«Мост» в ГМИИ им. А. С. Пушкина
6 сентября в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открывается выставка, где можно будет увидеть произведения знаменитых немецких экспрессионистов из группы «Мост» – Эрнста Людвига Кирхнера, Эмиля Нольде, Карла Шмидта-Роттлуфа и других
С 6 сентября по 2 ноября 2008 года в ГМИИ имени А. С. Пушкина пройдет выставка «Немецкий экспрессионизм – художники группы “Мост”». На ней будут представлены картины и графика знаменитых экспрессионистов – всего 131 произведение. По словам заместителя директора музея Зинаиды Бонами, ни одно из художественных объединений не было показано в России так полно. Все картины и графические произведения, которые можно будет увидеть на выставке, входят в коллекцию берлинского музея «Мост».
Группу «Мост» (Die Brücke) основали в 1905 году четыре дрезденских студента: Фриц Блейль (Fritz Bleyl), Эрих Хеккель (Erich Heckel), Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) и Карл Шмидт-Роттлуф (Karl Schmidt-Rottluff). Они написали манифест, в котором призывали молодежь объединиться против «устаревших» ценностей, навязываемых им родителями-буржуа. Молодые люди поселились в рабочем квартале Дрездена, где предавались радостям творчества и свободной любви. В своей живописи художники отказались и от подражания классическим образцам, и от сурового реализма, и от модного тогда «югендштиля». Они восхищались безумными яркими красками своих современников – французских фовистов, а также безудержной фантазией великих немецких мастеров прошлого, таких как Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer), Матиас Грюневальд (Matthias Grünewald) и Лукас Кранах-старший (Lucas Cranach the Elder). Художники «Моста» нередко выезжали «на природу», где писали пейзажи, обнаженную натуру, а также портреты друг друга. В 1906 году в группу пришли Эмиль Нольде (Emil Nolde) и Макс Пехштайн (Max Pechstein), а в 1910-м – Отто Мюллер (Otto Müller). Художники внимательно изучали природу, а также восхищались «примитивным» искусством.
Яркие цвета и угловатые формы живописи молодых экспрессионистов вызывали неприязнь у «буржуазных» критиков, обзывавших художников «Моста» сумасшедшими дикарями. Но некоторые искусствоведы увидели в картинах и гравюрах Кирхнера, Нольде и других признаки особого «немецкого» стиля и подняли их на щит как «носителей истинно германского духа». Около 1900 года в искусствоведении появилась концепция «национального стиля». Известные историки искусства, такие как Хайнрих Вельффлин (Heinrich Wölfflin) и Вильгельм Воррингер (Wilhelm Worringer) пытались объяснить особенности письма художников их «расовыми особенностями». По мнению Воррингера, живопись экспрессионистов, так же как немецкая готика и даже орнаменты древних германских племен, выражала «артистическую волю» немецкой души. Именно их угловатые, хаотические и органические формы лучше всего выражали бурные процессы, происходящие в душе настоящего германца.
Подъем национализма, который переживала Германия накануне Первой мировой войны, сыграл «на руку» художникам из группы «Мост». После войны они стали очень популярными. Живопись «Моста» стала «лицом» декадентской Веймарской республики. Когда мы говорим «Веймарская республика», сразу представляем себе «уличные сцены» Кирхнера, с их шикарно одетыми дамами полусвета и безликими мужчинами в темных костюмах. Однако с приходом нацистов «дикарская» живопись экспрессионистов получила клеймо «дегенеративного искусства». Кто-то пытался защитить художников «Моста», вспоминая идеи Воррингера об «истинно германском» искусстве, но большинство нацистов отвергали их творчество, называя его «негритянским». Положил всему конец Гитлер, ненавидевший Веймарскую республику и модернистское искусство.
Уничтожение нацистами модернизма в Германии – одна из самых грустных страниц истории искусства. Множество судеб было покалечено в те страшные годы. Приспешники Гитлера отправляли в концлагеря многих «расово неблагонадежных» художников. Они также закрывали самые передовые учебные заведения (в частности, знаменитый институт Bauhaus) и уничтожали множество произведений, созданных самыми талантливыми мастерами авангарда начала XX века. Живопись художников «Моста», а также таких художников, как Василий Кандинский, Пауль Клее (Paul Klee) и многих других, получила клеймо Entartete kunst (дегенеративное искусство). Не выдержав травли, основатель «Моста» Эрнст Людвиг Кирхнер покончил жизнь самоубийством.
После войны знаменитых модернистов, конечно же, реабилитировали. Живопись участников группы «Мост» снова стала популярной, их картины приобретали видные немецкие политики, а на выставки этих художников приходило множество любителей искусства. В 1967 году по инициативе члена группы Карла Шмидта-Роттлуфа в Берлине был создан музей «Мост». Художник передал туда более 70 своих картин. Музей стал одной из главных достопримечательностей Берлина.
Вместе с тем, в послевоенные годы молодые немецкие художники, особенно в ФРГ, не очень любили немецких экспрессионистов. Тогда «в фаворе» была абстракция. Однако в конце 1970-х – начале 1980-х молодежь, уставшая от концептуализма и минимализма, вернулась к фигуративному искусству. Одной из главных «моделей для подражания» был избран немецкий экспрессионизм. К неоэкспрессионистам относят итальянских трансавангардистов, немецких «новых диких», а также таких художников, как Марлен Дюма (Marlene Dumas), Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat), Кристофер Лебрен (Christopher Le Brun) и других. Манера письма многих из этих творцов напоминает творчество художников «Моста», но это не единственное, что неоэкспрессионисты унаследовали от экспрессионистов начала века. Картины и старых, и новых экспрессионистов очень «темные» и мрачные. В начале творческого пути художники «Моста» восхищались фовистами, но потом перестали – живопись представителей фовизма была слишком «радостной». Экспрессионизм – он везде экспрессионизм: его миссия – раскрывать темные стороны человеческой души.
О выходе произведений экспрессионистов на международный арт-рынок можно прочитать здесь.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080901_german_ekspressionisty.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080901_german_ekspressionisty.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.