Коррекция цен в высшем сегменте арт-рынка началась
5 и 6 ноября в Нью-Йорке прошли торги произведениями импрессионистов и модернистов Christie’s, результаты которых впечатляющими не назовешь. Было продано много работ, но почти все ушли за суммы, не дотягивающие до нижних границ эстимейтов
5 ноября в Нью-Йорке состоялись аукционы произведений импрессионистов и модернистов из коллекций Риты Хиллман (Rita Hillman) и Элис Лоуренс (Alice Lawrence). Результаты торгов особо не порадовали: они принесли всего 47 миллионов долларов, при эстимейте в 102–149 миллионов. Впрочем, в последние несколько недель такими итогами торгов никого не удивишь. Вспомните аукцион импрессионистов и модернистов Sotheby’s 3 ноября, результаты которого тоже не дотянули до нижней границы эстимейта. Можно сказать, что сейчас у аукционных домов переходный период: эстимейты и резервные цены все еще очень высоки, а вот покупатели уже не готовы расставаться с такими огромными суммами. К аукциону 5 ноября Christie’s начал готовиться летом, когда арт-бум еще шел полным ходом, а сейчас положение на рынке совсем иное. То, что организаторам аукционов придется подстраиваться под сегодняшнюю экономическую ситуацию, уже не вызывает никаких сомнений.
На два аукциона были выставлены 58 произведений искусства. Топ-лотом распродажи коллекции Хиллман должна была быть картина Клода Моне (Claude Monet) «Девочка на скамейке», эстимейт которой составлял 18 миллионов долларов. Но никто не заинтересовался этим полотном. Организаторы аукциона надеялись, что собрание Хиллман принесет 87 миллионов долларов, но результаты оказались удручающими — всего 28 миллионов. Большинство работ было продано намного ниже эстимейтов. Самым дорогим произведением стала загадочная картина Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) «Метафизическая композиция», ушедшая за 6,1 миллиона долларов при нижнем эстимейте в 6 миллионов. У этого полотна очень достойный провенанс: сначала оно принадлежало дилеру художника Полю Гийому (Paul Guillaume), позже его владельцами были некоторые известные художники и писатели, в том числе Поль Элюар (Paul Éluard). Картина де Кирико стала одним из немногих лотов, заинтересовавших сразу нескольких покупателей.
Конечно, на первый взгляд ситуация кажется достаточно устрашающей, но на самом деле все не так плохо. Покупателей на торгах нашел 41 лот из 58 — то есть непроданными остались всего 29 процентов произведений, что в нынешней ситуации весьма неплохо. Многие и вовсе покидали аукционный зал в приподнятом настроении, ведь им удалось прикупить очень симпатичные произведения, да еще и по относительно низкой цене. Выгодных приобретений на Christie’s действительно было много. Например, кому-то удалось купить «Портрет Анри Нока» кисти Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec) всего за 4,45 миллиона долларов, при эстимейте 6 миллионов. Лондонский дилер Либби Хоуи (Libby Howie) приобрела две работы на бумаге: «Три обнаженные женщины» Пабло Пикассо (Pablo Picasso) за 578,5 тысячи долларов (эстимейт 0,7–1 миллион долларов) и «Натурщица» Анри Матисса (Henri Matisse) за 362,5 тысячи (эстимейт 600–900 тысяч). А дилер из Нью-Йорка Дэвид Бенримон (David Benrimon) купил «Натюрморт с корзинкой фруктов» Жоржа Брака (Georges Braque) за 842,5 тысячи долларов (эстимейт 1,2–1,8 миллиона) и «Женщина и птица у солнца» Жоана Миро (Joan Miró) за 2,1 миллиона (эстимейт 2,5–3,5 миллиона). Он также приобрел гуашь «Империя света» Рене Магритта (René Magritte), одно из немногих произведений, превысивших эстимейт. Она оценивалась в 2–3 миллиона долларов, а Бенримон заплатил за нее целых 3,5 миллиона. Это тоже можно назвать выгодной покупкой: по словам дилера, шесть месяцев назад гуашь стоила бы 4 миллиона. Кстати, 3,5 миллиона — рекорд для графических произведений Магритта.
Другие торги были посвящены произведениям из коллекции Элис Лоуренс, и тут все выглядит нехорошо. Работы из ее собрания оценивались в 44–66 миллионов долларов, но принесли всего около 19 миллионов. Главной неудачей торгов стал провал картины Марка Ротко «№ 43 (Лиловый)», оцениваемой в 30 миллионов долларов. Лоуренс купила эту работу на аукционе Sotheby’s в 1988 году, заплатив за нее 1,5 миллиона. Говорят, что одной из причин провала картины стало то, что она темная. Почти все полотна Ротко, приносящие на аукционах десятки миллионов долларов, выполнены в ярких тонах. Среди других произведений, не нашедших покупателя, — картина Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), металлическая скульптура Джона Чемберлена (John Chamberlain) и рисунок Виллема де Кунинга (Willem de Kooning). То, что на произведения из коллекции Лоуренс Christie’s дал гарантию, очевидно, не добавляет аукционному дому хорошего настроения.
6 ноября состоялись еще одни торги произведениями импрессионистов и модернистов. До эстимейта опять не дотянули (146,7 миллиона при предварительной оценке 240,7–337,2 миллиона), но в целом все выглядит лучше. По крайней мере, аукционный дом ничего не потерял на гарантиях. Все шесть лотов, на которые были даны гарантии, нашли покупателей. На торги были выставлены 82 работы, из которых непроданными остались 36. Правда, из тех 46, что все-таки были куплены, 27 принесли суммы, превышающие миллион долларов. «Все еще теплится жизнь на этом рынке», — обнадеживающе сказал глава аукционного дома Эдвард Долман (Edward Dolman) после окончания торгов.
Самым главным успехом аукциона стал шедевр Хуана Гриса (Juan Gris) «Книга, стаканы и трубка», проданный за 20,8 миллиона долларов при эстимейте 12,5–18,5 миллиона. Его купил нью-йоркский дилер Франк Жиро (Franck Giraud). Кризис кризисом, а картины, подобные этой работе Гриса, появляются на аукционах очень редко. За картину боролись несколько покупателей. «Это показывает, что рынок умный, — говорит Жиро, — [несмотря на кризис. — Ред.] редкие вещи хотят приобрести многие. А если вещь не уникальна, то можно подождать, пока она станет дешевле». Полотно «Книга, стаканы и трубка» стало самым дорогим произведением художника, когда-либо проданным на публичных торгах.
Другие сверхдорогие картины, «Этюд к импровизации № 3» Василия Кандинского и «Две фигуры (Мари-Терез и ее сестра за чтением)» были проданы за вполне приличные суммы: первая — за 16,8 миллиона (эстимейт 15–20 миллионов), вторая — за 18 миллионов (эстимейт 18–25 миллионов). А вот «Три идущих человека I» Джакометти принесли всего 11 миллионов, хотя ожидалось, что они уйдут за 14–18 миллионов. Хотя это тоже хорошо: ведь их могли и не купить.
«Очевидно, цены уже изменились, — сказал аукционист Кристофер Бердж (Christopher Burge). — Надо быть совсем глупым, чтобы этого не заметить».
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20081107_christies_november_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20081107_christies_november_results.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.