Внимание! Кураторские торги «СЕНТЯБРЬ». AI Аукцион. 24–28 сентября 2018
ARTinvestment.RU   21 сентября 2018

AI Аукцион проводит уж вторые по счету специальные торги формата affordable art с избранными работами из частных собраний: вещи редкие, качественные и доступные по ценам

Пейзажи, натюрморты, абстракции, даже граффити-арт — в каталоге аукциона «СЕНТЯБРЬ» нет жестких, формальных объединяющих принципов. Кроме, пожалуй, двух. Во-первых, все они настроенческие, теплые осенние. Эти произведения когда-то были приобретены коллекционерами по внутреннему порыву, вдохновению. В каждой работе есть нечто, однажды тронувшее душу поднаторевших, насмотренных и хорошо разбирающихся в искусстве людей. Ну и, во-вторых, помимо качества, все эти работы отбирались в аукционный каталог по критерию высокой ценовой доступности, чтобы быть по карману широкому кругу покупателей. По особой договоренности с владельцами резервные цены на лоты «СЕНТЯБРЯ» лежат в диапазоне 10 000–150 000 рублей, а большинство вещей поступят на торги с резервом до 40 000 рублей.

Итак, что у нас на этот раз.

Это один из топ-лотов аукциона. Абстрактный пейзаж Игоря Вулоха 1975 года, к тому же такого класса, сегодня еще поискать! Вулох был одним из самых значительных художников послевоенного неофициального искусства. Но при этом нонконформистом не столько идеологическим, сколько эстетическим (по меткому выражению Михаила Боде). Хотя как сказать: в 1961 году студент художественного факультета ВГИКа Вулох вместе с друзьями Воробьевым и Каневским правдами и неправдами устроили выставку свободного искусства в Доме культуры подмосковной Тарусы. Ее быстро разогнали, виновных наказали, участников отчислили из вуза за «профнепригодность». Но вердикт функционеров не стал приговором для художников. Картины «профнепригодного» Вулоха с удовольствием покупал знаменитый Костаки, иностранные коллекционеры, да и русские ценители искусства. Его иллюстрации любил поэт-новатор Геннадий Айги. Вместе они сделали порядка 10 книг. 2010-е стали временем второго признания Вулоха: его выставки прошли на лучших музейных площадках Москвы.

Первая ассоциация с творчеством Николая Наседкина — исполинского размера холсты, доминирующий черный, размашистый мазок и мощная энергетика, свойственная абстрактному экспрессионизму. Когда смотришь на его работы на выставках, то никогда не поверишь, что учился-то он в Федоскинской школе миниатюрной живописи по классу ростовской финифти. Парадоксальный поворот судьбы. И не последний. Кем художнику только не приходилось работать. И дворником, и даже санитаром психбольницы в буйном отделении. Наседкин предпочитает простор, большие размеры. В Советском Союзе он одно время писал на загрунтованных простынях. Так что «Щенок» — вещь по его меркам камерная, «всего лишь» 60 × 80. Но вместе с тем это мощный, узнаваемый Наседкин, достойная работа для любого собрания.

N888К — сегодня один из самых известных наших граффити-райтеров. Его за глаза называют «русским Бэнкси», за определенное сходство в стилистике и манифестах. Но в отличие от британского коллеги имени и лица своего не скрывает. 888 в его нике — это удобная замена знака бесконечности между первой буквой N (Nick) и последней «К». А вот как это произносить — мучайтесь сами. Художник даже сам предлагает способ увернуться: «когда это сочетание букво-цифр появилось, мне как-то и в голову не пришло, что когда-то это надо будет произносить вслух. …Я слышал, что в Штатах это произносили наподобие “энфриэйткей”, по-русски тогда, видимо, должно звучать: “эн-восемьсот-восемьдесят-восемь-кей”. Но это форменное издевательство — пытаться такое произносить в диалогах, поэтому в оффлайне я сразу представляюсь как Николай Николаев». О чем он говорит в своих работах? О разном: о политике, справедливости, культуре и протесте. В галерее его граффити-портретов — Довлатов, Высоцкий, Дуров и другие. Среди недавних работ — пенсионер с плакатом «Совсем отмените» — реакция на недавнюю реформу. Есть вещи и саркастичные, и политические, разные. Наша, например, из числа философских. «Милый, ей это не нужно…» — это ведь вряд ли про игрушечную лошадку?

Владислав Зубарев — художник студии «Новая реальность», которую с конца 1950-х вел за собой педагог-новатор Элий Белютин. «Белютинцы» участвовали в «Таганской» выставке и сразу после — в Манежной 1962 года, вошедшей в историю после разгрома Никитой Хрущёвым чуждых советскому искусству «абстракцистов». После разгона студии и до конца жизни Владислав Зубарев остался верен своему абстрактному методу. При этом многие его картины имеют конкретные «фигуративные» названия. В том числе и представленный на торгах холст — «Паломничество (Мать с ребенком)». «Белютинцы» на долгое время были полузабыты, память о них сохраняли верные коллекционеры-единомышленники, такие как Самвел Оганесян. К счастью, сегодня мы являемся свидетелями возрождения интереса к художникам «Новой реальности». В Москве в Сокольниках идут работы по созданию частного Музея Русского абстрактного искусства, в экспозиции которого будут работы и Владислава Зубарева. К картине прилагается фотография автора на фоне этой работы.

Олег Волошинов — шестидесятник, художник круга одесского неофициального искусства. Волошинов учился в Одесском художественном училище и в Ленинградском художественном институте им. И. Е. Репина. Работал в разных жанрах — от фигуратива до абстракции. Но во всех произведениях, по крайней мере с конца 1960-х годов, прослеживается его склонность к выражению минималистичными средствами. Упрощенные формы, лаконичная палитра — все это есть и в работе «Палатки» 1974 года, относящейся к ценному периоду в творчестве художника.

Адольф Гольдман прозвучал как художник, когда ему было крепко за пятьдесят. В 1980-х успешный график и книжный иллюстратор, оформивший более 200 книг (включая Бабеля и сборники Ахмадулиной), бросил все, устроился рабочим-речником и вторую половину жизни посвятил собственному самобытному искусству. Его стихией стала станковая графика. А любимым жанром — палимпсесты, часто с текстовым наполнением. Гольдман наносил на ватман несколько слоев темперы и гуаши, а потом отбивал кистью свои «изобразительные поверхности» с обратной стороны, добиваясь эффекта осыпания краски и деформации бумаги. «Театр» на аукционе «СЕНТЯБРЬ» — это темпера периода расцвета творчества художника. И периода признания. В конце 1980-х и в начале 1990-х персональные выставки Гольдмана прошли в Третьяковке и в Русском музее. А в 1999 из печати вышла серия книг поэта-шестидесятника Игоря Холина в обложках, оформленных текстовыми палимпсестами Адольфа Гольдмана. Подробнее о творчестве этого художника можно почитать здесь.

Александра Лозового считают наследником и хранителем традиций русского авангарда. Он — ученик «амазонки» Варвары Бубновой, перенявший ее технологии приготовления красок и художественные методы. В 1979 году у них была даже совместная выставка. Лозовой не только художник, но и искусствовед, автор нескольких исследований по русскому авангарду: «Малевич о себе. Современники о Малевиче» (2004), «О чём молчал Филонов» (Experiment, Los Angeles, 2005), «Ошибки великих мастеров. Закат реализма» (2008) и др. Он — автор фильмов «Театр одного художника. Варвара Бубнова» (1996), «Восток. Восток. Япония и русский авангард» (2000). Работы Лозового есть в Русском музее, ГМИИ, ММСИ, музее Циммерли в США и др. На аукционе «СЕНТЯБРЬ» его творчество представлено выразительной абстракцией, написанной 17 лет назад.

«Ночные огни» — одна из самых интересных работ «СЕНТЯБРЯ». На первый взгляд она воспринимается как абстракция. Но стоит услышать ее название, как вся композиция сразу обретает фигуративные очертания — и город, и улицы, и свет фонарей. А ведь там есть еще и другой интересный концептуальный прием — легенда этой «карты» с текстовым указанием цветов и объектов. Автор — Валерий Лукка — петербургский художник, в прошлом член группы «Три богатыря», который последние 30 лет работал в стиле «концептуального экспрессионизма». В 2002 и 2015 году персональные выставки Валерия Лукки прошли в Государственном Русском музее. Его главной темой последних лет стали проявления «нового средневековья» — восстания городской среды, технологий и цивилизации против человека. Это же настроение атмосферы хаоса и фарса прослеживается и в представленных на аукционе «Ночных огнях».

В числе самых интересных работ аукциона — неоэкспрессионистский «Царь» ленинградского нонконформиста Юрия Никифорова. Художник пользовался репутацией арт-радикала и лидера, ведущего за собой молодое поколение художников. Недаром его прозвищем было Полковник. Юрий Никифоров был в числе основателей художественных объединений ТОХИН и ПАРАЗИТ. Выпускник художественного училища имени Веры Мухиной, он в свое время перешел от живописи к «брутальному искусству», материалом которого становились обгорелые доски, окурки, куски веревок. Задолго до того, как этот жанр стали называть «русское бедное». Никифоров был культовым художником в своей среде, но не получил широкой известности. Он успел застать при жизни свою важную выставку в музее PERMM в 2013 году и умер спустя три года. Новому владельцу будет интересно с этой вещью в своей коллекции. «Царь» написан на картоне, на фото кажется, что вещь плоская, без изысков, экстремальных материалов. Но не тут-то было. На самом деле это причудливый «сэндвич»: на картон наклеена бумага, потом на эту бумагу наклеен еще лист, вырезанный в довольно замысловатой форме. А поверх уже гуашь, много золотой краски и процарапывание. Эффектная работа. И заряженная не меньше, чем холсты Баскии.

Лев Повзнер — шестидесятник, художник неофициального послевоенного искусства. Он куда менее известен, чем его друзья Владимир Яковлев и Михаил Рогинский, с которыми он выставлялся. Но коллекционеры искусства «подполья» его хорошо знают. Фирменный жанр Повзнера — сюрреалистические картины-шарады. Сюжет, который увидит зритель, зависит от того, какую картинку в первую очередь обработает его мозг. И наша «Схватка» из той же серии. Одни увидят возню странной пары на фоне ящиков со стеклотарой. А другие будут удивляться и видеть лишь большой портрет. К этому лоту тоже прилагается фотография автора на фоне продаваемой работы.

В основе выставленной абстракции Олега Кудряшова лежит гравюра сухой иглой, доработанная темперой и акварелью. Но пусть вас не обманывает тот факт, что это печатная графика. Работа не тиражная. Она изначально сделана в единственном экземпляре, как и большинство других произведений Кудряшова. Тираж — 1/1: лист первый, он же единственный. Это метод такой. В 1960-е годы Олег Кудряшов был близок к кругу неофициального искусства, но не входил ни в одну из подпольных групп. Жил трудно, на работу не брали, на выставки без комсомольского билета не пускали. В 1974 году Кудряшов эмигрировал из СССР, а перед этим сжег сотни своих произведений. В Москву художник вернулся в конце 1990-х. Его работы есть в Третьяковке, Пушкинском, лондонской Тейт, нескольких других музеях Великобритании и Германии.

Борис (Боб) Кошелохов — легенда ленинградского искусства, бунтарь, основатель объединений «Летопись» и ТЭИИ (Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства). Сирота, без академического образования, художником он стал по воле провидения. В 32 года Кошелохов встретил бродячего философа и художника Валерия Клеверова, который стал его учителем искусства. Искусства, но не живописи. Клеверов запретил ученику пользоваться красками и из изобразительных средств у Кошелохова остались материалы и обломки с помоек. Из них он делал ассамбляжи. Но это было в 1970-х. А теперь мы знаем Кошелохова главным образом как живописца, экспрессиониста. Но прежняя привычка к бросовым материалам осталась. В 1980-е Кошелохов писал мастихином на ковровых дорожках и еще бог весть чем. Наш «Идол» — картина и вовсе 2011 года. Но написана все равно не на художественном холсте, а на куске старой мебельной обивочной ткани. Ветераны арт-подполья душой не стареют. А питерские — особенно.

Творчество Владислава Ратнера обладает поразительной стопроцентной мгновенной узнаваемостью, столь ценной в мире искусства. Яркие цвета, неповторимая манера. Но при всей самобытности его ценовой потенциал еще далеко не раскрыт. Ратнер — «горкомовский» художник. Он много выставлялся в помещении на Малой Грузинской, где позволили проводить свои показы неофициальным художникам после разгрома «Бульдозерной» выставки. Работа, выставленная на AI Аукционе, по-настоящему сентябрьская. Краски наступившей осени играют в наполовину абстрактном, а наполовину фовистском пейзаже. Красота!

Мы не знаем, что за книга изображена на этом натюрморте. Но на обложке — безошибочно узнаваемый автопортрет Ван Гога с перевязанным ухом. Автор натюрморта — заслуженный художник Российской Федерации Вадим Величко. В начале своей карьеры он занимался книжной и плакатной графикой, а с 1960-х годов стал выставляться как живописец. В разное время писал в фовистском и «суровом» стилях. Работы Вадима Величко есть в Третьяковке и многих частных собраниях.

Работы Леонида Борисова входят в число лидеров по ликвидности на регулярных AI Аукционах. Причины — самобытность, качество, ценовая доступность и, наконец, легенда. Все при них. Борисов — ленинградский шестидесятник, художник «газаневской культуры». Как и Боб Кошелохов, он самоучка, довольно поздно пришедший в живопись. Как и многие самозанятые творческие люди, в 1970-е Борисов подвергался преследованиям за тунеядство, выживал, работал истопником в котельной, уборщиком. Брался за любую работу, лишь бы иметь возможность заниматься искусством. Инженер-электротехник по образованию, он чувствовал себя естественно и свободно в геометрической абстракции с ее строгостью, «технологичностью», модульностью. Сегодня работы Леонида Борисова охотно покупают не только питерские, но и московские коллекционеры. Его картины есть в Третьяковке, Русском музее, а также в американском Циммерли, в коллекции Нортона Доджа — лучшем собрании нонконформистского искусства. Подробнее о творчестве Леонида Борисова можно прочитать здесь.

Абстракция Евгения Вахтангова выполнена невиданным нами прежде приемом. Масляная пуантель равномерно разлилась как по поверхности оргалита, так и по раме. Вещь называется «Аромат», и раме явно не под силу удержать распространение летучих соединений. Творчество Вахтангова уже знакомо участникам нашего аукциона: другая его работа продавалась на торгах «ЛЕТО». Художник — тезка и внук Евгения Вахтангова, основателя знаменитого театра. В молодости он прошел через реализм, фовизм, пуантилизм и др. Но в последние годы жизни его любимым стилем стал абстрактный пуантилизм. Работы Вахтангова находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, ММСИ и др.

Жизнерадостная вещь — купание, самое время, бархатный сезон. Картина «Игра с мячом» Александра Ишина опубликована в его каталоге под названием «У воды». На торгах ее сопровождает фотография автора, сделанная на фоне этой работы. Ишин — художник наивно-романтического направления, который некоторые склонны считать современным лубочным стилем. Источники его вдохновения — деревенская жизнь, городские хлопоты, радость жизни во всех проявлениях. Это очень оптимистичный художник, призывающий радоваться тому, что имеешь. С его живописью приятно жить рядом. Недаром его так любят московские коллекционеры.

Люся (Людмила Владимировна) Воронова сегодня одна из самых ярких представительниц русского наивного искусства. А работа «Ховрино» — просто чудо. В ней сошлись и элементы древнерусских орнаментов, и ее всеми любимые цветы, и сочные фрукты. Очень позитивная работа. Совсем новая — 2018 год. Но это и хорошо. Всем заметно, что художница сейчас переживает небывалый творческий подъем, пишет много и с особым настроением. Вещь отменная, абсолютно коллекционного качества.

Этот натюрморт шестидесятника, поэта, художника, графика Бориса Кочейшвили написан 42 года назад. 1976 год — первый период успеха, творческого расцвета. Через несколько лет Кочейшвили бросит московскую жизнь и скроется в деревне. В перестройку про него начнут забывать. Но потом, уже в 2000-е произойдет триумфальное возвращение, с серией выставок, с монографиями и сборниками стихов, с персоналкой в Русском музее, с продажами. Произведения Кочейшвили сегодня не редкость на аукционном рынке, он продолжает работать, создает живопись и графику высокого качества (не хуже, чем раньше). Но вещи того, первого ценного периода, с печатью времени, атмосферные, встретить не так уж просто. Не упустите момент.

В прошлый раз на кураторском аукционе мы продавали вещь раннюю, экзотическую, а теперь — стопроцентно узнаваемый Батынков, какого все ждут. Сюжет — вымышленное происшествие: суета, животные и люди разбегается от избушки, а на заднем плане маячит московская высотка. Форменная фантасмагория акрилом на бумаге комфортного размера. Казалось бы, работ «московского митька» на рынке много, но бросишься искать — так правильный сюжет найдешь не сразу. А тут сразу видно, что покупал разбирающийся человек.

Что ж. На этом пока всё. 20 лотов от опытных коллекционеров. Отдельный стринг «СЕНТЯБРЬ». Открытие — в понедельник, 24 сентября 2018 года. Комиссионный сбор составит 18 %. Добро пожаловать! И удачи на торгах!

Ставки нужно делать только на онлайн-площадке AI Аукциона. Каталог откроется в понедельник здесь.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20180921_september_ai_auction.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20180921_september_ai_auction.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх