Кураторский аукцион «АПРЕЛЬ». Окончание — 5 апреля 2019
ARTinvestment.RU   03 апреля 2019

Снова двадцать работ, отобранных из частных собраний. Критерии прежние: качество, коллекционный уровень, привлекательные резервные цены

В этот раз у нас почти нет работ с пылу с жару. Некоторые произведения текущего выпуска кураторского аукциона написаны и нарисованы 45–47 лет назад, в начале 1970-х. Получается, еще чуть-чуть — и формально они станут антиквариатом. Впрочем, не это главное. Важнее то, что все они имеют долгую историю владения, десятки лет радовали прежних коллекционеров. И конечно, картины «АПРЕЛЯ» вещи несут неповторимый дух своего времени: одни — эпохи надежд, приближения московской Олимпиады, другие — тревожных перемен, безвременья и недолгого периода спокойного мирного развития.

Крупная монохромная пастель «Прозрачные формы» выполнена 47 лет назад, в 1972 году. Через два года Сергей Бордачёв будет в числе добровольцев участников «бульдозерной» выставки — придет на пустырь в Беляево со своей картиной в знак солидарности с организаторами. На известной фотографии, сделанной 15 сентября 1974 года, он стоит на пустыре рядом с Владимиром Немухиным, Виктором и Маргаритой Тупицыными. Потом были измайловская выставка независимого искусства, резонансная групповая выставка в павильоне «Дом Культуры» на ВДНХ (1975), квартирные показы — Бордачёв был в самой гуще событий. Со второй половины 1970-х он выставлялся в Горкоме на Малой Грузинской в составе группы «21» (в которой состояли Виктор Казарин, Анатолий Зверев и др.). Бордачёв живет в Москве, продолжает работать и выставляться. Его произведения есть в собрании Нортона Доджа (Музей Циммерли), в других известных музейных и частных собраниях, включая коллекцию Александра Кроника. Подробнее о творчестве художника можно прочитать здесь.

Экспрессионистка Галина Быстрицкая училась в вольнодумном московском Полиграфе, дружила с Ароном Бухом (некоторые отмечали сходство их стилей), в 1990-х запомнилась посетителям московских выставок мощной энергетикой своих работ. Больше 20 лет назад она стала жить между Россией и Францией: летом работала под Переславлем-Залесским, а зимой — в Париже. Но многолетним местом силы художницы остается итальянская Венеция, изображенная на картине с нашего аукциона. Истоки и природу своих переживаний, связанных с этим городом, художница однажды описала в интервью такими словами: «Венеция мне снилась сначала. Потом, когда я туда приехала, я поняла, что знаю этот город, у меня с ним свой диалог. Я не одинока в этом высказывании, это звучит даже банально, многие считают этот город своим. Но каждый раз в нем происходят новые открытия, каждый раз он начинает надо мной издеваться — и я ему полностью отдаюсь, я ему доверяю. Он меня тычет носом в тупики, бросает в депрессию, мне тяжело там работать, я страдаю ужасно, — а потом наступает наслаждение. Потом начинаются подарки. В сентябре, когда я там работала, довольно напряженно, я взяла с собой Джона Рёскина, “Камни Венеции”. В какой-то момент, когда до меня дошел его текст, я не могла, уставшая ужасно, усидеть дома, схватила фотоаппарат, выбежала на улицы и увидела Венецию абсолютно новым городом». Так что вещь написана на любимую тему, с душой — такие, как правило, особенно удаются.

Леонид Виноградов — костромской живописец, самобытный пейзажист. В его мастерской любил бывать Владимир Стожаров, много лет Виноградов дружил с Ароном Бухом. Его главным источником вдохновения остается красота русской природы. Будущему владельцу лота повезло. «Цветут вишни» — красивая картина о самой красивой поре весны. И картина даже через экран передает кружащие голову запахи, что стоят с конца апреля. Работы Леонида Виноградова находятся в собраниях Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, многих региональных музеев и в многочисленных частных коллекциях.

Заслуженный художник РСФСР Юрий Внодченко большую часть жизни проработал в Воронеже. Многие его работы находятся в Воронежском областном художественном музее имени И. Н. Крамского. Его ценят за теплые импрессионистические пейзажи и жанровые работы, наполненные уважением к народной культуре и обычаям. «У старого храма» — одна из самых характерных его картин, работа музейного уровня.

Работы Люси Вороновой середины 1980-х проникнуты умиротворением и порой грустью. Они милые, спокойные, мало похожие на нынешние, но вместе с тем самобытные и легко узнаваемые. «Поле в деревне Ханево» — одна из недорогих работ этого периода, которую было бы здорово иметь в своем собрании.

Анатолий Гитберг — живописец, график, дизайнер, книжный иллюстратор. «Воздушная философская графика», — говорил о его рисунках поэт Владимир Вишневский, автор знаменитых одностиший. Иллюстрациями Гитберга оформлены издания самого известного его сборника «Владимир Вишневский в супере и без». Знатоки помнят Гитберга по фигуративным работам. А на аукционе мы видим художника совершенно в другом амплуа. 1975 год — период работы с абстракцией, когда такие вещи художники делали большей частью в стол или только для своих. Вещь атмосферная, с духом времени, для ценителей.

Владислав Зубарев — один из самых преданных учеников и последователей легендарного педагога-новатора Элия Белютина, основателя студии «Новая реальность». Его работы участвовали в резонансной «Таганской» выставке и последовавшей за ней «Манежной» выставке 1962 года (той, на которой художникам устроил разнос Хрущёв). Зубарев стал вновь активно выставляться во второй половине 2000-х, выделялся на выставке «Нонконформисты на Красной Площади» и, по сути, был заново открыт многими коллекционерами.

С коллекционной точки зрения дополнительную и особую ценность «Разговору двоих» придает то, что именно эта картина опубликована на обложке монографии «Александр Ишин. Иерархия простоты : живопись, графика», изданной в 2013 году. Ишин — шестидесятник. Он разработал собственный наивно-романтический стиль, на стыке с лубком. Его любимые темы — деревенские курьезы и городские чудеса. «Разговор двоих» — особый сюрреалистический круговорот, с которым будет интересно разбираться новому владельцу.

Натта Конышева — легендарная художница, мастер «репортажной живописи с элементами чудес». Со сложным для восприятия, совершенно не декоративным примитивистским экспрессионизмом, Конышева тем не менее опирается на преданную армию коллекционеров. Ее работы редко остаются непроданными на аукционах.

Она тоже шестидесятница, тоже из студийцев Элия Белютина. Всегда была сама по себе. Как вспоминают свидетели тех дней, ее нигде не считали до конца своей: «Иди к своим авангардистам!» — говорили в МОССХе. «Иди в свой МОССХ!» — говорили в Горкоме графиков. Сегодня работы Натты Конышевой есть в собрании Русского музея, ГТГ и ряде других музеев. Подробнее о творчестве художницы можно прочитать у нас здесь.

Абстракционист Виталий Копачев начал выставляться в 1988-м. А через год, в свои 26 он возглавил московский выставочный зал «Галерея A3» (а-три) возле Старого Арбата и оставался руководителем этой площадки 28 лет. При нем «Галерея A3» превратилась в одно из важнейших мест и гостеприимный дом для официальных и неофициальных художников в Москве. Казалось, что в нее переселился дух закрывшейся «Грузинки». Несмотря на груз административных обязанностей, Копачев не превратился в функционера, а развивался как художник, принял участие в более чем сотне выставок в различных залах и музеях. В 2007 году номинировался на Премию Кандинского. Холст из серии «Быть не может» — одна из самых «молодых» работ в нашем каталоге. Но вещь отборная, очень характерная и удобного для коллекции размера.

Боб Кошелохов уже хорошо знаком постоянным участникам наших аукционов. Его многие знают в Москве, хотя он в первую очередь остается ленинградским «подпольщиком». Работа не датирована, но предположу, что 2010-х годов:тут уже холст, масло. В 1970-х, когда он начинал, «пижонские» материалы достать было сложно, да и Кошелохов ими брезговал. Бродячий философ Клеверов убедил его, что все, что нужно истинному художнику, можно найти среди хлама у мусорных ящиков. Позже Кошелохов пускал в ход коврики, матрасные чехлы и другие «бедные» материалы. Не все согласятся, но то, что наше «Проникновенное» написано без изысков, для начинающего коллекционера скорее в плюс. Сюжет — правильный, узнаваемый, энергичный. А что не на матрасной ткани, — уж не взыщите. Работа сопровождается фотографией автора, сделанной на ее фоне.

Самая дорогая работа в этом каталоге. Мы, честно, до сих пор не справились с установкой личности портретируемого. О каком Решетникове идет речь, теперь придется выяснять будущему владельцу. Возможно, стоит поискать среди друзей юности будущего шестидесятника и мастера «метафизического натюрморта» Дмитрия Краснопевцева. Портрет ранний, автору в момент создания было 20 лет. Подлинность холста устно подтвердил Александр Ушаков — главный знаток творчества художника и составитель трехтомника «Дмитрий Краснопевцев» (2007).

Владимир Курдюков окончил отделение графики в Строгановке. Начал выставляться с 1976 года. Коллекционеры ценят его экспрессионистские работы и произведения абстрактного экспрессионизма. Много лет посвятил обучению сына — художника Никиты Курдюкова, который выставляется под псевдонимом Кникта. Произведения Владимира Курдюкова находятся в Музее современного искусства в Москве, Kolodzey Art Foundation, Музее Скрябина и многочисленных частных собраниях.

Она известна не только как живописец. Лукашевкер была известным мастером мозаики, оформляла московское метро. В середине 1970-х имевшей славу «художницы для художников» Александре Лукашевкер врачи запретят заниматься живописью. После этого она изобретет «живопись нитью» — начнет писать картины «мазками» из стежков. Ее натюрморт, выставленный на наших торгах, написан незадолго до этих событий, в 1974 году: это еще холст, масло. В 2011 году вышла монография «Александра Лукашевкер», а в Отделе личных коллекций Пушкинского музея прошла ретроспектива художницы.

У Кирилла Мамонова прямо сейчас в Доме Остроухова проходит выставка «Венедикт Ерофеев — “Москва — Петушки” — художник Кирилл Мамонов». На ней показывают более 30 произведений живописи и графики, выполненных Мамоновым в 2013–2019 годах по мотивам знаменитой поэмы в прозе. Мамонов — шестидесятник. В 1966 году он окончил московский Полиграф, а участвовать в выставках начал с 1961 года. Коллекционеры ценят творчество Мамонова за особый, искренний народный язык. И выставленная у нас «Оттепель» — как раз пример такого искусства. Работы Кирилла Мамонова хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Пушкинского, Русского музея, а также во многих частных собраниях.

Особенность картин Льва Повзнера — заложенные в них оптические и смысловые иллюзии. На нашем «Доме 4», например, одни зрители увидят гуляющих во дворе собак, а другие — большой портрет. Повзнер — представитель неофициального послевоенного искусства. В 1970-е он выставлялся с друзьями Владимиром Яковлевым и Михаилом Рогинским. Его работы хранятся в Третьяковке, Московском музее современного искусства, в Kolodzei Art Foundation и др.

Владислав Ратнер — «горкомовский» художник, выставлялся в залах на Малой Грузинской. Он изобретатель самобытной и предельно узнаваемой стилистической вариации фовизма на стыке с абстракцией. В современных работах коллекционеры ценят игру цветовых пятен, создающих эффект излучаемого света. А у нас на торгах вещь редкая — жанровая работа, написанная почти 45 лет назад. Пусть не смущает название «Знаменосец», композиция бесконечно далека от канонов соцреализма. Картины Ратнера представлены в Третьяковке, в музее «Новый Иерусалим» и других.

«Девушка с фруктами» нашего Серова — не с персиками, а с грушами, гранатами, да в приподнятом настроении. В 1970-х, когда он учился в ЗНУИ, преподавательницей Бориса Борисовича была как раз Александра Лукашевкер. Борис Серов состоялся как художник наивного экспрессионизма, выставлялся с Катей Медведевой и другими видными представителями этого направления. До 2008 года картины Бориса Серова не раз продавались на русских аукционах. Но потом была долгая пауза. По данным AI, «Девушка с фруктами» — первая картина Бориса Серова, появившаяся на торгах за последние 11 лет.

«Натюрморт в родном доме с маминой розой» может претендовать на звание самого эффектного лота каталога «АПРЕЛЬ». Большая, яркая, объемная живопись. Автор — белорусская художница Наталья Черноголова. Она яркий (кто-то скажет эпатажный) арт-деятель и известный человек в Бресте. На открытиях своих выставок Наталья Черноголова имеет обыкновение устраивать перфомансы, петь и читать стихи. В живописи она тоже человек страстный. Ее экспрессионистские работы и абстракции излучают мощную позитивную энергию. Впрочем что тут говорить, это чувствуется даже через монитор. Интересно, что, как и Бух, художница Черноголова иногда пишет просто пальцами, накладывая краску без кистей и мастихинов.

Нонконформист Евгений Чубаров — постоянный участник наших регулярных и кураторских торгов. Его рисунки, выполненные тушью, давно ценятся коллекционерами за лаконичную, но мощную экспрессию. Мы ни разу не видели, чтобы рисунок был недостаточно сильным. Но вот сюжет бывает выбрать не просто. Чубаров делал рисунки без оглядки на коммерческую привлекательность. Поэтому у него там бывают и драки, и кладбища, и драки на кладбище. А здесь сюжет удачный — двойное ню, женские фигуры, вполне себе вариант для первой коллекции.

На этом пока все. Напомню, что аукцион «АПРЕЛЬ» будет завершаться одновременно с регулярным аукционом, в пятницу, 5 апреля 2019 года в 12:00 (плюс добавленное время для затянувшегося торга). Тем, кто будет покупать в первый раз, советуем заранее зарегистрироваться и сделать пару пробных ставок, чтобы понять, как все у нас устроено.

Удачи на предстоящих торгах!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20190403_curator_auction.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20190403_curator_auction.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх