Главным полотном предаукционной выставки Christie’s в Москве станет «Парижское кафе» Ильи Репина
ARTinvestment.RU   24 марта 2011

«Парижское кафе» считается одним из наиболее значимых произведений Репина, находящихся в частной коллекции. Оно написано в 1875 году и никогда ранее не выставлялось в России

Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что главным полотном ежегодного предаукционного показа в Москве станет шедевр Ильи Репина (1844–1930) «Парижское кафе». Картина, опередившая свое время в глазах как русской, так и западной публики, занимает особое место в творческом наследии Репина. «Парижское кафе» предвосхитило появление многочисленных групповых портретов кисти художников-импрессионистов, ставших впоследствии культовыми. Написанная в Париже в 1875 году, картина ранее никогда не выставлялась в России. Это монументальное полотно, находящееся в частной коллекции начиная с 1916 года, считается одним из наиболее значимых произведений художника, не входящих в музейные собрания. Этим летом «Парижское кафе» станет топ-лотом предстоящих русских торгов в Лондоне, а его эстимейт составляет рекордную сумму в 3–5 миллионов фунтов. Вместе с самим полотном на продажу будет выставлено около 80 репинских эскизов и набросков к нему.

Алексей Тизенгаузен, директор международного департамента русского искусства Christie’s: «Для нас это была давняя мечта — привезти в Москву особую картину, которая многое бы значила для русской аудитории. Ни одна работа какого-либо другого художника не воплотит эту мечту лучше, чем “Парижское кафе”. Предоставить гостям предстоящей выставки уникальную возможность увидеть это полотно на родине его создателя — это огромная честь для нас. В том случае, если в ходе аукциона картину не приобретет один из музеев, такой возможности может не представиться на протяжении целого столетия. Историческая значимость данной работы бесспорна, и мы очень рады тому, что даем гостям нашего показа уникальный шанс увидеть шедевр одного из самых великих русских художников на нашей предаукционной выставке».

Масштабное полотно «Парижское кафе», созданное в бытность Репина в эпицентре художественных инноваций, каким был Париж в конце XIX века, обнаруживает одновременно и влияние западного искусства на русскую художественную жизнь, и собственный статус художника — первопроходца своей эпохи.

Нетипичная с сюжетной точки зрения для Репина, знаменитого в то время преимущественно благодаря полотнам на традиционно русские темы, картина «Парижское кафе» представляет собой решительный поворот в его стремительно набиравшей силу карьере. Она была написана во время пребывания Репина в Париже в 1873–1976 годах в качестве пенсионера Академии художеств и выставлялась в парижском Салоне в 1875 году. Для молодого Репина, которому довелось познакомиться с художественными чудесами Европы и космополитичным образом жизни французской столицы, это было время творческих исканий. Работая над традиционно русскими сюжетами, такими как «Садко в подводном царстве» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), он одновременно поражал русских коллег тем, что под влиянием современного французского искусства переключал свое внимание с подобных тем на экспериментаторские поиски.

«Французская живопись теперь стоит в своем настоящем цвету, она отбросила все подражательные, и академические и всякие наносные кандалы… <…> Царит наконец настоящее французское, увлекает оно весь свет блеском, вкусом, легкостью, грацией, и в искусстве, как во всем прочем, французы верны своим особенностям» (письмо И. Н. Крамскому от 31 марта 1874 г. «И. Е. Репин и И. Н. Крамской: Переписка 1873–1885», М.-Л., 1949. С. 122).

Законченная работа была выставлена в апреле — мае 1875 года под названием «Кафе на бульваре» и вызвала горячие споры между Репиным и его главными наставниками Владимиром Стасовым и Иваном Крамским. Репин защищал свое право на свободу в творчестве, тогда как его оппоненты стремились привязать художника к сугубо русскому материалу и вернуть ему ими же созданный образ enfant terrible критического реализма, который закрепился за Репиным вслед за успехом и славой, последовавшими после «Бурлаков на Волге» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1870–1873). Несмотря на все опасения, сейчас, оглядываясь назад, мы можем признать «Парижское кафе» одной из наиболее дерзких работ Репина, созвучных своему времени, благодаря которым его творчество смело и решительно достигло того уровня космополитизма, который был характерен для Парижа тех лет.

Как по сюжету, так и по сочности живописной трактовки «Парижское кафе», несомненно, позволяет провести параллель, с одной стороны, между Репиным и импрессионистами, многие из которых по-прежнему собирались под знамена реализма, а с другой стороны, с их другом и первопроходцем Эдуаром Мане. «Парижское кафе» предвосхитило появление многочисленных групповых портретов, на которых изображались горожане, собравшиеся пообщаться в барах или кафе, — это такие иконы импрессионизма, как картина «Бал в ле Мулен де ла Галет» Ренуара, написанная в 1876 году, через год после того, как «Парижское кафе» было выставлено в Салоне; его же «Завтрак лодочников» 1881 года или полотно Мане «Бар в Фоли-Берже», написанное годом позже.

Выбор сюжета для данной работы демонстрирует собой отказ Репина от застарелого классицизма Академии, находившего свое место и в Салоне, — такого, как у Жана-Леона Жерома, чье присутствие среди персонажей «Парижского кафе» кажется неслучайным. В этом смысле немаловажна аналогия с групповыми портретами Курбе, в которых уделяется пристальное внимание трактовке лиц: отталкиваясь от глубокой реалистичности изображения, которая отличала его «Бурлаков» (1873), Репин поднимал принципы реализма на новые высоты, особенно в тщательной проработке переднего плана. Эта новая форма жанровой живописи — свидетельство того, как стремительно освобождался Репин от косных принципов Академии, двигаясь навстречу новым веяниям, питаясь живыми жизненными впечатлениями; это напоминало произведения Эмиля Золя, которыми Репин восхищался. Как русский человек, наблюдающий жизнь общества во французской столице, Репин уже примерял на себя роль «живописца современности». После того как Тургенев представил его Золя, Репин встречался с широкими кругами парижской интеллигенции и, похоже, наслаждался атмосферой экспериментирования, царившей тогда в культуре. Прототипы в изображенной на картине сцене описываются как представители высокого и низкого слоев культурной жизни французской столицы. Усатый мужчина в черном, расположившийся в середине, — известный художник Салона Жан-Леон Жером (на иллюстрации выше слева). Катюль Мендес, французский поэт, романист и драматург, послужил моделью для образа мужчины в котелке за соседним столиком. Крайним справа изображен Эмиль Бело, профессиональный натурщик, к услугам которого прибегал Мане для картины «За кружкой пива».

Уже сам по себе сюжет «Парижского кафе» делает эту работу наиболее интересной и нетипичной для Репина картиной, на которой изображены представители либерального и раскрепощенного парижского общества, обратившего свои взволнованные взгляды на фигуру пришедшей в кафе без сопровождения Анн Жюдик. Один из двух покидающих кафе мужчин безразлично зевает — скорее всего, он коренной парижанин; а вот его английский спутник пристально рассматривает даму через пенсне, не веря такой откровенной дерзости.

В начале ХХ века женский образ, который был переписан Репиным, выглядел скорее жертвой общества, чем самоуверенной и беззастенчивой «кокоткой». В 1936 году, однако, после рентгеновского исследования полотна были проведены реставрационные работы в Стокгольме, в результате чего проявился нынешний облик героини (владелец полотна весьма предусмотрительно заказал копию лица маслом, прежде чем сняли верхний слой). Почему Репин решил изменить образ, остается тайной — возможно, он хотел повысить коммерческую привлекательность картины, поменяв центральную тему с рискованной на более приемлемую для общества. Оригинал в том виде, в каком он предстает перед нами сегодня, тем не менее, являет собой гораздо более утонченную живописную работу, возвращая этому необыкновенному и противоречивому шедевру первоначальный облик.

В «Парижском кафе», со временем доказавшим свою значительность как по форме, так и по содержанию, Репин создал образ, опередивший свое время в глазах русской публики, к которой это полотно возвратится в ближайшем будущем.

Выставка будет открыта для посещения со 2 по 3 апреля с 12:00 до 18:00 в здании Дома Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке, 9/8, стр. 1–4. Торги «Русское искусство» состоятся в Лондоне 06 июня 2011 года.

Источник: пресс-релиз Christie’s


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110324_repin.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110324_repin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх