Третья Московская биеннале современного искусства. Михаил Гробман
ARTinvestment.RU рассказывает о давно живущем в Израиле художнике Михаиле Гробмане — одном из лидеров так называемого второго русского авангарда
С 25 сентября по 25 октября в Москве пройдет Третья международная биеннале современного искусства. В числе ее участников — израильский художник русского происхождения Михаил Гробман, чей новый проект «Метаморфозы коллажа» будет представлен в Московском музее современного искусства на Петровке, 25.
Михаил Яковлевич Гробман является одним из представителей «второго русского авангарда» (термин, введенный в оборот им самим). Он также известен как поэт, публицист и коллекционер. Гробман родился в Москве в 1939 году. С 1956 по 1958 год учился в вечерней школе и работал каменщиком на стройке, где подружился с поэтом Владимиром Гершуни. В 1959 году прошла первая персональная выставка Гробмана — в ленинградском художественном училище имени В. И. Мухиной. Тогда же он начал устраивать в своем доме (в бараке в московских Текстильщиках) экспозиции своих друзей — новых авангардистов.
Термин «второй русский авангард» получил распространение в начале 1990-х годов, а Гробман начал употреблять его еще в 1970-х, в своих статьях и выступлениях. Термин по-прежнему принимается далеко не всеми, но талант и высокие заслуги Гробмана как систематизатора и летописца неофициального послевоенного искусства не подлежат сомнению. Началом второго авангарда, по Гробману, стоит считать 1957 год, когда в Москве в рамках международного фестиваля молодежи и студентов прошла выставка, на которой были представлены произведения современного западного искусства. Знакомство с этим искусством оказало огромное влияние на творчество многих советских художников: некоторые начали подражать западным образцам, для других же идеи европейских и американских коллег оказались лишь катализатором для создания своей собственной, уникальной эстетики. По мнению Гробмана, только последние имеют право называться настоящими авангардистами. Список тех, кто входил в эту группу, насчитывает 39 человек (с этим перечнем можно ознакомиться на форуме ARTinvestment.RU, в теме, посвященной второму русскому авангарду). Окончательно группа оформилась к 1960 году. Западные журналисты называли этих художников «нонконформистами», «диссидентами», «подпольными», «неофициальными» и т. д., но сами они именовали себя «московскими левыми».
Задолго до эмиграции, в Москве, Гробмана отличал высокий интерес к культуре своего народа. В 1965 году, на его второй персональной выставке в московском Доме художника, были представлены произведения на еврейскую тему. В то же время художник делал концептуальные произведения, среди которых — коллаж со Сталиным, который, по словам Иосифа Бакштейна, предвосхитил соц-арт. Этот коллаж считается первым произведением искусства, где использован портрет генералиссимуса. Сейчас работа находится в кельнском музее Людвига. Концептуальные произведения Гробмана экспонировались на его первой зарубежной выставке, которая прошла в 1966 году в чехословацком городе Усть-на-Орлице.
В 1971 году Гробман эмигрировал в Израиль и поселился в Иерусалиме. С собой он увез не только собственные произведения, но и творения друзей-авангардистов (которые он собирал с конца 1950-х), а также внушительных размеров архив. Художника в новом государстве приняли хорошо — через два месяца после приезда была устроена его персональная выставка в Государственном музее искусств Тель-Авива. Но, как признал Гробман, хорошие отношения с израильским художественным истеблишментом не задались: по его словам, большинство тамошних авторов «шли по пятам» Запада, а создавать новое еврейское искусство, о котором мечтал художник, вовсе не стремились.
В Израиле художник заявил о необходимости поиска новых путей в искусстве, никак не связанных с реализмом или концептуализмом. В 1975 году он основал группу «Левиафан» и выпустил первый номер одноименной газеты. В первом манифесте нового объединения говорилось, что три «кита», на которых должен стоять новый национальный стиль — это «примитив» (Агада), «символ» (Каббала) и «буква» (Талмуд). Согласно манифесту, политической базой группы был сионизм, духовной — еврейская мистика. Помимо создания картин и графических произведений, участники «Левиафана» устраивали перформансы и возводили инсталляции (в израильских городах, в Иудейской пустыне и на берегу Мертвого моря).
С 1983 года Михаил Гробман живет и работает в Тель-Авиве. В 1979–1981 годах он выполнил серию иронических работ «Лениниана», посвященных «деструкции мифа о Ленине». Газета «Левиафан» просуществовала не очень долго: вышло всего три номера. В начале 1990-х Гробман и его супруга публиковали газеты «Знак времени» и «Звенья», а в 1993-м увидел свет первый номер журнала «Зеркало», который издается и поныне.
В 2002 году в московском издательстве «НЛО» вышла книга Гробмана «Левиафан. Дневники 1963–1971 годов». Она является незаменимым документом для тех, кого интересует андеграундное искусство той поры. В 2007 году Гробман продал свои уникальные архивы владельцу музея Art4.ru Игорю Маркину.
Произведения Михаила Гробмана находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее искусств (Тель-Авив), Центре Помпиду (Париж) и в других известных собраниях.
Работы Гробмана периодически появляются на израильских аукционах. Cамым дорогим его аукционным произведением является гуашь 1986 года «Посвящение Лене Кац». 6 апреля 2002 года она принесла на тель-авивском Christie’s 2,9 тысячи долларов (без Buyer’s Premium). Но показательным этот результат, конечно же, назвать нельзя.
P.S. Об участниках третьей Московской биеннале современного искусства можно прочитать:
Третья Московская биеннале современного искусства. АЕС+Ф
Третья Московская биеннале современного искусства. Кристиан Марклей
Третья Московская биеннале современного искусства. Юрий Альберт
Третья Московская биеннале современного искусства. Эль Анацуи
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090822_mikhail_grobman.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090822_mikhail_grobman.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.