В Берлине проходит выставка произведений искусства, украденных нацистами
ARTinvestment.RU   23 сентября 2008

Все работы, которые можно увидеть на этой выставке, в 1930-х и 1940-х годах были отобраны нацистами у евреев, а потом вернулись к законным владельцам в результате реституции

Со времени окончания Второй мировой войны прошло уже больше шестидесяти лет, но раны, которые она нанесла человечеству, не заживают. Читая о Холокосте, люди всех поколений задаются вопросом: как могли вроде бы обычные люди, «такие же, как мы», с таким упоением мучить, предавать, унижать и истреблять себе подобных?.. Жертвами страшных преступлений нацистов стали миллионы людей. Гитлеровцы стремились не только физически уничтожить евреев (а также представителей многих других национальностей), но еще и придушить «еврейско-большевистскую» культуру в зародыше, разрушая ее главные сокровища. Так, ненавидимый фюрером модернизм был объявлен «дегенеративным искусством» — были сожжены бесценные картины Василия Кандинского, Пауля Клее (Paul Klee), Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) и других художников. Но нацисты уничтожали далеко не все: картины старых мастеров отправлялись в собрание Геринга или в музей фюрера в Линце, а работы других художников, например некоторых модернистов, обменивались на более соответствующие «германскому духу» произведения… Преступники отбирали произведения искусства у своих «врагов», в частности у состоятельных еврейских семей. Исследователи утверждают, что гитлеровцы разграбили 20 процентов (пятую часть!) произведений искусства, находящихся в Европе… После войны началась масштабная реституция, которая продолжается и поныне. Сейчас, когда цены на искусство достигают заоблачных высот, все больше находится людей, требующих вернуть им картины, скульптуры и графические произведения, когда-то отобранные нацистами у их предков.

Тема реституции — одна из самых обсуждаемых. Что уж говорить, когда самая дорогая в мире картина — портрет Адели Блох-Бауэр кисти Густава Климта (Gustav Klimt) — произведение, возвращенное владельцу в результате реституции! В 2006 году Мария Альтманн (Maria Altmann), 90-летняя племянница Фердинанда Блох-Бауэра (Ferdinand Bloch-Bauer), у которого нацисты отобрали полотно в 1938 году, отсудила его у Австрии и продала за 135 миллионов долларов миллиардеру Рональду Лаудеру (Ronald Lauder). Лаудер, который является одним из десяти главных собирателей произведений искусства в мире, тратит огромные средства на поиск произведений искусства, конфискованных гитлеровцами. В последние 20 лет реституция приобрела небывалый масштаб: благодаря окончанию холодной войны исследователи получили доступ к архивам в Восточной Европе, и оказалось, что многие произведения, долгое время считавшиеся уничтоженными, на самом деле «живы и здоровы» и ждут, чтобы их нашли…

Многие опасаются, что массовая реституция опустошит музеи. В том же 2006 году немецкий музей группы «Мост» (Die Brücke) лишился одного из главных шедевров: одна из «уличных сцен» Эрнста Людвига Кирхнера была возвращена потомкам владельцев и продана на аукционе Christie’s за 38,1 миллиона долларов. Недавно в Германии было создано агентство, которое изучает провенанс работ, находящихся в публичных собраниях.

Сейчас в Еврейском музее Берлина проходит выставка под названием Raub und Restitution («Ограбление и возвращение»). Все экспонаты до войны принадлежали еврейским коллекционерам, потом были отобраны у них нацистами, а затем вернулись к владельцам или их наследникам. На выставке экспонируются не только украденные картины (в частности, произведения немецких экспрессионистов), но еще и мебель, старинные музыкальные инструменты, фарфоровые фигурки, изделия из серебра и личные фотографии… Там можно увидеть различные документы, рассказывающие о похищении нацистами работ и о судьбах их владельцев. Выставка также рассказывает о тех, кто наживался на краденом искусстве: не только о нацистских организациях, но еще и, например, нечистых на руку арт-дилерах и музеях, с молчаливого одобрения которых совершались преступления. Выставочное пространство оформлено как складское помещение: оформляя его, организаторы выставки использовали фотографии хранилищ, где в 1945 году союзники обнаружили невероятное количество похищенных гитлеровцами шедевров.

Куратор Инка Берц (Inka Bertz) говорит, что идея выставки у них возникла во время дебатов о реституции картины Кирхнера. «К сожалению, разговоры [о реституции. — Ред.] приобрели какой-то антисемитский подтекст, — говорит Рафаэль Гросс (Raphael Gross), директор Еврейского музея Франкфурта, в который потом поедет выставка. — Некоторые люди понимают это как противостояние хороших немецких музеев и плохих евреев-материалистов».

Еще одна новость, касающаяся реституции: недавно на DVD вышел документальный фильм под названием The Rape of Europa («Похищение Европы»), который рассказывает о конфискации нацистами произведений искусства. В прошлом году этот фильм вошел в пятерку самых успешных в США документальных лент. Он рассказывает не только о произведениях, их похищении гитлеровцами и последующей реституции, но еще и о людях, которые, невзирая на опасность, делали все, чтобы спасти шедевры. В фильме говорится, в частности, о так называемых Monuments Men — американских искусствоведах и кураторах, которые во время войны отправились в Европу для того, чтобы защитить памятники культуры и найти спрятанные нацистами произведения искусства. Фильм можно найти в онлайн-магазинах Netflix, Amazon, Barnes and Noble и Borders & Blockbuster, а также на сайте Menemsha Films.

Подробнее о том, как нацисты грабили Европу, можно прочитать здесь.

Источники: juedisches-museum-berlin.de, spiegel.de, artknowledgenews.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх