СВЕШНИКОВ Борис Петрович (1927–1998) Без названия (Пейзаж с березами). 1984
Текущая ставка
27 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
КОЛЯДА Сергей Авксентьевич (1907– 1996) Театр на Таганке. 1977
Текущая ставка
3 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Арка. 1998
Текущая ставка
42 500 RUB
Окончание торгов
16 Ноя. 2018 12:00:00

Климт: очередная реституция
ARTinvestment.RU   01 декабря 2008

Вслед за «Аделью Блох-Бауэр» к законным владельцам может отправиться еще одно полотно великого австрийского мастера, которое сейчас находится в музее австрийского города Линц

Lentos Museum в австрийском городе Линц может вскоре лишиться выдающейся работы Густава Климта (Gustav Klimt). До Второй мировой войны картина принадлежала Аранке Мунк (Aranka Munk), жене богатого промышленника еврейского происхождения. Мунк трагически погибла в концлагере, а полотно Климта, находившееся на ее вилле в Бад Аусзее, было украдено. В 1950-х годах картину купили власти города Линц и поместили ее в музей. Сейчас наследники Аранки Мунк пытаются ее отвоевать.

На картине изображена дочь Аранки Риа Мунк (Ria Munk), которая покончила с собой в 1911 году в возрасте 24 лет. Причиной ее самоубийства стала несчастная любовь. Безутешная мать заказала у знаменитого художника портрет девушки. Климт согласился и написал целых три картины с изображением Рии. Сначала он создал работу «Риа Мунк на смертном одре», но, по словам исследователя провенанса Софи Лилли (Sophie Lillie), картина не очень понравилась Аранке: она нашла ее слишком мрачной. Женщина отдала работу своему другу-скульптору, чьи наследники продали ее после войны. Полотно «попутешествовало» по нескольким коллекциям, побывав даже в собрании знаменитой певицы Барбры Стрейзанд (Barbra Streisand), пока не «осело» в одной из них в 1999 году.

Аранка Мунк попросила Климта написать ее дочь живой. Художник создал полотно, которое позже переработал в портрет безымянной танцовщицы, — наверное, Аранка Мунк опять сочла произведение неудавшимся. И только третий портрет Рии, написанный Климтом, остался у нее дома. Именно эта незаконченная картина (под названием «Портрет Рии Мунк III») теперь экспонируется в Lentos Museum и считается одним из главных его сокровищ. Но как она там оказалась?

В 1938 году Аранка Мунк провела свое последнее лето в Бад Аусзее. Как говорит Софи Лилли, в 1941 году она была вынуждена продать часть своего имущества соседям. А годом позже гестапо захватило все остальное. Нацисты отобрали у Мунк квартиру в Вене, и отправили ее вместе с младшей дочерью в гетто. В октябре 1941 года Аранку отправили в концлагерь Литцманнштадт (город Лодзь на нынешней территории Польши), где она скончалась. Ее дочь отправили в другой «лагерь смерти», Хелмно, где она погибла в сентябре 1942 года.

После 1938 года Аранка больше не возвращалась в свой особняк, но управляющий продолжал присматривать за домом: проветривать комнаты, чинить сломавшиеся вещи и расчищать дорожки в саду от снега. В одном из своих писем Мунк попросила его как следует заботиться о портрете Рии.

Но в 1939 году Аранка перестала платить управляющему. Плотник, работавший у нее дома, предложил управляющему взять что-нибудь в качестве платежа и сказал ему, что самым ценным предметом в особняке является картина Климта. Управляющий пошел посмотреть на произведение, взяв всю свою семью. Дело было в 1942 году. Картину в итоге они не взяли, и через некоторое время ее забрали сотрудники гестапо.

Наследники Аранки Мунк, которых представляет адвокат Альфред Нолль (Alfred Noll), впервые подали иск о возвращении картины еще в 2005 году. Но они так и не смогли доказать, что полотно, выставленное в Lentos Museum, то же самое, что висело в особняке Аранки. Недавно Софи Лилли нашла нового свидетеля — внука того самого управляющего, которому предлагали забрать картину себе. В 1942-м, в возрасте девяти лет, он приходил со своим дедушкой посмотреть на нее. 11 сентября 2008 года внук подписал заявление, в котором он утверждал, что в особняке находилась та же работа, что и в музее. «Мы стояли перед ней и смеялись — не могли поверить, что она такая ценная, — рассказывает он о том, как он впервые увидел картину. — Мы не взяли ее, потому что это было бы воровством. Я и мои родственники еще много лет задавались вопросом, что же с ней стало».

Появление нового свидетеля в корне меняет ситуацию. «Мы знали, что у Аранки Мунк на вилле в Бад Аусзее был портрет ее дочери, но никто не знал, как он выглядел и был ли он тем самым произведением, что висит сейчас в Lentos Museum, — говорит директор музея Стелла Роллиг (Stella Rollig). — Это новое заявление очень важно, но мы еще будем исследовать этот вопрос. Если будут неоспоримые доказательства, то реституция будет осуществлена».

Ценность «Портрета Рии Мунк III» — около 10 миллионов долларов. Кроме этого полотна, в музее есть еще две работы Климта. По словам Альфреда Нолля, музею надо вернуть картину наследникам как можно скорее, ибо в следующем году Линц станет европейской культурной столицей. Будет нехорошо, если все газеты станут писать о том, что город не хочет возвращать законным владельцам картину, украденную нацистами. Линц и так печально известен тем, что является родным городом Адольфа Гитлера. Именно там страшный преступник планировал построить гигантский «музей фюрера», куда свозились бы похищенные его приспешниками шедевры.

Наследниками Аранки Мунк считаются потомки ее сестер. Их очень много, и они «разбросаны по миру» — кто-то живет в Вене, кто-то в США, Великобритании, Бельгии. Наверное, с портретом Рии они поступят так же, как наследники Малевича с переданной им весной «Супрематической композицией»: продадут на аукционе. А может быть, и не на аукционе…

В 2006 году Австрия уже была вынуждена расставаться с полотнами Климта: пять картин были затребованы жительницей Калифорнии Марией Альтманн (Maria Altmann), наследницей Блох-Бауэров — довоенных владельцев работ. В числе возвращенных ей произведений был «Портрет Адели Блох-Бауэр» («Золотая Адель») 1907 года, который она позже продала миллиардеру Рональду С. Лаудеру (Ronald S. Lauder) за рекордную сумму в 135 миллионов долларов. Лаудер, к счастью, не запер работу в каком-нибудь сейфе, а отдал ее своему нью-йоркскому музею Neue Galerie, где ее могут увидеть все желающие.

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru

P.S. По этой теме можно также почитать:
Как нацисты грабили Европу
«Розовая стена» Матисса: конфискация — реституция — наследство — продажа
Наследники жертв нацизма против Федеративной Республики Германии
Институт искусств Миннеаполиса расстался с конфискованной нацистами картиной Леже
В Германии все еще находятся сотни работ, украденных нацистами
Выставка произведений искусства, похищенных нацистами
Густав Климт — № 2 в списке Top-10 мировых художников

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081201_restitution_klimt.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081201_restitution_klimt.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх