ВНИМАНИЕ! Кураторские торги «ДЕКАБРЬ». 3–7 декабря 2018 года
Вас снова ждут первые имена, блокбастеры, редкие работы, а также камерные вещи, способные украсить новые собрания. AI продолжает успешную серию аукционов «доступного искусства», происходящего из собраний опытных коллекционеров
Это будут пятые торги AI в таком формате. Поэтому начнем с представления тех авторов, работы которых выставлены на наших кураторских (не регулярных) торгах впервые.
Итак, встречайте.
Александр Флоренский — один из самых ликвидных художников из питерских «Митьков». Почти все его оригинальные картины и рисунки из числа выставленных на аукционах нашли своих покупателей. Да и тиражная графика (например, его шелкографии) тоже разлетается как горячие пирожки. Один из самых известных продолжающихся циклов Флоренского — «Русский альбом», парафраз шедевров русского искусства: «Княжна Тараканова», «Меньшиков в Березове», «Апофеоз войны», «Чаепитие в Мытищах» и др. Русские коллекционеры также хорошо знают его «пушкиниану», большой цикл графики с персонажами из «Записок о Шерлоке Холмсе» и другие серии. Ну и, конечно, коллекционерам нравятся пейзажи, как тот, что предлагается сейчас на торгах. «Каток» Александра Флоренского — холст 1989 года, выполненный в его фирменной наивной манере и «митьковский» по духу. Петербуржцы, возможно, даже узнают точное место по архитектурным доминантам. Атмосферная, декабрьская и очень ленинградская по настроению вещь. И, что приятно, недорогая.
Владислав Грачев — костромской художник, создатель самобытного стиля абстрактной живописи с опорой на фигуративную фактуру. Пожалуй, в чем-то стиль Владислава Грачёва созвучен манере Николая де Сталя. Стоит отступить от холста на пять шагов назад и размыть взгляд, как через видимую беспредметность проступают очертания зданий, фигуры и контуры деревьев. Друзья вспоминали, что особенно глубокое впечатление на Грачёва производили стены разрушенных храмов, сплошь и рядом встречавшиеся в Костромской области во времена Советского Союза (да и сейчас, пожалуй, не редкость). Уцелевшие на них фрагменты живописи, с одной стороны, внушали ужас от невосполнимости художественных и архитектурных утрат. А с другой — показывали силу судьбы, величие природы и силу времени даже в таких несправедливых и жестоких проявлениях. Работы Владислава Грачёва находятся в фондах региональных музеев и в частных собраниях.
Владимир Трямкин — художник «горкомовской» закалки. Он начинал свой путь, выставляясь в залах на Малой Грузинской в середине 1970-х. Тогда многие его работы были выполнены в экспрессионистском стиле, а некоторые портреты напоминали даже стиль Зверева — друга и коллеги по горкому графиков. Сейчас видеть их удивительно, учитывая, что сегодня мы знаем Трямкина как новатора абстракционизма. Я бы назвал его изобретателем новой «механистической» абстракции. Примерно в начале 2010-х Владимир Трямкин стал делать потрясающей красоты настенные рельефные абстракции из металла и дерева. Многие помнят его двухметровые металлические листы, пробитые, как советская терка, дырками с острыми краями. Они выставлялись на московских ярмарках современного искусства и производили поистине мощное впечатление. Наши «Две формы» — это их предтеча, вещь 1990 года, геометрическая абстракция ценного периода. В технике указано «темпера». Но может оказаться даже вариантом энкаустики, с любимым Трямкиным покрытием типа ганозис.
Борис Бомштейн — театральный художник, служил в Ленкоме и других театрах. В станковой живописи и графике он работал в стиле примитивизма. В СССР участвовал во всесоюзных и республиканских выставках, был удостоен звания заслуженного художника.
Любимыми сюжетами Бомштейна были, как он сам их называл, «городские пейзажи-фантазии, возникающие из недр моего подсознания» и «галереи цирковых и театральных персонажей». Более 20 лет он писал произведения на любимые гоголевские сюжеты. У нас в этот раз не Гоголь, но тоже развлечение, в котором отражается национальных характер: пляски под деревом, гармонист в ветвях, застолье у детской площадки — кто во что горазд. Одним словом, «Чехарда во дворе», написанная в фирменных «многообразных бархатных тонах». Картины и рисунки Бомштейна хранятся в собраниях Витебского музея Марка Шагала, в Пушкинском, Бахрушинском, Литературном музеях и др.
Если вам, как и мне, сходу привиделась немухинская образность и «разметка», то это не случайность. Александр Кацалап и Владимир Николаевич Немухин долгие годы дружили, общались, вели философские дискуссии. Считается, что именно Немухин в свое время убедил Кацалапа сосредоточиться в творчестве на небольшой «своей территории»: «У тебя есть сад, дом. Зачем тебе что-то придумывать? Пиши, что видишь. Японскому художнику хватило одного квадратного метра в палисаднике, чтобы работать всю жизнь. А у тебя целый сад, пиши». Более 20 лет назад Александр Кацалап увлекся ноуменальным искусством, от слова «ноумен» — «вещь в себе», или, в более современном переосмысленном переводе термина Канта, «вещь сама по себе». В противовес чувственно ощущаемому феномену, ноуменальное искусство — это искусство умопостигаемое. Возможно, допустимо назвать его искусством простых вещей. «Обед художника» действительно на вид незамысловат: картошка да камбала, на которые легли крупные цветовые пятна. Написан натюрморт в 2016 году — в год смерти Немухина.
Лев Дьяконицын — историк, искусствовед, кандидат исторических наук, автор нескольких книг по истории русского и западноевропейского искусства. Но страсть к живописи однажды все-таки окончательно возобладала: будучи в зрелом возрасте и уже добившийся многого в своей профессии историк искусства все-таки сам взялся за кисть. В работах Дьяконицына заметно, что художника вдохновляют достижения западноевропейского модернизма. Есть этот диалог с Парижем и в представленном на торгах «Натюрморте с рыбой». Композиционно он построен словно отражение в разбитом зеркале. На столе — осетрина, пара рюмок, да и графинчик тоже не пустой. Думаю, один только вид такого праздника, будет греть длинными декабрьскими вечерами. Работа написана 22 года назад. Сейчас художнику уже 87.
Игорь Кислицын — художник поколения семидесятников. Он участвовал в свободной выставке 1974 года в лесопарке «Измайлово», затем в резонансной выставке неофициальных художников в павильоне «Дом культуры» ВДНХ 1975 года. Потом на долгие годы, как и для других художников «подполья», его домом стал зал горкома графиков на Малой Грузинской. В конце 1970-х Кислицын занялся реставрацией в Свято-Даниловском монастыре, а позже получил благословение на самостоятельное иконное письмо. Влияние и строгость иконописного канона чувствуются и в светской живописи Игоря Кислицына. И предлагаемая у нас картина 2006 года — яркое тому подтверждение. Я, кстати, не стал бы утверждать, что это именно пейзаж. Как зритель, я вижу скорее две сидящие фигуры, ведущие разговор на переднем плане. Сюжет может быть сложнее, но уже не сейчас. Пусть станет темой расследования для будущего владельца.
Заречье, изображенное на пейзаже Виктора Скалкина, — это часть Плёса, бывшая Рыбная слобода, «деревня в городе», примыкающая к Волге. Ракурс, с которого написана композиция, сегодня является чуть ли не главным туристическим видом столь любимого художниками городка в Ивановской области. Виктор Скалкин поселился в Плёсе 20 лет назад. А в 1970-х он работал в Москве, в театрах Маяковского и «Современнике». Участвовал в официальных и неофициальных выставках. В начале 1980-х, еще при СССР, Скалкин уезжал во Францию. Через год вернулся, но Париж в плёсском пейзаже чувствуется даже через 35 лет. Картины Виктора Скалкина находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в региональных музеях и зарубежных собраниях.
Художник Александр Рубец родился в Белоруссии, учился в Ленинградском художественном училище имени В. Серова, но живет и работает в Пятигорске. Горы и природа юга России — главные источники его вдохновения. А уж перед величественной красотой кавказской горной Домбайской долины не устоит ни один человек, тем более художник. Пейзаж «Домбай» Александра Рубца рассказывает почти все о самобытной импрессионистской манере и о мастерстве этого художника. Работа эта приятная, спокойная, поэтому совместима с разными интерьерами и способна ужиться с любыми соседями по собранию. Картины Александра Рубца есть в собраниях Московского музея современного искусства и региональных музеев страны.
Работа непростая по оптике и загадочная по смыслу. Называется «Первый снег», но попробуйте его разглядеть... Ан нет, что-то действительно белеет на зеленых кустах. Впрочем в любом случае снег здесь лишь повод, он служит скорее для завязки разговора. На самом деле перед зрителем выстроена сюрреалистическая конструкция: лысая женщина, сказочная птица, ветер, гнущий нагие деревья, — все требует особого толкования. Автору — космогоническому сюрреалисту Порфирию Федорину — 32 года. В юности он учился на иконописца. Но лет десять назад перешел на сторону современного искусства. Сначала Федорин выставлялся в составе группы примитивистов «Просто великие художники», а потом переехал в Питер и примкнул к художественной секте «Колдовские художники». Среди главных тем его творчества — поиск двери между видимым и невидимыми мирами. Особую примитивистскую художественную стилистику Федорина специалисты сравнивают с мексиканскими крестьянскими лубками ретабло и католической народной живописью. Мне кажется, что еще ближе сходство с персонажами шестидесятника Леонида Пурыгина. В любом случае автор смелый, узнаваемый, да еще и вовремя попал в хорошую компанию.
Картина, вероятно, конца 1970-х годов. Это может быть берег реки Вори в Ногинском районе, где в те годы работал художник. Быстрый мастерский пейзаж, точные лаконичные мазки и удары кистью. Композиция завершенная и гармоничная, хотя строится минимальными средствами, даже несколько в этюдном стиле. Ее автор — Владимир Тягунов, тот самый художник русского авангарда 1930-х годов. Он закончил ВТУТЕИН, учился у Фалька, Осьмёркина, Штеренберга. В 1930-м он присоединился к обществу станковистов (ОСТ), через год вышел оттуда и вскоре стал учредителем «Изобригады» (вместе с Пименовым, Лучишкиным, Вильямсом и др.). В начале 1930-х Тягунов много ездил по стройкам Советского Союза, участвовал в отчетных и антиимпериалистических выставках, был в двух арктических экспедициях на ледоколах «Красин» и «В. И. Ленин». После сворачивания системы художественных обществ и введения общей доктрины соцреализма вступил в союз художников. Тягунов — ветеран войны, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За победу над Германией». После войны, в 1940-х служил членом правления и ответственным секретарем МОССХа. С середины 1960-х работал главным художником Ногинской мастерской Мособлхудожфонда. Картины Владимира Тягунова находятся в Третьяковской галерее и в музее имени Савицкого в Нукусе.
Следующие девять авторов, представленные на торгах «ДЕКАБРЬ», уже участвовали своими работами в предыдущих наших кураторских аукционах. О них можно прочитать в анонсах к прошедшим торам «ЛЕТО», «СЕНТЯБРЬ» и «ОКТЯБРЬ». О них нового ничего не скажу, лишь напомню, кто есть кто.
Леонид Борисов — «газаневец», питерский шестидесятник. Инженер-электротехник по профессии, в искусство он пришел самоучкой. В 1970-е преследовался за тунеядство, жил случайными заработками, но в итоге стал одним из самых значительных художников и деятелей ленинградского подполья. Главной и самой ценной темой Леонида Борисова стали строгие графичные геометрические абстракции, иногда с элементами ассамбляжа. И как раз именно такая вещь, созданная 35 лет назад, предлагается сейчас на торгах. Подробнее о творчестве и рынке работ Леонида Борисова можно прочитать здесь. Добавлю лишь, что он один из самых ликвидных художников как на публичном, так и на внеаукционном рынках.
Еще одна отличная работа для коллекции — «Стихийный» натюрморт Арона Буха. Комфортный размер, энергетика, узнаваемость и неизбитая тема. Бух — человек удивительной судьбы. На седьмом десятке он заново родился как художник: сжег свои соцреалистические работы, созданные до 1984 года, и начал писать совершенно по-другому. Объемные мазки краски, положенные мастихином или голыми пальцами, техника импасто, смешение красок прямо на холсте, скорость и экспрессия — именно таким остался художник в нашей памяти. Сегодня картины Буха — бестселлеры русского аукционного рынка. В прошлом году большой корпус его работ приняла в дар от испанского фонда наша Третьяковка.
«Рассвет в Ховрино» — работа из нового цикла одной из главных представительниц наивного экспрессионизма Люси Вороновой. Художница переживает очевидный творческий подъем. Ее картины в последнее время лучатся светом и жизнерадостностью. Им снова стала присуща яркая орнаментальность, позитивность, смелость, а еще безошибочно определяемая национальная идентичность. Эта картина не исключение: даже ничего не зная об авторе, зритель наверняка увидит, что картина русская.
Евгений Гинзбург до середины 1970-х работал в системе промышленного дизайна, выполнял заказы худкомбината. С открытием зала на Малой Грузинской участвовал в выставках независимого искусства. Большинство известных зрителю работ художника выполнены на стыке экспрессионизма и примитивизма.
Если присматриваете себе в коллекцию Ишина, то именно такая вещь, с бульдозером, будет просто идеальным выбором. Это его фирменный узнаваемый сюжет, яркая палитра, лаконичность композиции, хороший размер — всё при ней. Отличная работа по всем статьям. Ишина считают художником наивно-романтического стиля. Он часто обращался к парадоксальным и юмористическим сюжетам из жизни города и деревни. Но почти все его картины на втором смысловом уровне ставят философские вопросы. И наш сюжет с бульдозером не исключение.
Обратите внимание, что это 1979 год. Рисунок сделан четыре десятка лет назад. А композиционно и технически выглядит как будто сделан вчера, — феномен нестареющего Кочейшвили. Борис Петрович — шестидесятник, художник и поэт. В последние несколько лет его выставки прошли на лучших музейных площадках страны. На рынке есть немало его рисунков. Но преимущественно новых, а не таких. К тому же лист приятно недорогой.
Боб Кошелохов — воплощение стиля и духа питерского арт-подполья. Самоучка, ученик бродячего философа, в 1970-х он создавал арт-объекты из собранного на помойках хлама. В 1980-х клал краску мастихином поверх ковровых дорожек. Под влиянием учителя Клеверова бунтарь Кошелохов больше двадцати лет отказывался от использования традиционных художественных материалов. Но сейчас можно выдохнуть. Его городской пейзаж на нашем аукционе — это нормальный холст-масло. Работа каталожная: опубликована в издании, выпущенном к петербургской выставке 2012 года.
«Дом» Наседкина, пожалуй, визуально самая однозначная картина из всех, что были на наших торгах. В этот раз все понятно, не нужно гадать, где что. Как слышится, так и пишется: крыша, стены, окна, дверь. Главное: то, что это Наседкин, видно за версту. Самобытный неоэкспрессионист, которого ни с кем не спутать. Картины Николая Наседкина есть в фондах Третьяковки, Русского музея, Пушкинского, ММСИ и др. В 2009-м его «Живопись нефтью» была в числе номинантов Премии Кандинского за проект года. Сегодня художник находится на пике творческой формы, у него регулярно проходят яркие выставки, и коллекционеру с его работами будет вдвойне интересно.
Валерий Никитин — МОСХовский художник, выпускник Строгановки, ученик Гелия Коржева, протеже Павла Никонова. Он тридцать лет проработал в системе официального искусства, соцреализма, выставлялся на союзных и республиканских выставках. Лишь в начале 2000-х у него начался новый этап — модернистский, неоэкспрессионистский. К нему-то и принадлежит композиция с двумя рыбами «Плавание в разных направлениях». Картина с идеей и к тому же одна из самых доступных в нашем каталоге.
Ну, никого не забыли.
Аукцион «Декабрь» начнется через неделю, в следующий понедельник — 3 декабря 2018 года. Мы постарались взять запас по времени, чтобы желающие успели приехать и посмотреть на лоты в нашем хранилище в Гороховском переулке, 7. Торги будут проходить по нашим обычным правилам: все ставки начинаются со 100 рублей, эстимейты не публикуются и резервы, конечно, мы тоже заведомо не говорим. Но определенно могу пообещать одно: несмотря на присутствие первых имен и высокого качества, мы не забываем о том, что это торги affordable art (доступного искусства). На любой вкус и кошелек. Не случайно процент ухода лотов на предыдущих торгах составлял 80–90 %. Делайте ставки смелее: резервные цены будут очень дружественные (диапазон 12 000 – 80 000 рублей).
Ждем всех 3 декабря 2018 года на электронной площадке AI Аукциона.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20181127_December_AI_curators_sale.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20181127_December_AI_curators_sale.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.