Русские торги Christie’s пройдут 29 ноября
Топ-лотами русских торгов Christie’s станут шедевры кисти Петра Кончаловского, Константина Коровина, Исаака Левитана и Бориса Григорьева
29 ноября 2010 года аукционный дом Christie’s проводит «Русские торги» в своем лондонском офисе. В рамках предстоящего аукциона вниманию коллекционеров будет представлено более 500 лотов, среди которых живописные полотна, произведения декоративно-прикладного искусства и уникальные предметы мебели. На продажу будет выставлена подборка редчайших работ из известных частных собраний Европы и США.
Бесспорные жемчужины предстоящего аукциона — четыре картины Петра Кончаловского (1876–1956); они выставляются из собрания потомков художника. Топ-лот группы — редкое полотно 1908 года под названием «Версаль. Аллея» (эстимейт 0,8–1,2 миллиона фунтов), которое ранее никогда не появлялось на рынке. Прижизненная популярность Кончаловского, который считался одним из самых ярких художников своего времени, впоследствии нисколько не уменьшилась. В 2002 году работа выставлялась на выставке «Неизвестный Кончаловский», проходившей в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В 2010 прошли сразу две заметные выставки, посвященные наследию Кончаловского: в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Картина «Версаль. Аллея» была написана художником в 1908 году во время поездки в Арль, который вдохновлял самого Винсента ван Гога. Влияние великого художника прослеживается в композиции полотна, наполненного силой и светом. Цветовая палитра картины, с богатыми лиловыми и охряными оттенками, также отсылает нас к полотнам ван Гога, равно как и выразительные, экспрессивные мазки. Известно, что, крайне требовательный в отношении своих работ, Кончаловский уничтожил ряд произведений, созданных в то время, и раз полотно сохранилось, значит, мастер счел его значимым.
Начиная с 1909 года, Кончаловский в качестве лидера российского авангарда и участника художественной группы «Бубновый валет» довольно часто выставлял свои произведения наряду с представителями таких объединений, как «Золотое руно», «Товарищество», «Мир искусства» и «Новое общество художников». В 1922 году прошла первая экспозиция его работ в Третьяковской галерее, а уже два года спустя его работы успешно выставлялись в Нью-Йорке, Венеции и Москве. В каталог грядущих торгов также вошли два поздних творения художника — «Натюрморт. Апельсины и редиска. Кисловодск» 1934 года (эстимейт 350–450 тысяч фунтов) и «Натюрморт. Табачные листья» 1931 года (эстимейт 100–200 тысяч фунтов). Четвертая из выставляемых на торги работ — один из первых импрессионистических экспериментов художника — ранее полотно 1904 года под названием «Садик под Римом. Персики в цвету» (эстимейт 200–300 тысяч фунтов).
Картина «Девушка в белом, сидящая в саду» кисти Константина Коровина (1861–1939) представляет собой превосходный пример игры красок и света, которая характерна для более зрелого периода творчества художника (эстимейт 0,8–1,2 миллиона фунтов). К 1915 году, времени создания этой работы, Коровин отказался от монохромной палитры в пользу более смелых цветов, которые, по его собственному мнению, выражали «само дыхание природы». Доподлинно неизвестно, где именно было написано это полотно, однако по композиционному решению оно сходно с работами, созданными художником в 1910–1917 годах, когда он летом отдыхал в Гурзуфе.
Еще одна работа Коровина — полотно «В студии художника» (эстимейт 300–500 тысяч фунтов) — имеет тот же провенанс, что и предыдущий лот. Обе картины были приобретены непосредственно у художника Семеном Белицом, который в 1978 году продал их настоящему владельцу. В последние 30 лет картина публично не выставлялась, о ее существовании знали лишь немногие искусствоведы, в частности Илья Зильберштейн репродуцировал ее в книге 1971 года «Константин Коровин вспоминает». В 1892 году Коровин переехал в Париж, где прожил следующие два года. Настоящая работа демонстрирует нам подлинное состояние художника на тот момент, так как на ней Коровин изображен в студии, которую он сам называл «спасением от мира подлости, зла и несправедливости».
Картина Александра Яковлева (1887–1938) «Ауа, женщина племени банда» — одно из знаковых произведений художника, выполненных во время экспедиции «Черный рейс», превосходный образец художественного репортажа (эстимейт 750–950 тысяч фунтов). Полотно неоднократно выставлялось и часто используется в многочисленных публикациях о художнике; оно служит ярким примером того, насколько сильно портреты кисти Яковлева отличаются от обычных документальных этнографических зарисовок. В январе 1925 года участники экспедиции по Африке, организованной французской автомобильной фирмой «Ситроен», достигли города Ялинга, где и была написана «Ауа…». Этот стилизованный портрет раскрывает страсть художника к точнейшему отражению этнографических деталей, его чувственность и человечность. По возвращении в Париж в 1926 году Яковлев выставил картину в галерее Шарпантье и в Лувре; обе выставки пользовались широкой популярностью у парижан. Картина долгое время находилась в частной коллекции инициатора экспедиции Жоржа Мари Хаардта и не выставлялась на торги уже более 40 лет.
Полотно Исаака Левитана (1860–1900) «У кромки воды» (эстимейт 300–500 тысяч фунтов) на протяжении жизни трех поколений находилось в известном частном собрании. Красивые и натуралистические виды иллюстрируют любовь русского народа к необъятным просторам своей родины. Композиционное решение изображения береговой линии притягивает внимание зрителя к тем местам, которые художник обозначил экспрессивными мазками. Иллюзия рассеянного света, придающая картине глубины и создающая эффект перспективы, достигнута благодаря тщательной градации цветовой палитры и способам нанесения краски на холст.
Появление на торгах работы Ивана Айвазовского (1817–1900) «Великая пирамида в Гизе», созданной в 1878 году, это настоящее событие для всего арт-рынка (эстимейт 300–500 тысяч фунтов). Замечательный маринист, Айвазовский снискал себе славу как художник, умеющий, как никто другой, передавать игру света, и это умение интереснейшим образом воплотилось в пейзаже пустыни и изображении величественной пирамиды в Гизе.
Полотно «Парусная шлюпка на фоне кубистического пейзажа» (эстимейт 250–350 тысяч фунтов) было написано Борисом Григорьевым (1886–1939) в начале 1920-х годов, когда художник эмигрировал из Советского Союза во Францию. С 1921 по 1926 год Григорьев каждое лето ездил в тихое провинциальное местечко в Бретани, которую очень любил. Результатом этих поездок стал знаменитый Бретонский цикл. Древняя культура Бретани, памятники ее средневековой архитектуры, чистейший воздух и живописные пейзажи были для художника источником вдохновения и новых идей в области композиции, текстуры и цветовой палитры его работ.
Предакуционный показ пройдет 25–28 ноября 2010 года в Лондоне. Торги состоятся 29 ноября 2010 года.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20101111_christies_rus_anounce.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20101111_christies_rus_anounce.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.