Открыты 274-е торги AI Аукциона
Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Избранные лоты AI Аукциона № 274
В нашем сегодняшнем каталоге главенствуют два крупных раздела — творчество советских художников и произведения шестидесятников, причем в каждом из них собраны работы мастеров замечательных.
1930-ми годами датирован картон «Ручей с мостиком» работы Аристарха Васильевича Лентулова. Эксперт отмечает, что «в этот период кубистическая заостренность и контрастность “бубнововалетовских” произведений А. В. Лентулова сменяются более реалистическим подходом к изображению и отходом от ярких цветовых контрастов в пользу сдержанных колористических разработок, построенных на тонких цветовых нюансах».
Небольшой карандашный рисунок «Ожидают пароход» (1936) Александра Аркадьевича Лабаса относится к его довоенной графике, высоко ценимой знатоками и любителями творчества художника, и создан, вероятно, во время одной из многочисленных поездок по стране. Тонкий рисунок очень точно передает статику долгого ожидания: однако фигуры на нем — живые, не застывшие, и это скрытое движение добавляет рисунку привлекательности и в очередной раз характеризует автора как замечательного рисовальщика. Работа, что важно, сопровождается сертификатом подлинности, выданным Фондом Александра Лабаса.
Карандашный рисунок в альбоме «Стокгольм» (1956) Дмитрия Аркадьевича Налбандяна представляет быструю и точную зарисовку городского пейзажа шведской столицы: поток современных машин на фоне старинной скандинавской архитектуры.
В совсем иной эстетике в 1963 году графитным карандашом и тушью на бумаге выполнен динамичный и резкий рисунок «Загрузка угля в паровоз» Георгия Григорьевича Нисского. Эксперт отмечает, что работа эта принадлежит целому циклу «небольших лаконичных рисунков художника с изображением самолетов, поездов и кораблей, удивительных по своей точной передаче настроения и состояния мотива, пластически и композиционно верных и выразительных».
Масло «Октябрь» (1965) — ранняя работа одного из основоположников сурового стиля, Николая Ивановича Андронова, написана, очевидно, в Ферапонтово, в окрестностях монастыря. Ферапонтово с 1962 года и до конца жизни художника было для него не только источником вдохновения, но и местом силы и его огромной любовью. В 1999 году в Музее фресок Дионисия в Ферапонтово состоялась выставка «Рисунки и акварели Николая Ивановича Андронова», в каталоге которой Герольд Вздорнов писал о художнике: «Андронов никогда не гнался за сюжетом как таковым. Прирожденный живописец, он ценил прежде всего формообразующее начало искусства. Но он не переступал и той грани, за которой начинается беспредметность и чистая игра форм. Он сознательно продолжил, быть может, самую характерную черту русского искусства — его привязанность к существующему и существенному. В его картинах мы чувствуем предметность вещей и определенность ситуаций. <...>
Подобно Сезанну, всю жизнь писавшему окрестности родного Экса и находившему в них нескончаемые живописные эффекты, Андронов не уставал изображать Ферапонтово — лес, воду, архитектуру монастыря, крестьянские избы, лодки и бани, поля, луну, деревенские улицы, столбы, сараи, собак, лошадей, ферапонтовских жителей. Эта ферапонтовская сюита лишена, однако, всякой монотонности, и в каждом новом полотне, созданном в Ферапонтове, Андронов дает новое о нем представление, где мысль и замысел воплощаются не столько в сюжете, сколько в конструкции картины, ее линиях, цвете и фактуре» (источник: openklub.ru).
Хронологически раздел творчества советских художников завершает большая и очень красивая акварель «Архары» (1967) Алексея Никаноровича Комарова, одного из самых известных и любимых и детьми, и взрослыми русских художников-анималистов.
Раздел творчества художников-шестидесятников в целом представляет собой настоящую небольшую коллекцию нонконформистов — не только поражает количеством и составом имен, но и предлагает работы редкие и великолепные по качеству (согласитесь, мы не часто пользуемся такими эпитетами).
Обойдемся без хронологии и для начала расскажем о топ-лотах этого раздела.
В 1949 году 25-летний выпускник Тартуского художественного института Юло-Ильмар Соостер вместе с группой соучеников был арестован по чудовищному в своей надуманности обвинению и приговорен к 10 годам лагерей. Отсидел 7. Вышел в 1956-м. И в этом же 1956-м написал «Пейзаж» — поразительный по красоте, краскам, свету и радости жизни холст.
Большой холст «Игра в карты на коробе» (1967–1968) Владимир Николаевич Немухин создал в своей мастерской в родительском доме в Прилуках, на Оке. Рассказывая о творческом переломе середины 1960-х (наш период!) — отходе от «натуралистичности» и «необузданной эмоциональности» абстрактного экспрессионизма и поисках новой формы самовыражения, «осмысления предметности и на концептуальном уровне, и конструктивно», — художник писал: «Постепенно у меня сложилась особого рода зрительная геометрия. В основе ее лежит не точка, а поверхность, по которой происходит движение расходящихся и сближающихся линий. Игральная карта, упавшая на поверхность стола, становится не только ее составной частью, но одновременно и новой поверхностью, частью игрового пространства, где образует тот самый “угол”, к которому сходятся сближающиеся линии, и само собой разумеется, что он, этот угол, является тогда, когда движения этим линиям больше нет» (источник: Владимир Немухин : Живопись, графика, скульптура, фарфор.— М.: Бонфи, 2012. С. 84). В «Игре в карты…» соединились сразу несколько мотивов, которые художник позже будет разрабатывать и вместе, и по отдельности: карты, тарный ящик с надписями (которые вступают в сложное взаимодействие с линиями карт), образ петуха (причем это не тот заказной петушок, которого во множестве писали и рисовали его друзья-художники, а символ азартной карточной игры в петуха). Остается добавить, что работа эта редкая по красоте и эмоциональной насыщенности. И художник, как будто удостоверяет это надписью на обороте: «Прилуки»…
Большой лист ватмана, на котором написан пейзаж «Поле и облака» (1970), хранит подпись ученика, начавшего над ним работать, однако по периметру его обрамляет надпись учителя: «этот рисунок учебный — моего ученика Ушакова но я его сам долго обрабатывал и поэтому он стал моим. Я Ситников Василий Яковлевич 1915 года рождения. Рисуно масло по бумаге ватман». Преподавать, учить Ситников начал в 1951 году в «домашней академии». В 1998-м вышла книга «Василий Ситников. Уроки», в которой составитель и редактор Зана Плавинская собрала воспоминания учеников и друзей Ситникова вместе с его «трактатом о рисунке и живописи» в письмах. В издании приводятся и подробности о «домашней академии»: «В доме Ситникова на Лубянке ученики с мольбертами работали на лестничных площадках, а Учитель, спускаясь из своей коммуналки, поправлял их работы, втолковывая живописную премудрость. Это происходило не в академических мастерских, а на заплёванной лестнице старого московского дома с бодлеровскими пятнами плесени на стенах, с помойными кошками под ногами» (источники: tapirr.livejournal.com, art-story.com).
Вот в такой обстановке Ситников решал художественные задачи, о которых пишет в статье «Наследие Серебряного века в творчестве представителей секции живописи московского Горкома графиков (1970—1980-е гг.)» А. К. Флорковская: «В 1930-е гг. он [Ситников] познакомился с А. В. Фонвизиным, художником “Голубой розы”. Пользуясь его советами и изучая живопись старых мастеров (важную и для живописного метода символистов-голуборозовцев), Ситников вырабатывает собственную художественную систему, исходя из разработки световоздушной и пространственной концепции символизма. Ее краеугольные камни — понимание света и формы в пространстве. Свет трактовался Ситниковым не импрессионистически, как внешний, а символистски, как внутреннее свечение, идущее на зрителя из глубины картины или графического листа.
Вслед за М. А. Врубелем В.Я. Ситников отучал своих учеников видеть силуэт предмета: т. е. учил их видеть “не пятно”, но всегда круглую, излучающую внутренний свет форму. Начиная работать, художник выстраивал глубокое и светлое пространство с тончайшей светотенью, растирая в технике “сухой кисти” краску по холсту и используя цветовые растяжки — тончайшие свето-цветовые модуляции краски. Пространство строилось не “от горизонта» (по направлению к зрителю), а “от себя”, в глубину холста.
Подобно тому, как в живописи голуборозовцев пространство рождало форму, сгущая разряженные в пространстве материю и эмоцию, В.Я. Ситников понимал пространство так: “будто не поверхность холста перед тобой — а рама, и в ней пространство… это не холст, а дыра, огромная до горизонта. И это работа не механическая, а эмоциональная целиком”» (источник: observatoria.rsl.ru).
В 1969 году написана гуашь «Цветы в вазе» Владимира Игоревича Яковлева — словами эксперта, «редкое по своим артистическим качествам произведение художника из его удивительного цикла цветов, исполненных в различных техниках. Подобные работы Яковлева отличает экспрессия, динамика, своеобразная пластика. Это очень прочувствованные, личные вещи художника, в которых ему блестяще удается передать мимолетную красоту и хрупкость цветов. Каждая его подобная работа такого качества имеет огромную ценность».
Нарисованная уже в эмиграции небольшая акварель с тушью «Петрушка» (1975) Михаила Михайловича Шемякина — крайне редкий на отечественных аукционах образец оригинальной графики художника. В 1974-м Шемякин показал на парижской выставке акварельный цикл «Петербургский карнавал», и можно предположить, что наш выразительный рисунок, с ярким образом одного из главных карнавальных персонажей, выполнен в продолжение этого цикла.
Блестящий, виртуозный по исполнению рисунок акварелью и тушью «Забытьё могильных оград» (1992) Бориса Петровича Свешникова выдает своего автора с первого взгляда: уникальная авторская манера, филигранная техника (которая, кстати, действительно сильно напоминает технику филиграни), привычный, хотя и без явной метафизики, мотив, авторское философское название — словом, совершенно коллекционная вещь.
В сложной смешанной авторской технике выполнен «Пейзаж» (2008) Юрия Леонидовича Купера — вещь узнаваемая, изящная, очень красивая и, что немаловажно, небольшая.
Акварель «Без названия (Пейзаж с речкой)» (2002) Анатолия Степановича Слепышева — чудесная безмятежная сельская композиция. Группа в левой части работы отчасти сродни мотиву многочисленных слепышевских прогулок, но композиция в целом — оригинальная, насыщенная и гармоничная. Художнику были подвластны образы самых сильных человеческих эмоций — безудержной радости или нестерпимой боли, но вместе с тем он мастерски умел передавать светлые и спокойные настроения, что еще раз демонстрирует наша небольшая работа. Прекрасный колорист, Слепышев решил ее в спокойной зелено-синей гамме, поддержанной множеством других цветов.
Небольшой абстрактный тушевый рисунок «Без названия (Композиция)» Лидии Алексеевны Мастерковой создан в 1971 году. От ярких и красивых многоцветных абстракций первой половины 1960-х художница во второй половине десятилетия всё больше удалялась в сторону чрезвычайно сдержанных по цвету и графике композиций, и наша работа — одна из многих монохромных абстракций, которые увлекли ее в начале 1970-х.
Женские образы в нашем каталоге тоже выполнены шестидесятниками. Выразительный рисунок Игоря Васильевича Ворошилова «Без названия (Женский портрет)» создан в начале 1960-х и может относиться к циклу характерных для творчества Ворошилова 1960–70-х годов вымышленных, романтических женских образов, нарисованных в легкой и свободной импровизационной манере. При этом от позднейших очевидно вымышленных образов портрет все же отличается некоторыми индивидуальными чертами модели, так что можно осторожно предположить, что перед нами образ не вымышленный, а реальный.
Акварель «Без названия (Сидящая обнаженная с черепом)» (2003) — одна из лучших работ Натты Ивановны Конышевой из тех, что появлялись на нашем аукционе. В ней все непривычно: и цвет, и количество персонажей, сюжетов и деталей, и композиция, и манера, но это стопроцентно узнаваемая коллекционная Конышева.
В 2005 году выполнена темпера на бумаге «Без названия (Сигареты)» Льва Александровича Повзнера. В ней всё, напротив, правильно: узнаваемая авторская стилистика, изящная графика, сдержанный колорит с яркими цветовыми акцентами — да еще и загадочная композиция в нижней части работы, замечательно уравновешенная обманчиво простым рядом живописных элементов вверху.
Осталось рассказать о двух картинах современных авторов.
Недатированный холст «Без названия (Скрипач)» принадлежит кисти Игоря Алексеевича Новикова, одного из художников знаменитого московского сквота «Фурманный переулок».
Масло на мешковине «Осталось пять минут» Андрея Николаевича Забиронина — вещь необычная и очень красивая, в характерной авторской манере и отчасти в стилистике лентуловского «Звона…».
Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).
Желаем всем хорошего торга и удачных покупок!
Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.
На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.
Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!
Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.
Рекомендуем следить за обновлениями на нашем новом аукционе доступного искусства AI Маркет. Площадка работает без выходных, у каждого лота разное время экспонирования, а комиссия, оплачиваемая покупателем, составляет 20 % к цене выигранного лота.
***
Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.
***
Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.
В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.
Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.
Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.
***
ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20190416_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20190416_auctionAI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.