Институт искусств Миннеаполиса расстался с конфискованной нацистами картиной Леже
Полотно «Дым над крышами» принадлежало знаменитому дилеру Альфонсу Канну, но было украдено у него гитлеровцами. Для того чтобы установить историю бытования картины, Институту искусств потребовалось 10 лет
Недавно Институт искусств Миннеаполиса (MIA) отдал картину знаменитого авангардиста Фернана Леже (Fernand Léger) наследникам французского арт-дилера Альфонса Канна (Alphonse Kann), у которого ее отобрали нацисты. Полотно находилось в музее почти 50 лет.
Картина «Дым над крышами», которую эксперты оценивают в 2,8 миллиона долларов, была написана в 1911 году, в «кубистический» период творчества художника. В 1961 году ее подарил Институту искусств бизнесмен Патнэм Дэйна Макмиллан (Putnam Dana McMillan), вице-президент компании General Mills. Макмиллан купил полотно в нью-йоркской Buchholz Gallery, не поинтересовавшись провенансом. Более тридцати лет оно спокойно висело на стене музея MIA, пока в 1997 году Институт искусств не получил письмо от наследников Альфонса Канна, которые утверждали, что «Дым над крышами» был конфискован нацистами у их предка.
Конечно же, у экспертов MIA сразу появились сомнения в том, что картина — это именно тот «Дым над крышами», что принадлежал Канну. Ведь Фернан Леже написал как минимум шесть полотен с таким сюжетом. Кроме того, нужно было разобраться в том, действительно ли работа была конфискована. Вполне могло быть и так, что арт-дилер сам ее продал. На выяснение истории бытования картины Институту искусств потребовалось 10 лет.
Альфонс Канн считается одним из главных коллекционеров произведений искусств первой трети XX века. Его богатейшее собрание насчитывало огромное количество произведений Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жоржа Брака (Georges Braque) и импрессионистов. В 1939 году, в начале Второй мировой войны, Канн, еврей по происхождению, бежал в Лондон, оставив большую часть своей коллекции во Франции. В 1940 году Франция была оккупирована нацистами, и сразу началась конфискация произведений искусства у евреев. Захваченные работы перевозили в музей Жё де Пом в центре Парижа. Большинство произведений из коллекции Канна — их список занимает 60 печатных листов — постигла та же участь. Однако «Дым над крышами» Леже не был перевезен в Жё де Пом, а остался в доме Канна. 5 ноября 1942 года контролируемое нацистами французское правительство устроило распродажу вещей из этого дома. Так картина оказалась в парижской Galerie Leiris, которая продала ее в 1949 году нью-йоркской Buchholz Gallery, где два года спустя ее приобрел Макмиллан.
И у Galerie Leiris, и у Buchholz Gallery очень сложные истории. Во время войны Galerie Leiris служила прикрытием для деятельности выдающегося дилера Даниэля-Генри Канвайлера (Daniel-Henry Kahnweiler). Ранее она называлась Galerie Simon. В начале оккупации Канвайлер, тоже еврей по происхождению, был вынужден уехать из Парижа и скрываться. Но его галерея в столице Франции продолжала функционировать, только теперь уже под названием Galerie Leiris. Ее директором стала невестка Канвайлера, чистокровная француженка Луиза Лерис (Louise Leiris), жена знаменитого писателя и арт-критика Мишеля Лериса (Michel Leiris). Что касается Buchholz Gallery, то она была основана в 1930-х годах Куртом Валентином (Curt Valentin), протеже берлинского арт-дилера Карла Буххольца (Karl Buchholz). Буххольц был одним из четырех дилеров, кому во времена нацистского правления разрешалось продавать произведения модернистов. К Курту Валентину очень многие относятся неоднозначно: именно он вывез огромное количество модернистских работ из Европы в США. Однако в гнусных делах нацистов он не участвовал, и Герингу, в отличие от многих немецких арт-дилеров, картины не продавал.
Для того чтобы разузнать все подробности перемещения полотна Леже из коллекции Канна в Америку, эксперты Института искусств Миннеаполиса обращались к специалистам из Парижа и Лондона, переписывались с немецкими чиновниками и изучали архивы в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Вашингтоне.
Коллекция MIA не единственное собрание, в котором были обнаружены произведения, конфискованные нацистами у евреев. Согласно данным нью-йоркской Ассоциации директоров художественных музеев, между 1998 годом и июлем 2006 года 22 экспоната из американских музеев были идентифицированы как «украденное нацистами искусство». Все музеи распорядились этими работами по-разному: кто-то вернул шедевры потомкам их законных владельцев, кто-то заплатил наследникам за то, чтобы произведения остались в их собрании. Не только американские культурные учреждения возвращают работы по реституции: несколько лет назад парижский Центр Помпиду отдал потомкам того же Альфонса Канна картину Жоржа Брака.
Канн умер в 1948 году. Ему удалось вернуть себе многие работы из своего собрания, но некоторые из его произведений все еще «гуляют по миру», ожидая, пока наследники дилера придут и заберут их себе. История Канна вдохновила американских кинематографистов на создание фильма «Поезд» (1964), в котором рассказывалось о нацистах, пытавшихся перевезти сокровища из французских собраний в Германию. В фильме снялись Берт Ланкастер (Burt Lancaster) и Жанна Моро (Jeanne Moreau).
Неизвестно, что теперь будет с картиной «Дым над крышами». Конечно же, в MIA надеялись, что наследники подарят или хотя бы одолжат ее музею, но это оказалось невозможным. Вполне возможно, что полотно скоро появится на каком-нибудь аукционе. На вопрос, собираются ли они покупать картину, директор Института искусств Кейвин Фелдман (Kaywin Feldman) и куратор отдела живописи Патрик Нун (Patrick Noon) ответили, что не собираются. «У нас в коллекции есть еще два очень хороших полотна Леже», — сказал Нун.
Источники:
P.S. По этой теме также можно почитать следующие материалы:
Как нацисты грабили Европу
Наследники жертв нацизма против Федеративной Республики Германии
Выставка произведений искусства, украденных нацистами
В Германии создано агентство, которое изучает провенанс работ, находящихся в публичных собраниях
Наследники продают картину Малевича, полученную по реституции
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081101_mia_fernand_leger.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081101_mia_fernand_leger.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.