Рынок русского искусства. Некоторые открытия на кончике пера
ARTinvestment.RU   27 марта 2012

Опираясь на собственную, самую крупную, базу по сегменту русского искусства ARTinvestment.RU делится результатами своих замеров аукционного рынка и отдельно — предположениями по объему галерейного рынка России

В то, что нельзя проверить, легко поверить. Например, достоверно неизвестно, из какого доклада происходит фраза «Объем антикварного рынка в России, по оценкам экспертов, составляет порядка 700 млн — 1 млрд. долл. в год». Интернет-поиск свидетельствует разве что о том, что появилось это утверждение несколько лет назад. Да так полюбилось, что с тех пор кочует по публикациям. Миллиард — это внушительно. Цифра солидная. Впрочем, почему бы не проверить?

Стоит признать, что совсем уж точно померить весь рынок невозможно. Те же галерейные продажи не публичны, частные сделки зачастую носят «серый» характер. Единственный сегмент, который можно оценить хоть сколько-то объективно, — это аукционный. С него и начнем.

При замерах аукционного рынка ARTinvestment.RU опирался на собственную базу данных аукционных результатов — самую крупную по сегменту русского искусства. В нее попадают результаты по живописи, графике, тиражной графике (только подписанной и/или нумерованной), скульптуре, авторской фотографии. AI не ведет статистику по букинистике, автографам, орденам и медалям, иконам, ненумерованной и неподписанной тиражной графике, мебели, коврам и пр., которые вместе составляют внушительную долю товара на аукционном рынке. Впрочем, уже этого набора первичных знаний об аукционных реалиях вполне хватает для того, чтобы сделать ряд открытий на кончике пера. Точнее, в таблице «Экселя».

Остается оговориться, что для простоты мы также решили пренебречь делением рынка на антикварную и современную часть. Сегодня можно сказать, что аукционный сегмент почти весь антикварный. Независимо от симпатий авторов, доля современного искусства в структуре русских торгов пока, к сожалению, настолько мала, что не может оказывать заметного влияния на статистический результат.

Ну, а теперь пришло время поставить первые вопросы.

Во сколько можно оценить годовой объем аукционного рынка русского искусства в России и за рубежом?

Согласно статистике AI, объем аукционных продаж в сегменте русского искусства (в России и за рубежом) в 2011 году составил почти 15,5 тысячи произведений, включая проданные и непроданные. А кассовые сборы за год составили 422 миллиона долларов. Годом ранее оборот аукционного рынка русского искусства составил 526 миллионов долларов (при том, что год не был щедр на индивидуальные рекорды), а на торги было выставлено 14,6 тысячи лотов, т. е. количество работ двух лет сопоставимо. При этом важно понимать, что в итоговой аукционной статистике учитывается все вместе — от недорогой тиражной графики до многомиллионных результатов Ротко, Шагала и др. И каждый из подобных «тяжеловесов», входящих в орбиту русского искусства, потенциально способен с одной лишь продажи добавить 5–10 процентов к объему всего рынка.

Как объем российского аукционного рынка соотносится с мировым?

По оценкам аналитического ресурса artprice.com, общий мировой аукционный оборот в 2011 году составил 11,5 миллиарда долларов. Включая Китай, Америку, Европу, Россию — всех. Получается, что годовой объем аукционного рынка русского искусства (включая российские и зарубежные продажи) составляет около 3,6 % от общемирового.

Каковы годовые кассовые сборы аукционов Москвы и Санкт-Петербурга?

По итогам 2011 года аукционы Москвы и Санкт-Петербурга продали около 5 тысяч произведений живописи и графики на общую сумму более 13 миллионов долларов. Напомню, что в свою статистику AI не включает целый ряд позиций — ордена и пр., при том, что их рынки очень активные и емкие, там крутятся большие деньги, а стоимость отдельных лотов может достигать десятков миллионов рублей.

Кому из русских художников принадлежит наибольшее количество работ, проданных в 2011 году?

Навскидку, наверное, многие решат, что рекордсменом стал Давид Бурлюк. И надо сказать, не сильно ошибутся. На самом деле рейтинг по количеству предлагаемых на аукционах работ в 2011 году возглавляет, конечно же, Марк Шагал. С огромным отрывом. Феномен международного масштаба, Шагал и в мировых рейтинга по аукционному обороту почти всегда находится на верхних строчках. Значительную долю в этом обороте занимает его многочисленная тиражная графика, и такой результат предсказуем. Признаться, неожиданностью было увидеть в числе лидеров по числу предлагаемых к продаже работ Александра Бенуа (205 лотов). Но на поверку эта статистика как раз имеет вполне прозаичное объяснение. Дело в том, что именно в 2011 году прошла распродажа большой коллекции работ Бенуа на Sotheby’s. Та сессия неожиданно вошла в историю — были проданы все 127 лотов (редчайший случай в практике торгов), а проведшему ее лорду Полтимору были торжественно вручены белые перчатки — исторический символ благодарности аукционисту за 100%-й результат.

А вообще традиционно в верхней части рейтинга самых продаваемых авторов из года в год доминируют художники русского зарубежья — «граф абстракционизма» Андрей Ланской, «полутораглазый стрелец» Давид Бурлюк, поныне современная Соня Делоне, абстракционист Серж Полякофф, Моисей Кислинг и «русский импрессионист» Константин Коровин. Есть в первой двадцатке и наши шестидесятники — Михаил Шемякин и Анатолий Зверев. В последнем случае уместно вспомнить, что количественная статистика считается по валу и в ней (в отличие от расчета индексов ARTIMX) не учитывается подлинность работ. Поэтому, не станет удивительным, если заметная часть из 126 проданных в прошлом году лотов Зверева будет вполне заслуживать красных индикаторов высокого инвестиционного риска.

Казалось бы, зачем вообще считать оборот в лотах? Много картин художника на аукционах — это разве хорошо? Поясним. Дело в том, что количественные продажи имеют значение для оценки рыночного статуса художника — его ликвидности. Это лишь постороннему человеку кажется очевидным, что чем меньше работ на рынке, тем выше инвестиционные перспективы (дескать, цена товара определяется его редкостью). А на рынке искусства это работает не совсем так. Рынку важно, чтобы был «оборотный материал» — чтобы было чем торговать и была большая аудитория коллекционеров, согласная это покупать. Если в год на торгах появляется по одной работе конкретного художника, то это чаще работает в минус с точки зрения инвестиционного потенциала и ценового прогнозирования. Если это, конечно, не уникальная фигура ранга Малевича, произведения которого появляются на рынке крайне редко, но могут стоить сколь угодно дорого.

На каких аукционах в 2011 году чаще всего ставились рекорды на произведения русского искусства?

В первой пятерке топовых продаж прошлого года лишь рекорд Николя де Сталя (9,4 миллиона долларов) был установлен на парижской площадке, в рамках аукциона ArtCurial. Все остальные рекорды — это достижения Christie’s и Sotheby’s, причем установленные в Нью-Йорке, а не в Лондоне. В целом первые 30 позиций рейтинга самых дорогих работ сегмента русского искусства — это безраздельное царство заморских Christie’s и Sotheby’s. Помимо Artcurial, в эту тридцатку вклинился только Bonhams с двумя работами Поленова и еще Macdougall с дорогим портретом работы Кустодиева. И лишь на 63-м месте в списке топовых продаж появляется наш российский питерский аукцион «Русские сезоны» с «Богиней вод» Маковского — самой дорогой аукционной работой 2011 года. Напомним, что с рейтингом самых дорогих картин, проданных на аукционах в России, можно ознакомиться здесь.

Можно ли предположить объем российского галерейного рынка?

Знание объема аукционного оборота в России нам для этого мало поможет, прозрачной взаимосвязи тут нет. И все же оценить галерейные продажи попробовать можно. Пускай и очень грубо. Известно, что сильная по российским меркам антикварная галерея в год может продавать в среднем на 1,5 миллиона долларов. Кто-то заметно лучше, кто-то хуже. Есть гранды, способные сделать более 10 миллионов оборота в год. Но в среднем примерно 1,5 миллиона. Сколько галерей можно отнести к сильным? По нашим оценкам, около 30. Плюс есть еще столько же галерей, уступающих грандам, но выделяющихся довольно высоким классом. Вспомним, к примеру, что на прошедшем антикварном салоне центральная VIP-зона насчитывала 62 стенда. Остальная масса малых галерей вряд ли прибавит более 10–20 процентов к общему обороту. Плюс сделаем определенный запас на дорогие частные сделки. В итоге получится, что при всем волюнтаризме наших допущений можно предположить, что годовой оборот галерейного рынка в России может составлять около 75–100 миллионов долларов.

Зачем вообще измерять русский аукционный рынок?

Что проку от понимания существующих границ рынка? Поле практического применения этой цифры действительно не слишком велико. Но она позволяет трезво взглянуть на вещи, избавится от определенных иллюзий и принять абсурдность отдельных сравнений. По меньшей мере не лишним будет понимать, что общемировой аукционный сегмент русского искусства, даже с поправкой на потенциальную «неучтенку» и все погрешности, — это очень приблизительно 460–580 миллионов долларов в год. О миллиардах речи вообще нет, хотя именно в аукционном сегменте сосредоточена значительная часть дорогостоящих шедевров. Точно так же можно предположить, что коль скоро в год на аукционах из 15 тысяч выставляемых русских произведений живописи и графики своего покупателя находит около половины, то счет собирателей не идет на десятки тысяч. Скорее можно предположить, что рынок русского искусства в мировом масштабе опирается примерно на 3 тысячи регулярно покупающих коллекционеров.

И совершенно очевидно, что круг их расширяется. Так, неожиданно удачный XXXII Антикварный салон, прошедший в начале марта, по отзывам галерей-участников, привлек наконец-то «новые лица» — покупателей, которые раньше не приобретали искусство. К слову, активизацию покупателей (новых и старых) галереи фиксируют с самого начала 2012 года, особенно это стало заметно в феврале. И наконец, еще одна позитивная примета того, что количество коллекционеров русского искусства объективно растет, — все сильнее уплотняющийся график аукционов в Москве. Несколько последних индикативных торгов по живописи и графике показали хороший процент продаж — более 50 % — выше средних значений прошлого года. Так что есть шанс, что «математика» текущего года нас порадует еще больше.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20120327_update.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20120327_update.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх