Christie’s 6 июня 2011: русское искусство во всей красе
Впервые на аукционе появятся шедевр Ильи Репина «Парижское кафе» и ранее неизвестная императорская презентационная табакерка Фаберже
Бесспорным фаворитом предстоящих русских торгов Christie’s, которые пройдут 6 июня 2011 года, станет шедевр кисти Ильи Репина под названием «Парижское кафе». Написанное в 1875, это произведение представляет собой сцену в парижском кафе и решительно отличается от предыдущих работ художника, созданных на традиционно русские сюжеты. В том же году данная картина выставлялась в парижском Салоне, а ее репродукции довольно часто встречаются в монографиях, посвященных творчеству Репина. Работа была приобретена в 1916 прадедом настоящего владельца, который был лично знаком с художником. С того момента полотно на рынке появляется впервые, а его оценочная стоимость составляет 3–5 миллионов фунтов.
В качестве отдельного лота на торги также выставляется парижский альбом для зарисовок Ильи Репина (эстимейт 150–250 тысяч фунтов), включающий в себя более 120 эскизов, среди которых около 70 листов занимают наброски к картине «Парижское кафе». Помимо этого, на продажу отдельно будут выставлены еще четыре дополнительных наброска к данной работе (более подробную информацию касательно картины Репина можно найти здесь).
Шедевр Репина будет предложен вниманию коллекционеров наряду с выдающимися творениями Петра Нилуса и Бориса Григорьева, а также яркими образцами творчества таких художников, как Иван Шишкин, Александр Бенуа и Николай Богданов-Бельский. В секции послевоенного искусства будут представлены 12 работ из собрания Георгия Костаки, также впервые появляющихся на рынке русского искусства.
Произведение Петра Нилуса «По гостям» (эстимейт 150–200 тысяч фунтов) представляет собой один из лучших образцов жанровой живописи в России XIX века из всех, когда-либо появлявшихся на торгах. В датированном 1892 годом письме, адресованном наиболее влиятельному коллекционеру тех времен Павлу Третьякову, Илья Репин хвалит работу своего бывшего ученика: «Превосходная вещица Нилуса “По гостям”. Как написана эта старушка! Лицо на желтой стене. Как все это тонко, верно и сильно, — замечательная вещь!» Эта картина, на которой изображена пожилая женщина, всходящая на порог богатого особняка с надеждой на помощь, около ста лет бережно хранилась в одной частной коллекции. В 1892 картина участвовала в выставке работ передвижников, снискав положительные отклики в адрес Нилуса.
Полотно кисти Бориса Григорьева «Монах» (эстимейт 300–500 тысяч фунтов) представляет собой превосходный пример творчества художника начала 1920-х — периода, считающегося наиболее ценным. Григорьев написал картину в 1922, во время проживания во Франции, преимущественно черпая вдохновение в жизни провинциальной Бретани и Нормандии. Вскоре после того, как работа над картиной была завершена, Григорьев отправил ее на выставку, проходившую в ныне легендарной американской Новой галерее в Нью-Йорке. В 1923 основатель и директор галереи Джеймс Розенберг продал полотно доктору Фибусу Левину. Впоследствии эта замечательная работа находилась в двух различных частных американских собраниях вплоть до настоящего момента.
На написанной в 1938 году в Латвии работе Николая Богданова-Бельского «Классная комната» (эстимейт 200–300 тысяч фунтов) изображены двенадцать детей, внимательно слушающих объяснения учителя. Богданов-Бельский был преимущественно известен благодаря своим пасторальным пейзажам и сценам из жизни детей. В советское время его произведения, идеализирующие повседневность, пользовались необыкновенной популярностью.
Послевоенное искусство
В секции послевоенного искусства, состоящей из 18 ранее не выставлявшихся на продажу работ, вниманию коллекционеров будет предложено 12 произведений искусства, ранее находившихся в собрании знаменитого коллекционера Георгия Костаки (1903–1990), приходившегося прадедом настоящему владельцу. Георгий Костаки по праву считается одним из наиболее выдающихся коллекционеров искусства русского авангарда и работ художников-нонконформистов. Самые лучшие экспонаты из его собрания в 1981 выставлялись в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. В 1960-х московская квартира Георгия Костаки была одним из центров художественной жизни того времени. В 1977 коллекционер переехал из СССР в Грецию, передав существенную часть своего собрания в дар Государственной Третьяковской галерее, в то время как работы нонконформистов он увез с собой и впоследствии они находились в собственности его потомков вплоть до настоящего момента (более подробную информацию о коллекции Костаки можно найти здесь).
Топ-лотами секции являются полотно Оскара Рабина «Без названия» 1961 года (эстимейт 40–60 тысяч фунтов) и «Иература» Михаила Шварцмана (эстимейт 40–60 тысяч фунтов). Вниманию коллекционеров будут предложены прекрасные работы кисти Дмитрия Краснопевцева «Без названия»1962 года (эстимейт 30–50 тысяч фунтов), Олега Васильева «Кондуктор ворон»1988 года (эстимейт 70–90 тысяч фунтов), Семёна Файбисовича «Весна начинается»1986 года (эстимейт 40–60 тысяч фунтов), Ильи Кабакова «Предисловие» 1978 года (эстимейт 10–15 тысяч фунтов) и других.
Работы Фаберже и декоративно-прикладное искусство
В рамках второй сессии торгов вниманию коллекционеров будут представлены произведения декоративно-прикладного искусства, включая более 40 работ Фаберже, многие из которых обладают императорским провенансом. Особого внимания заслуживает редкая и выдающаяся императорская презентационная табакерка работы Фаберже из трехцветного золота и украшенная эмалью «гильоше» (эстимейт 300–500 тысяч фунтов, лот 108), подаренная Чарльзу Роберту Каррингтону в 1894 в качестве напоминания о том, что он посетил похороны императора Александра III и свадьбу Николая II. Данная работа является редким образцом презентационных табакерок Фаберже, подаренных от лица императора Николая II на заре его правления. На сегодняшний день в отношении 15 из 19 подобных табакерок, произведенных Фаберже в эпоху Николая II, имеется достоверная информация касательно факта их появления на рынке или нахождения в частных собраниях. Таким образом, появление ранее задокументированного, но не появлявшегося на торгах образца само по себе является значимым событием. В отношении настоящей табакерки Кабинетом Его Императорского Величества 28 декабря 1894 был выписан ордер, в котором указана ее стоимость, составившая 3 060 рублей, что делает ее одной из самых дорогих табакерок среди себе подобных. Лорд Чарльз Роберт Каррингтон был лордом-гофмейстером при дворе королевы Виктории с 1892 по 1895. Именно в этом качестве он посетил Санкт-Петербург в 1894. Впоследствии Каррингтон подарил табакерку будущему мужу своей дочери, 7-му графу Дартмуту, подполковнику Уильяму Леджу (1881–1958). С тех пор табакерка находилась в собственности наследников графа и перешла к настоящему владельцу, ни разу не появившись на торгах.
К другим работам Фаберже, выставляемым на продажу в рамках предстоящих торгов, относятся два редких предмета из частного европейского собрания: украшенный эмалью «гильоше» выдающийся барометр из бовенита и серебра с клеймом одного из главных мастеров фирмы Фаберже Генриха Вигстрема, в последний раз появлявшийся на торгах Christie’s более 20 лет назад (эстимейт 120–180 тысяч фунтов, лот 105), а также серебряные каминные часы работы мастера Юлиуса Раппопорта, подаренные князю Николаю Валерьевичу Урусову друзьями по лейб-гвардии Драгунскому полку (эстимейт 120–180 тысяч фунтов, лот 260).
Среди предлагаемых вниманию коллекционеров работ Фаберже следует отметить серебряную чашу (эстимейт 60–80 тысяч фунтов, лот 192), подаренную Акселю Кольбергу нефтяным магнатом Эммануилом Нобелем (1859–1932), который был одним из главных клиентов Фаберже. Согласно воспоминаниям мастера Франца Бирбаума, в 1893 «Э. Нобель… был настолько щедр, что иногда казалось, что это было его основным занятием и источником удовольствия. Его заказы непрерывно поступали в мастерские Фаберже…»
В секции декоративно-прикладного искусства представлены две монументальные фарфоровые вазы, изготовленные мастерами Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге в эпоху правления Александра II (1855–1881). Многие из ваз тех времен украшались копиями живописных полотен Старых Мастеров или художников XIX века, однако к 1860-м большинство из них предназначались преимущественно для участия в качестве экспонатов на международных выставках и лишь немногие становились дворцовыми украшениями.
Высота одной из двух ваз составляет более 1,5 метра (эстимейт 400–600 тысяч фунтов, лот 113), что наряду с выдающимся провенансом свидетельствует о том, что она, скорее всего, была выполнена в качестве презентационного подарка. В сопроводительном документе, датируемом 1889, указано, что ваза была преподнесена в дар императором Александром II королеве Вюртемберга Ольге. Вазу украшает копия картины бельгийского жанрового живописца XIX века Базиля де Лозе (1809–1885) с изображением учеников, читающих своему наставнику, выполненная художником Императорского фарфорового завода Михаилом Крюковым в 1866.
Вторую вазу (эстимейт 300–500 тысяч фунтов, лот 163) украшает копия портрета одного из известнейших архитекторов эпохи английского модерна Иниго Джонса (1573–1652) кисти Антониса ван Дейка (1599–1641), выполненного им для антологии прижизненных портретов выдающихся современников. На момент создания вазы оригинал картины находился в собрании Государственного Эрмитажа, что позволило художнику Императорского фарфорового завода А. Савельеву написать копию в 1861. Изначально портрет входил в собрание Роберта Уолпола, которое в 1779 при посредничестве основателя Christie’s Джеймса Кристи было приобретено Екатериной Великой.
В секции изделий из фарфора также представлены две редкие и выдающиеся супницы (эстимейт каждой 60–80 тысяч фунтов, лоты 304 и 305) из сервиза, подаренного императором Александром I дочери Павла I княжне Екатерине Павловне (1788–1819) и ее мужу, королю Вюртемберга Вильгельму (1781–1864) по случаю их свадьбы. Среди изделий из серебра особого внимания заслуживает выдающееся императорское презентационное гербовое блюдо из серебра с эмалью (эстимейт 180–220 тысяч фунтов, лот 233), изготовленное в Санкт-Петербурге в 1882 (клеймо мастерской Сазикова). Блюдо было подарено представителями смоленской знати императору Александру III (1845–1894) в 1883.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110520_christies.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110520_christies.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.