Художник недели: Сергей Бордачёв
Участник «бульдозерной» выставки в Беляево 1974 года Бордачёв не был среди тех, кто входил в штаб «заговорщиков». Но он, как и еще несколько его коллег, посчитал нужным прийти на пустырь с картиной в руках. Чтобы свободно показать хотя бы одну свою вещь
Пишу и чувствую, что сам тоже незаметно подхватил вирус «бульдозерных» выяснений. Вот уж больше 40 лет прошло, а художники и свидетели событий все разбираются: кого туда звали, кто сам отказался в последний момент, а кого, наоборот, не звали, но они явились. Ревность к историческому моменту понятна. Со временем стало ясно, что выставка в Беляево, бездарно скомканная брежневскими дуболомами, стала самой бескомпромиссной и опасной по возможным последствиям в истории послевоенного нонконформизма. Топорное и бессмысленное государственное насилие над художниками заслуженно превратило смелый «пленэр» 15 сентября 1974 года в символ творческого сопротивления. Фактически все художники, вышедшие тогда на пустырь, оказались включены в историю нонконформистского искусства уже самым фактом участия. А званые они были или незваные — уже не так важно. Напомню, что, кроме Бордачёва, среди незваных добровольцев в тот день были и Эдуард Зеленин, и Валерий Герловин (коллега Бордачёва по выставкам с 1969 года, которые еще Леонид Бажанов курировал), и Михаил Одноралов, и Федоров-Рошаль и др.
Если открыть справочник «Другое искусство», то окажется, что Бордачёв вообще редкий художник, которому посчастливилось участвовать почти во всех исторических неофициальных выставках 1970-х годов. После Беляево (15 сентября 1974) картины Сергея Бордачёва были представлены и на выставке в Измайлово (29 сентября 1974), и в павильоне «Дом Культуры» на ВДНХ (20 сентября 1975). После этого его работы были на многих «квартирниках» весны 1976-го (дома у Владимира Сычёва и др.). Бордачёв участвовал в первой и последующих выставках живописной секции при горкоме графиков на Малой Грузинской, 28, с января 1977-го. Там же он позже выставлялся в составе горкомовской группы «21» (со своим другом Зверевым и др.). С конца 1970-х работы Бордачёва путешествовали по Европе и Америке в составе «Музея современного русского искусства в изгнании» Александра Глезера, участвовали во многих зарубежных выставочных проектах неофициального советского искусства. Послужной список просто на зависть.
Бордачёв много раз менял стили своих абстракций, его серии зачастую совсем не похожи. В этом сложность. С ним вообще не работает вариант «один раз увидел — теперь всегда отличить сможешь». Сможешь только при большой насмотренности. Только в том случае, если знаешь Бордачёвские циклы на память. Да, у него есть свои закономерности: приверженность абстракции, выраженная экспериментальность с узнаваемыми влияниями. А еще страсть к «смягченной» геометрии прямоугольника, круга и треугольника. Но универсальную стилистическую формулу зритель вряд ли обнаружит. Впрочем художник на это тоже имеет право, почему нет?
Живописные абстракции Сергея Бордачёва обычно не очень строги, больше тяготеют к декоративности. Есть мнение, что частью его экспериментов была попытка оживить геометрическую абстракцию. Суть, добавить фигурам биоморфности. На словах не очень понятно, но стоит увидеть, и сразу поймете, о чем речь. Вообще, некоторые циклы Бордачёва 1970-х годов очень хороши. И за примером ходить далеко не надо — посмотрите на композицию 1979 года с аукциона, который мы проводим сейчас. Еще при случае обратите внимание на его рельефы. Там, кроме замысла, обращает на себя внимание высокая техника исполнения. И не удивительно, учитывая, что Бордачёв с конца 1960-х несколько лет работал на комбинате декоративно прикладного искусства.
Бордачёв пришел в изобразительное искусство довольно поздно. И как и многие, без формального художественного образования. Он начал заниматься живописью лишь в 18 лет. Читал, что это произошло под влиянием Анатолия Зверева. Что больше похоже на легенду. Но со Зверевым они действительно много общались, в конце 1970-х вместе выставлялись в горкоме и дружили до конца жизни. Но это уже было потом. А тогда, в 1966 году за спиной у Бордачёва было лишь законченное ПТУ и специальность автослесаря — еще одни причудливые «университеты» для неофициального художника. Впрочем, для шестидесятников не редкость. Самоучками были, если вспомнить, и Владимир Яшке, и Владлен Гаврильчик, и Леонид Борисов, и Глеб Богомолов, отчасти Владимир Немухин, Игорь Ворошилов, ныне живущая Катя Медведева, да еще много кто.
Сегодня работы Бордачёва включены во многие важные собрания нонконформистского искусства, музейные и частные. На память, есть они в собрании Нортона Доджа (музей Циммерли в США), коллекции Леонида Талочкина (перешла к Новой Третьяковке), в коллекциях Михаила Алшибаи, Александра Кроника и многих других.
С рынком сложнее. Открытой информации об аукционных продажах работ Бордачёва накоплено пока недостаточно, чтобы судить о ценах по периодам. Работы художника выставлялись не раз, но продаж зафиксировано было не много. Ценовые рекорды были установлены десять лет назад — как у всех на пике рынка. Вещей релевантных для прогнозов по ценам с тех пор были лишь единицы. Более-менее уверенно сейчас можно говорить, что спрос на хорошую графику Бордачёва на аукционах закрывался в ценовом диапазоне в районе 30 000 рублей. Ориентир для хорошей живописи, скорее, район 60 000 рублей. Но это больше интуитивно. Привязаться не к чему. В частности, вещей такого высокого уровня, как выставлено у нас сейчас, ранее на открытом рынке вообще не предлагалось.
Меньше чем через месяц, 18 июня 2018 года Сергею Михайловичу Бордачёву исполнится 70. Художники некогда самой молодой группы «21» горкома на Малой Грузинской один за другим начинают справлять юбилеи.
Источники: svoykrug.com, svoboda.org, kommersant.ru, smartafisha.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180522_Bordachov_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180522_Bordachov_auction_prices.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.