Открыт XVI аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
ARTinvestment.RU   20 мая 2020

В каталоге: Даша Делоне, Наталия Жерновская, Марина Зенчева, Юрий Изосимов, Юлия Картошкина, Дмитрий Кедрин, Игорь Кислицын, Сергей Смуров, Юрий Хоровский, Юрий Шабельников

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

Каталог AI Аукциона № 322 и XVI аукциона «XXI век».

Лоты XVI кураторского аукциона «XXI век. Современное искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.

В составе аукциона 10 лотов — семь живописных работ, и по одному лоту представляют графику, скульптуру и смешанную технику.

Открывает каталог раздел, в котором собраны женские образы.

Даша Делоне. Беременная с цветами. 2019

«Пространство картин Даши Делоне приглашает зрителя в мир личного воображения и культурных архетипов», — писал о творчестве художницы критик Александр Панов. Женский образ на картине Даши Делоне вначале уводит наше воображение к Венерам палеолита. Древние люди видели в архаичных женских статуэтках воплощение сил природы, плодородия, продолжения рода, и древние скульпторы — от Пиренеев до озера Байкал — подчеркивали в них соответствующие черты, изображая беременными или с большими животами, большой грудью. Черты лица палеолитических красавиц значения не имели.

Следующий шаг навеян библейским мотивом Благовещения, который символизирует на картине букет цветов (самостоятельное творчество Даши Делоне начиналось со «средневековой русской книжности, миниатюр и реставрации средневековых церквей»). И шаг третий — лицо нашей современницы, красивой женщины, взгляд которой устремлен в себя, к новой жизни, что развивается внутри нее. Художница как будто замыкает круг женственности, проведя зрителя по самым важным его вехам — от новой жизни к новой жизни.

Дмитрий Кедрин. Ночное окно. Из серии «Pin-Up». 2007

«Иная встреча, эпизод вдруг останется навечно в памяти. Благодаря случайной беседе, общей гармонии, настроению. Или — ночному окну, за которым февральская мгла, огни дома напротив, редкие авто. И понимаешь, глядя в него, что второй встречи не будет, что так должно, и запоминаешь жадно каждую секунду быстрого ночного времени» (Дмитрий Кедрин о картине «Ночное окно»).

О чем думает эта женщина со спокойным лицом и грустными глазами? Почему несколько секунд быстрого ночного времени так привлекли художника? Может быть, потому, что он почувствовал внутреннюю свободу и спокойствие, исходящее от ее фигуры: она не торопится, никуда не бежит, не боится опоздать, не следит за выражением своего лица. Она просто сидит у февральского окна, сцепив руки на коленях, и смотрит в темный вечер, может быть, на огни дома напротив, может, на редкие авто.

Сергей Смуров. Лежащая. 1999

«Как Природа за миллионы лет создавала свои красивейшие ландшафты и уголки нашей планеты, так и Художник, пропуская через свою душу современный мир, накопленный опыт предыдущих поколений художников и природную красоту, при помощи формы, пространства и пластики, создает свой внутренний глубоко индивидуальный мир» (Сергей Смуров). В этом внутреннем мире женский образ «Лежащей» существует гармонично и свободно. Пожалуй, мы здесь видим отголосок той же вневременной идеи вечной женственности, с которой встретились выше.

«Для меня главным в скульптуре является архитектоническая конструкция человеческого тела. Скульптура напрямую происходит от формы человеческого тела, будь то кикладский идол, архаический курос или модернистский тотем. Я всегда стремлюсь к обобщению и абстрагированию, метафоричности, монументальности образа» (Сергей Смуров).

Юрий Хоровский. Подруги. 2019

Выше мы увидели женские образы, чья абсолютная свобода воплотилась в покое или во внутренней сосредоточенности. Совсем иная картина предстает нам на живописном полотне Юрия Хоровского. Женские фигуры на пляже свободны и потому — экспрессивны и динамичны. Им явно тесно в рамках полотна, их позы изломанны, они все — движение, они — громкий смех, а не тихая улыбка. Хоровский родился на юге, в Гагаузии, он естественно существует в солнечном свете и ярких красках.

«Хоровский-живописец никогда не изменял своей приверженности к фигуративному воспроизведению действительности, но работы его всегда отличались едким сарказмом и тихим издевательством над изучаемой темой. Брутальность мясистых фигур и экзотические сочетания красок вызывали недоумение, уважение, а иногда, как это случилось с группой уважаемых работников Третьяковской галереи, — испуг перед “мощным потоком отрицательной энергии”» (azbuka.gif.ru). О знаке энергии, пожалуй, можно поспорить, но мощный ее поток не просто чувствуется, а почти осязаем.

Следующий раздел каталога — образы мужские. Героические.

Юрий Шабельников. Всевидящее око. Из серии «Эзотерический футбол». 2006

«Переполняющие мистическую душу переживания издавна находили себе выражение в ритуалах, имеющих форму “игр и забав”. Древние Олимпийские игры были настоящими священнодействиями, а присутствие жрецов придавало им характер настоящих служений Высшим силам… В начале двадцать первого века мы замечаем, что художников снова потянуло к завораживающим магическим действам, и хочется опять восхититься тайными заклинаниями и многозначительными знаками, и спускаться в подземелья и там разглядывать загадочные объекты или наблюдать за экстатическими акциями новых шаманов…

Юрий Шабельников увидел под этим углом зрения игру в футбол. Даже в вульгаризованном современном варианте футбол сохранил отголоски ритуальной священной игры с богами — покровителями мужества, победы, успеха, а прежде всего с теми, кто связан с непознаваемым и полновластным Случаем… Мраморный шар, совершеннейшая Платонова форма, являет собой некое Слово священного обряда, и только чудо веры позволит принять такой «мяч» на грудь или остановить его ногой, или послать его в ворота головой (не получив притом тяжелейшей травмы). Наверняка древние индейцы, первооткрыватели священной игры, запретили касаться мяча рукой по глубоко религиозным соображениям. Руки людей осквернены убийством себе подобных и нанесением вреда всем живым существам. Играя священным мячом без участия рук, то есть адресуя наши моленные послания подлинным Повелителям мира, футболисты, возможно, отчасти искупают грех кровопролития, а искупление и есть главная забота всякой религии» (Александр Якимович, «Сакральная игра», litfund.ru).

Игорь Кислицын. Последний герой. 2001

Ты уходишь туда, куда не хочешь идти,
Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждет!
(«Кино». Доброе утро, последний герой)

И был пробит последний лед.
И путь открыт, осталось лишь идти вперед.
И тут ты встал, не сделал шаг,
Открытый путь страшнее был, чем лютый враг и вечный лед.
(«Машина времени». Барьер)

На картине Игоря Кислицына обнаженная мужская фигура, своеобразное современное воплощение архетипа героя-победителя, остановилась перед узким проходом, в конце которого — Свет. Он победил. Выжил. Но остался один. Что это — страх свободного пути? Вряд ли. Скорее, это миг (секунда, минута, час?) сосредоточения перед новой реальностью, время освобождения от всего лишнего у портала в Свет.

«Последний герой — это тот, кто, пройдя через триумфальную инициатическую смерть, восходит на новую ступень Духа. Он, подобно легендарному Фениксу, возрождается прямо из расплавленной магмы заново созидаемой Земли. Он застигнут в его становлении, он скульптурно объемен посреди стихии укрощенного хаоса, золотисто жаркий, охристо-огненный колорит подобен остывающей лаве. Последний герой — это парадоксальный победитель Ветхого и представитель Нового» (Вера Родина).

Наталья Жерновская. Электрозавод. Из серии «Метро. Станция “Электрозаводская”». 2015

И вот третья работа в разделе мужских образов. Наталья Жерновская представляет авторскую интерпретацию фрагмента одного из мраморных барельефов, украшающих пилоны центрального зала станции метро «Электрозаводская». Барельефы, посвященные теме труда, создал скульптор Г. И. Мотовилов. Сейчас на станции их 12, на них изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д. На рисунке Натальи Жерновской мы видим мотив барельефа с изображением тракториста и рабочего с лопатой, то есть работников села.

Жерновская максимально приближает свой рисунок к барельефу, но не копирует его. Так же, как и в скульптурном изображении, она очень хорошо прорабатывает фигуры, но вносит в композицию и самостоятельные черты. Интересен нежный, размытый колорит работы: очевидно, художница пыталась максимально приблизиться к цвету светлого прохоро-баландинского мрамора, из которого исполнен барельеф.

Следующий раздел, в котором оказалась только одна работа, представляет анималистику с элементами натюрморта.

Юлия Картошкина. Обезьяна с фруктами. 2019

Так бывает на больших выставках, когда среди обилия работ одна картина или рисунок останавливают взгляд своей чистотой, теплом и какой-то особой искренностью.

Холст Юлии Картошкиной написан чистыми, яркими красками и привлекает внимание, пожалуй, простотой и открытостью. Художница искренне радуется своей работе, краскам, окружающему миру, и эта радость передается зрителю. Не зря коллекционер Александр Флоренский сказал о ее картинах столь же просто и незатейливо: они «прекрасны и удивительны, их скорее нужно покупать и вешать на стену» (irin-krainov1.livejournal.com).

Завершаем рассказ о современном искусстве на XVI аукционе «XXI век» двумя абстрактными композициями.

Марина Зенчева. Две стихии. 1992

Марина Зенчева окончила Московский текстильный институт по специальности «прикладное искусство». Может быть, поэтому композиция «Две стихии» напоминает великолепный гобелен или даже пэчворк. Художница виртуозно работает с цветом, соединяет на одном холсте чистые локальные цвета и фрагменты, выполненные дриппингом, — так же, как в пэчворке она соединила бы фрагменты разных тканей сложной формы.

«Две стихии» — это не чистая абстракция, вполне можно вообразить в ней фигуративные элементы. «Творческой задачей было передать эмоциональный мир мужчины и женщины, — пишет художница. — Это не физическое: но такое живое и действующее. Это след общения в пространстве».

Юрий Изосимов. Полная луна. 2018

Называть композицию Юрия Изосимова «Полная луна» абстрактным пейзажем, изображением только лишь небесного тела было бы слишком прямолинейно и вообще неправильно. Холст Юрия Изосимова как будто представляет нам художественный образ всего того, что в нашем сознании ассоциируется с полнолунием: множества мифов, предрассудков, влияний на природу и человека. Плавные линии и углы, своеобразный сложный и неяркий колорит дают простор фантазии зрителя.

«Изосимов доверяет рисунку более значительное содержание. К линии художник прибавляет еще и скульптурную объемность. Он словно высекает на холстах смысловое ядро реальных предметов. Художник часто отказывается от натурной узнаваемости и переходит к чистой беспредметности супрематического толка. Однако приверженность почве, земле не позволяет ему полностью оторваться от реальности. Отсюда аллегоризм его работ, но особого характера — знаковый, высокой степени символической концентрации» (di.mmoma.ru).

Желаем удачи на XVI аукционе «XXI век. Современное искусство»!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200520_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200520_auctionAI.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх