Внимание! Кураторские торги «ЛЕТО» на AI Аукционе. 13–17 августа 2018
ARTinvestment.RU   13 августа 2018

Солнце, радость жизни, образ женщины, цветы, природа — вот основные темы работ нового дополнительного тематического аукциона ARTinvestment.RU

Этот аукцион — особый. В формировании каталога «ЛЕТО» участвовали не только специалисты AI, но также приглашенные искусствоведы и коллекционеры. Получилось, что в нем есть как заведомые хиты, так и вещи камерные — не самых известных авторов, вкусовые, знаточеские, «артхаусные». Вторые вроде бы хочется назвать картинами «не для всех». Но нет. Наоборот: аукцион «ЛЕТО» адресован самой широкой аудитории. Его работы подобраны таким образом, чтобы не только максимально соответствовать критериям качества, но и находиться в доступном ценовом диапазоне.

Начнем все же с аукционных «хитов» — работ авторов, давно и успешно продающихся на наших регулярных торгах.

И тут взгляд сразу же выхватывает масло Арона Буха — бесспорного любимца русских коллекционеров. Его картины отличает отменная аукционная ликвидность. Буха раскупают почти всегда. Почему? Ответ — высокий уровень живописи плюс ценовая доступность для широкой аудитории. Художник узнаваем и самобытен. Его пастозная, текстурная (он часто работал пальцами вместо кистей), жирная, яркая живопись оставляет сильное впечатление своей энергетикой. Представленная на торгах картина «Цветы и солнце» — яркий тому пример. Известно, что в середине 1980-х Бух неожиданно и совсем радикально сменил творческую манеру и даже уничтожил значительную часть работ, созданных в первой половине жизни. «Цветы» — это 2000-год, наиболее ценный период в творчестве художника. В 2018-м корпус отменных живописных работ мастера был включен в собрание Третьяковской галереи. Интерес к творчеству Буха растет все последние годы.

Метровое масло Евгения Гороховского «Вращается ли небо?» 2003 года — вещь абсолютно коллекционная и идеально ложится на магистральную линию в творчестве художника. Его всегда интересовала «криптография пространства» (так удачно называлась одна из его важных выставок в 2014 году). Художнику не дает покоя загадка пересечения материального и идеального мира. А для разгадки ему требуется минимум три ключа: орнамент, фотографическая основа и образ бескрайнего неба. В этой картине как раз все это есть. Подлинность работы подтверждается фото с автором на ее фоне.

Работы Константина Батынкова тоже давно уже полюбились покупателям AI Аукционов. Обычно коллекционеры приобретают сюжеты, в которых слились рев самолетных двигателей, рокот лопастей вертолетных винтов, звуки корабельных гудков и возгласы удивленных людей. Но вот такого Батынкова они вряд ли видели. «Шесть теток» (хулиганское авторское название от «московского митька») — это его рисунок, сделанный аж 20 лет назад. Самолеты там тоже есть, но по стилю работа совершено не похожа на нынешние столь узнаваемые абсурдистские катастрофы. Но ведь так даже интереснее. Привычные нервные фантасмагории Батынкова на рынке приобрести не сложно, а вот такую спокойную декоративность — поди еще поищи.

Отчасти это же можно сказать и о картине Андрея Гросицкого. Снова вещь необычная. Мы привыкли видеть его узнаваемые метафизические рельефные композиции, где фактурные инструменты, мясорубки, посуда просто рвутся за пределы холста. Мы знаем и любим его формализм. А тут, совершенно неожиданно, жанровая вещь. «Вечер на Волге» — это сельские танцы, тропинка над рекой, радостные люди. Откуда такая соцреалистическая пастораль? Просто это 1952 год. Гросицкому было 18. Да, в ней его пока не узнать. Но автор точно он: вот сам художник стоит на фото рядом с этой картиной. Зачем покупать ранние работы? Такие вещи коллекционеры приобретают обычно для выстраивания ряда. Когда собрание уже укомплектовано работами ценного периода, то становится интересно показать истоки творческого пути.

Творчество Александра Ишина (1941–2015) представлено на торгах очаровательной картиной «На пляже» 2011 года. Задорное, прямо спортивное ню — женщина бежит к прохладной воде. Ишин — шестидесятник, художник наивно-романтического стиля. Кто-то даже считает его стиль формой современного лубка. Отчасти верно. Его сюжетная стихия — жизнь деревни и парадоксы городского обитания. Но почти в любой картине Ишина (будь там хоть трактор или бульдозер) зритель рано или поздно увидит рассуждение о смысле жизни. Впрочем его «На пляже» в особой расшифровке даже не нуждается: цените то, что имеете, и радуйтесь дню сегодняшнему!

У шестидесятника, художника и поэта Бориса Кочейшвили на аукционе «ЛЕТО» выставлен крупный рисунок — очень характерная тушь 1980-х годов. По злой иронии именно в конце 1980-х Кочейшвили чуть было не выпал из истории искусства. Тогда на волне успеха художник неожиданно закрыл московскую мастерскую и скрылся в деревне, исчезнув из художественной жизни на долгие годы. К счастью, сегодня, после серии выставок (в том числе персоналки в ГРМ), ряда успешных галерейных и аукционных продаж, его творчество снова хорошо известно коллекционерам и ценителям. Работы Кочейшвили есть в собраниях Третьяковки, Пушкинского и других музеев. Художник продолжает работать, успешно экспериментирует с новыми техниками. При этом чистый стиль его живописи и графики остается почти неизменным как минимум последние лет сорок.

Люся (Людмила Владимировна) Воронова — давняя любимица завсегдатаев и гостей forum.ARTinvestment.RU, а также покупателей AI Аукциона. Художница переживает новый творческий подъем. Сейчас у нее период яркой позитивной живописи, часто орнаментальной. Много цветов, деликатные ню, сочные натюрморты. Но это сейчас. А в виде из окна, написанном темперой 13 лет назад, чувствуется налет грусти. Но и надежды тоже. Красный цветок на подоконнике шлет зрителю аллегорическое послание: все обязательно будет хорошо.

Рисунок Анатолия Слепышева когда-то был подарен на Новый год семье друзей художника, о чем свидетельствует дарственная надпись. Возможно, не без намека. Телега с полудюжиной женщин, которую тянет сгорбившийся мужик, — как бы снова не аллегория. Впрочем это лишь догадки. Слепышев был близок к кругу художников неофициального искусства. В 1975 году он участвовал в резонансной выставке «другого искусства» в павильоне «Дом культуры» ВДНХ, потом в Измайловской выставке, а дальше — после создания секции графиков в горкоме — в выставках в зале на Малой Грузинской. Сегодня Слепышев — один из самых ликвидных шестидесятников на аукционном рынке.

Время перейти к произведениям более камерным.

Художница Тамара Зиновьева в своем очерке «Визуализация невербализуемого» как-то призналась, что старалась рисовать намеренно так, чтобы писать о ее работах «было бы невозможно или хотя бы очень трудно». А свой выработанный творческий метод там же охарактеризовала как «от балды». Зная, что она еще и искусствовед, можно сделать ошибочный вывод о злостном нежелании помогать ленящимся зрителям. Конечно, это самоирония. Предположу, что на самом деле художница (она дочь высланного из СССР философа и писателя Александра Зиновьева) «от балды» называет фазу автоматического письма, с которой начинаются ее рисунки. Потом уже из этой «каляки» рождаются ее биоморфные образы, человекоподобные объекты, которые преобладают в ее творчестве. Художница так объясняет свой подход: «Из пластического материала человеческой анатомии я сооружаю другой объект: не тело как извне наблюдаемое целое, а тело как совокупность ощущений и переживаний, исходящих изнутри собственного организма». В нашей «Фигуре сидя», без сомнения, видна женская фигура. Повезло.

В авторском стиле Алексея Чаругина главенствует добрая фольклорная эстетика, отсюда — примитивистские лубочные персонажи, образы животных в стиле народных промыслов, похожие на иллюстрации к детским сказкам. Художник, кстати, действительно не так давно начал заниматься книжной графикой. А еще в его послужном списке — работа над росписью главного собора в Николо-Угрешском монастыре в подмосковном Дзержинском. И конечно, десятки выставок в России и за рубежом. Не удержусь отметить, что холст Алексея Чаругина «Лето», пожалуй, одна из самых душевных и выразительных работ нашего одноименного аукциона.

Произведения Евгения Вахтангова (1942–2018) — внука основателя Театра имени Вахтангова — находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства и в многочисленных частных собраниях. Выставки члена-корреспондента РАХ не раз проходили в залах Академии художеств на Пречистенке. Вахтангов часто менял стилистику, экспериментировал, искал. В последние годы жизни художник сконцентрировался на коллаже и абстрактном пуантилизме. Но до этого он прошел через реализм, фовизм, пуантилизм и другие направления. Картина «Длинный цветок» написана 27 лет назад, очевидно, на исходе авторского увлечения минимализмом; в этот период Вахтангов входит в число участников художественной группы «Полигон» и разрабатывает собственный стиль, который сам называл «спонтасюр».

«Чистящая картофель» Вадима Величко — холст 1975 года. Картина вполне соцреалистическая по замыслу, но совершенно формалистская по способу реализации. Для художника, которого до 40 лет не пускали в Союз художников и вот наконец приняли, вещь вдвойне вызывающая. Величко начал выставляться в начале 1960-х. До этого он зарабатывал книжной графикой, работал в журналах, делал плакаты. Стилистику его творчества можно грубо определить в диапазоне от «сурового стиля» до фовизма. Вадим Семёнович закончил жизнь в звании Заслуженного художника РФ. Его картины есть в Третьяковской галерее и частных собраниях.

Евгений Михайлович Гинзбург — художник из гремевшей в свое время горкомовской «двадцатки». Группа из 20 московских художников (лидером которой был художник-шестидесятник Владимир Немухин) устраивала смелые выставки в «резервации неофициального искусства» на Малой Грузинской. С середины 1970-х горком стал отдушиной для знатоков, ценителей и обычных зрителей — редким местом, где можно было посмотреть современное искусство, отличное от соцреализма. До горкома Гинзбург почти не выставлялся, работал на худкомбинате и в системе промышленного дизайна. Холст «Натюрморт с красной рюмкой» — декоративная, в чем-то «шагаловская», очень характерная работа художника. И к слову, точно одна из лучших работ Гинзбурга, среди всех, что когда-либо выставлялись на аукционные торги. 

Валерий Светлицкий (1938–2018) запомнился ценителям искусства своими работами в стиле абстрактного экспрессионизма, которому он посвятил минимум последние 20 лет. Гуашь «Женщина с ребенком» — показательная вещь и творческая удача. Работа выполнена 12 лет назад, но выглядит поразительно современно: словно граффити, перенесенные на бумагу. Вещь поступила на торги из собрания известного московского коллекционера.

Цветы и натюрморты были любимым жанром художницы Ольги Рудаковой (1951–2017), ученицы Дмитрия Жилинского и Таира Салахова. Ее декоративные метафизические формы несут определенное философское содержание. Она часто использовала эффект отстранения, создавала ситуацию анализа, погружения в размышления, поиска гармонии. «Бизнес-букет» Рудаковой — работа универсальная. Она относится к числу редких произведений, которые уместны в любом помещении и способны «подружиться» с любой обстановкой.

Масло «Окно» — законченная и характерная работа для творчества художницы Александры Лукашевкер 1970-х годов. Всего через несколько лет врачи запретят ей заниматься живописью. И тогда она, мозаичист и автор многих мозаик в Московском метро, изобретет новый уникальный способ работы. Она начнет рисовать нитками — делать «штрихи» и «мазки» крупными убористо положенными стежками. Александра Лукашевкер являет собой редкий пример «художницы для художников». Именитые коллеги говорят о ее работах с восхищением. Приятно читать, как амбициозные и глубоко понимающие искусство люди забывают о творческой ревности и отдают дань необычному таланту своей коллеги. И это, поверьте, дорогого стоит. В 2011 году в Отделе личных коллекций Пушкинского музея прошла ретроспективная выставка, приуроченная к выходу книги «Александра Лукашевкер».

Картину «На пляже ночью» Александра Лозового стоит отметить среди самых запоминающихся работ аукциона «ЛЕТО». В одном из интервью художник признался, что нередко вдохновляется сюжетами своих снов. Он записывает их в специальную тетрадь, а потом использует для работы над своими картинами. Лозовой не только художник, но и педагог, кандидат педагогических наук, писатель, теоретик искусства, автор ряда статей о художниках русского авангарда — Малевиче, Бубновой, Филонове и др. Его работы есть в Пушкинском и в Русском музее, в собрании Kolodzei Art Foundation, в коллекции Дудакова и др. Картины Лозового много раз участвовали музейных выставках, а также в зарубежных и российских аукционах.

Екатерина Григорьева (1928–2101) — художница «левого МОСХа», единомышленница Виктора Попкова из «группы шестнадцати». В 1960-х эти смутьяны с формалистскими замашками заставили еще сильнее поседеть сытых академиков-соцреалистов. В мае 2018 года в московском Музее А. С. Пушкина завершилась персональная выставка Григорьевой в честь ее 90-летнего юбилея. Ее так и назвали — «1/16» — одна шестнадцатая. Дочь «маковца» Евгения Шиллинга расправлялась с решением художественных задач крупным мазком и цветом, с минимумом детальности и графичности. Её «Птица» на наших торгах — работа выставочного класса, принадлежащая к числу лучших картин Григорьевой периода 1990-х годов.

Игорь Орлов (1935) — яркий представитель стиля романтического реализма. Нет, это не означает что у него все как на фотографии. Наоборот, художник предпочитает сюжеты скорее сюрреалистического плана. У него то дом по частям растворятся в лесном пейзаже, то комната вырастает вдруг в чистом поле, словно появляясь из другого измерения. Художник черпает вдохновение главным образом в красоте русской природы. Но есть у него и жанровые работы, как наша: вечер, женщина за столом, свет зажжен, в вазе на столе — букет. Орлов — лауреат многих профессиональных премий (в том числе премии МСХ за картину года в 1984 г.), лауреат Золотой медали РАХ (в 2007). В 2016 году Игорю Орлову было присвоено почетное звание Народного художника Российской Федерации.

Завершает наше знакомство с лотами аукциона «ЛЕТО» картина Порфирия Крылова (1902–1990) «Сирень». Крылов — это тот самый «…КРЫ…» из знаменитой группы советских карикатуристов «КУКРЫНИКСЫ» (Куприянов — Крылов — Николай Соколов). В прошлом он — вхутемасовец, член «Общества станковистов» (Пименов, Дейнека и пр.) и «Пролеткульта» (Жегин, Малевич, Фонвизин и др.), ликвидированных в 1932 году. А позже — академик, Герой соцтруда, лауреат пяти Сталинских премий, художник с бесчисленным количеством официальных наград и почетных званий. «Сирень» — прекрасный пример позднего Крылова. Он родился в деревне, любил и тонко чувствовал природу, в свободное от идеологических заказов время вдохновенно писал пейзажи и букеты. К слову, работы именно этих «несатирических» жанров целиком занимают топ аукционных результатов Крылов на мировых торгах.

Так что, вот оно какое, наше «ЛЕТО». Надеемся, вам понравится. Наслаждайтесь искусством. Покупайте искусство.

Удачи вам на торгах!

Перейти к каталогу аукциона "ЛЕТО"



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх