из них вошли в издание. Очевидно, что художник, работая над иллюстрациями, искал и выбирал сюжеты. Предположительно, наша акварель иллюстрирует восьмую главу поэмы, но позже художник оставил этот сюжет без проработки, — это сцена бала, на которой Онегин «попал, как Чацкий, с корабля на бал». Огромному залу и «толпе» Герасимов предпочел теплый, камерный, деревенский бал у Лариных.

В 1952 году написан «Натюрморт с портретом Ван Гога» Виктора Марковича Мидлера. Ученик К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского в Одессе, ученик А. В. Куприна, И. И. Машкова, Р. Р. Фалька в Москве, Мидлер обладал настоящей жаждой жизни и поразительным интересом к ней, искренне радовался красоте окружающего мира, что отражалось в его рисунках и полотнах. Он был увлечен учебой, работой в тех удивительных местах, куда заносила его судьба. «Огромную роль в его творчестве сыграла командировка в 1927 году во Францию и Германию по заданию ГТГ для изучения постановки музейного дела, современного искусства и творчества русских художников, работающих за границей.

Теперь В. М. Мидлер со всей глубиной и полнотой мог постигнуть традиции французской школы живописи, оказавшие столь сильное влияние на русское искусство начала ХХ века и интерес к которым был велик у художника еще со времен учения в Одессе у Костанди и Ладыженского.

Не только как музеевед и исследователь искусства, но прежде всего как живописец он устанавливал для себя, живую связь между художественными явлениями.

<…>

В 1928 году в Москве состоялась выставка современного французского искусства, и одним из организаторов ее был В. М. Мидлер. Будучи с 1924 года членом художественной группировки “4 искусства”, он много занимался сопоставлением новейших русских и западных исканий, стремясь выявить и подчеркнуть как своеобразие, так и общность психологических факторов, характеризующих восприятие современных художников. Традиции русской реалистической живописи органично сплавлялись в его творческом сознании с находками западных мастеров.

<…>

Азбука живописного мастерства никогда не утомляла и не надоедала ему. Руо, Врубель, Ватто, Сезанн, Пуссен, Пикассо, Дерен — такие разные мастера волновали художника на протяжении всей жизни. Его не оставляло желание постичь те элементы их живописного языка, которые были созвучны его личному мировосприятию. Поэтому особенности формального живописного языка В. М. Мидлера не бросаются в глаза и не выстраиваются в стройную картину его эволюции как художника. Его “многоязычность” не заслоняет личности мастера, пытливого, зоркого художника, который говорит свое слово негромко, но точно и емко» (источник: artpanorama.su). Наш холст — это своеобразное посвящение, но не чему-то или кому-то одному, а одновременно многим людям, явлениям, которые привлекали и волновали его в разные годы.

Следующий пейзаж — небольшой картон «Летние облака» (1976) Елены Ниловны Яблонской. Работа с очень динамичной композицией и сложным, эффектным колористическим решением: темно-зеленой массой ночного леса и плотными лиловыми остатками ночных туч художница мастерски оттеняет розовое свечение легких предрассветных облаков, по которым стремительно разлетаются первые лучи солнца.

Самый большой раздел каталога посвящен творчеству шестидесятников.

Печатная графика шестидесятников — это огромный мир, мир классических техник и экспериментов, мир виртуозных шедевров и неброских на первый взгляд философских композиций. В наш сегодняшний каталог вошла небольшая литография «Абстрактная композиция с марлей» (1964) Евгения Леонидовича Кропивницкого — элегантная минималистичная геометрическая композиция, интересная игрой и разнообразием текстур.

Динамичная композиция, сдержанное колористическое решение и благородное сочетание красок отличают довольно ранний холст «Модель в серой тональности» (1967) абстрактного экспрессиониста Михаила Алексеевича Кулакова. Почитайте на AI биографию художника и его письмо шеф-редактору AI.

Гуашевый пейзаж «Кровавый закат» (1972) Лидии Алексеевны Мастерковой — исключительно редкая для художницы фигуративная работа, к тому же еще и пейзаж. Талантливый колорист, Мастеркова в небольшой работе передает огромную гамму быстроменяющихся красок уходящего зимнего солнца.

В 1975 году, до вынужденной эмиграции, написан холст «Ночная корова» Оскара Яковлевича Рабина. Предметно он более чем лаконичен: бараки, огромная луна, снег и корова. Зимний, переливающийся всеми оттенками перламутровых рабинских серых красок городской пейзаж. Бараки и корова (кстати, что она делает зимней ночью на улице?) опосредованно говорят о присутствии человека, и если бараки (очень важный образ для художника) создают атмосферу безрадостного убогого существования, то корова, пусть тощая и какая-то неустроенная, как, впрочем, все вокруг, вносит в эту атмосферу надежду на тепло и осмысленную жизнь. Эмоционально это очень рабинская работа.

В большом ряду художников другого искусства Анатолий Степанович Слепышев, пожалуй, не знал себе равных в работе с цветом, иллюстрацией чему служит совсем небольшой холст «Прощание» (1979). Интересный сюжет, плотная, но исключительно динамичная композиция и уникальное, очень смелое цветовое решение работы ставят ее в ряд самых интересных произведений нашего сегодняшнего каталога. Можно, конечно, написать, что автор в идеальной гармонии собрал на полотне алый цвет, целую гамму оттенков розового, оранжевый, терракоту, коричневые тона, но такие картины, как «Прощание», нужно видеть своими глазами.

Один из безусловных топ-лотов каталога — «Портрет Велимира Хлебникова» (1982) работы Анатолия Тимофеевича Зверева. Друг художника, священник Александр Шумский, вспоминал: «В августе 1981 года мы со Зверевым поехали на пару недель на нашу подмосковную дачу. <…> Почти каждый день мы ходили за грибами и постоянно говорили о поэте Велимире Хлебникове, творчеством которого я в ту пору очень увлекался. И в один из поздних вечеров произошло событие, при воспоминании о котором у меня до сих пор замирает сердце. Я лежал на кровати, а художник сидел на краю стола возле открытого окна. Молчали. Неожиданно Анатолий Тимофеевич заметил: “Есть персидское поверье, согласно которому души умерших людей могут давать о себе знать появлением бабочки”. Едва он произнес эти слова, как в открытое окно из черной звездной августовской ночи влетела огромная ярко-красная бабочка и начала стремительно в разных направления рассекать пространство комнаты, пока, наконец, не залетела под мою кровать. Зверев сидел спиной к окну и не мог заранее заметить бабочку. Видя мое смятение, он спокойно, с невозмутимой улыбкой дервиша, заявил: “Ну вот, старик, Хлебников прилетел”» (источник: rusk.ru). По-видимому, разговоры о поэте и описанная сцена произвели на художника сильное впечатление: во второй половине 1981-го и позже Зверев не раз обращался к образу Велимира Хлебникова, выполнил несколько рисунков углем и написал маслом портрет.

Сложная, многокомпонентная, с большим количеством разнообразных материалов композиция «Гитара» (1981), — как отмечает эксперт, — «характерное произведение Владимира Николаевича Немухина из его цикла работ с гитарой и геометрическими фигурами, в которых он отдает дань мастерам русского авангарда. У художников-новаторов 1910–20-х годов гитара, в силу своей специфической формы, играла особую роль в структурах композиционных построений. Достаточно вспомнить Любовь Попову или Надежду Удальцову. У Немухина это не только связь и преемственность с великими мастерами авангарда, но и попытка диалога, развития, переосмысления, движения вперед».

«Натюрморт. Медные предметы» (1985) Игоря Васильевича Кислицына — относится к раннему циклу работ художника Post Tenebras Lux (1973–1985). Натюрморты и пейзажи этого периода отмечены определенной долей разбеленности, придающей пространству и форме специфическое приглушенное самосвечение.

Не датирована чудесная скульптура «Без названия» Владимира Сергеевича Лемпорта — участника группы ЛеСС (1954–1968), объединявшей трех друзей-единомышленников: Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта. Работа подтверждена фотографией и заверяющей подписью племянника художника с нашей скульптурой в руках, снятой в мастерской автора.

Современное искусство в основном каталоге представляет маленький забавный и совершенно бесснежный холст «Снеговик» (1963) Натты Ивановны Конышевой. Может, нам нужно было его раньше выставить, чтобы наконец в Москве снег пошел?

И конечно, современное искусство роскошно представлено в каталоге кураторского аукциона «ЯНВАРЬ». Краткие комментарии к каждой работе есть на страницах лотов, а здесь достаточно отметить, что в каталог вошли живописные произведения Ирины Геннадиевны Васильевой, Рината Волигамси, Александра Владимировича Ишина, Бориса Николаевича (Боба) Кошелохова, Дамира Рауфовича Муратова, Юрия Николаевича Татьянина (ТЮНа), Игоря Александровича Ширшкова, акварель Тамары Александровны Зиновьевой, линогравюра Олега Алексеевича Кудряшова и бронзовая скульптура Елены Михайловны Суровцевой.

Всем желаем удачи на 314-м АИ-Аукционе и на аукционе «ЯНВАРЬ»!

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.

На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.

Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!

Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.

***

Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на [email protected] или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.

***

Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.

В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.

Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.

Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.

***

ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200128_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200128_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх