Современное мировое искусство: деньги, события, тренды
Херст и Кунс, китайский арт-бум, подъем индийского и иранского искусства, самые успешные современные художники и аукционные дома… все тенденции рынка современного искусства в ежегоднике Artprice
В Париже проходит ярмарка современного искусства FIAC (Foire Internationale d’Art Contemporain), на которой желающие могут получить ежегодник, издаваемый аналитическим ресурсом Arprice при поддержке страховой компании Axa Art. В этом ежегоднике анализируются основные тенденции рынка современного искусства (contemporary art).
Стоит уточнить, что «современными» художниками, по условию составителей, считаются те, кто родился после 1945 года. Эта классификация включает в себя и ныне живущих, и уже умерших художников: главное — год рождения. Например, Жан-Мишель Баскиа (Jean-Michel Basquiat), родившийся в 1960 году и умерший в 1988-м, относится к категории современных художников, а ныне здравствующий Герхард Рихтер (Gerhard Richter), появившийся на свет в 1932 году, считается «послевоенным». Что и правильно.
Какие выводы делают составители сборника? Основная тенденция прошедших лет понятна: движение арт-мира к многополярности (прям как в политике). Более 50 лет на рынке доминировали США и Великобритания, но сейчас их теснят Китай, Индия, страны бывшего СНГ и Ближнего Востока. Впрочем, художник, чьи произведения приносят наибольшие суммы на аукционах, — все-таки американец. Это, конечно же, Джефф Кунс (Jeff Koons). Artprice.com составил список работ, показавших наилучшие результаты на торгах с 1 июля 2007 года по 30 июня 2008-го. Тут важно обратить внимание, что на сегодняшний день рейтинг следует рассматривать с некоторыми оговорками, ибо в нем не учитываются аукционные результаты творений Дэмиена Херста (Damien Hirst). Все дело в том, что две самые дорогие работы Херста — «Сонная весна» и «Золотой телец» — были проданы в июне 2007 года и сентябре 2008-го соответственно, поэтому они не укладываются во «временные рамки» для данного сборника. Скорее всего, «Золотой телец» займет высокое место в рейтинге уже следующего года. Итак, что получается по состоянию на конец июня 2008 года.
Самые дорогие работы современных художников, проданные на публичных торгах в период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2008 года
1. Джефф Кунс. «Цветок из воздушного шарика (Пурпур)». Аукционная цена: 11,5 миллиона фунтов (14,5 миллиона евро). Christie’s. Лондон. 30 июня 2008 года.
2. Джефф Кунс. «Подвесное сердце (Пурпур/золото)». Аукционная цена: 21 миллион долларов (14,4 миллиона евро). Sotheby’s. Нью-Йорк. 14 ноября 2007 года.
3. Такаси Мураками (Takashi Murakami). «Мой одинокий ковбой». Аукционная цена: 13,5 миллиона долларов (8,7 миллионов евро). Sotheby’s. Нью-Йорк. 14 мая 2008 года.
4. Джефф Кунс. «Бриллиант (голубой)». Аукционная цена: 10,5 миллиона долларов (7,18 миллиона евро). Christie’s. Нью-Йорк. 13 ноября 2007 года.
5. Джефф Кунс. «Новые пылесосы Hoover Convertible, новые пылесосы Shelton Wet/Dry, 5 галлонов, двухэтажная конструкция». Аукционная цена: 10,5 миллиона долларов (6,79 миллиона евро). Christie’s. Нью-Йорк. 13 мая 2008 года.
6. Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang). «Без названия». Аукционная цена: 66 миллионов гонконгских долларов (5,7 миллиона евро). Christie’s. Гонконг. 25 ноября 2007 года.
Седьмое место в списке отдано работе Джеффа Кунса «Майкл Джексон и шимпанзе Бабблз», проданной за 5,1 миллиона долларов (5,7 миллиона евро) на Sotheby’s в Нью-Йорке 15 мая 2001 года. Но никаких сообщений о последующих продажах этой вещи на artprice.com не содержится, поэтому ее место в рейтинге вызывает некоторые сомнения… Может, ошиблись?
8. Цзэн Фаньчжи (Zeng Fanzhi). «№ 6 из серии “Маска”». Аукционная цена: 67 миллионов гонконгских долларов (5,4 миллиона евро). Christie’s. Гонконг. 24 мая 2008 года.
9. Джефф Кунс. «Обнаженные». Аукционная цена: 8 миллионов долларов (5,1 миллиона евро). Sotheby’s. Нью-Йорк. 14 мая 2008 года.
10. Лю Сяодон (Liu Xiaodong). «Очаг № 1». Аукционная цена: 51 миллион юаней (4,66 миллиона евро). China Guardian Auctions. Пекин. 28 апреля 2008 года.
В общем, Кунс и три азиата. Стоит отметить, что первые четыре позиции в рейтинге занимают скульптуры, пятое — инсталляция, шестое — загадочные рисунки, созданные с помощью пороха, и только восьмое — «традиционная» картина маслом на холсте. Но это совершенно не значит, что живопись сейчас не в фаворе: напротив, в последнее время она переживает настоящий ренессанс. Здесь бал правят китайцы: в списке десяти самых котирующихся на рынке живописцев им принадлежат по меньшей мере семь позиций!
За 17 лет (с июня 1991 года по июнь 2008-го) ценовой индекс современного искусства поднялся на 132 процента, что примерно в пять раз выше, чем в остальных сегментах арт-рынка (произведения старых мастеров, искусство XIX века, модернизм и послевоенное искусство). За последние 12 месяцев индекс вырос на 12,5 процента, но ввиду мрачной ситуации в мировой экономике вполне возможно, что скоро на рынке начнется коррекция. Этим летом индекс потребительского доверия у игроков рынка современного искусства впервые за долгое время пополз вниз. Недавно в Лондоне состоялись аукционы Sotheby’s, Christie’s и Phillips de Pury, прошедшие не очень удачно, что вызвало тревогу у тех, кто делает ставку на постоянный рост.
Тем не менее 2008 год можно считать удачным для рынка современного искусства. За год (с лета 2007 года по лето 2008-го) были установлены персональные рекорды как минимум для 1760 авторов, родившихся после 1945 года. 28 рекордов — цены, перешагнувшие отметку в миллион долларов. Из этих рекордов 10 — китайские. Благодаря сумасшедшим ценам аукционным домам удалось продать произведений искусства на 980 миллионов евро, что на 50 процентов выше, чем в прошлом году, — при том что количество транзакций осталось прежним.
Как уже было сказано, самые модные произведения искусства — это скульптуры. Скульптура переживает невиданный аукционный бум. В 2007 году только 14 трехмерных работ принесли суммы, превышающие миллион долларов, а за первые шесть месяцев 2008-го таких дорогих скульптур стало уже 18. Согласно подсчетам Artprice.com, в 2006–2007 годах скульптура занимала всего 12 процентов арт-рынка, а в 2007–2008 годах — уже 18 процентов. Авторы самых известных скульптур — Херст, Кунс и Мураками — не прикладывают руку к созданию своих творений: они только изобретают концепции, а всю «черную работу» выполняют ассистенты. Поэтому им отлично удается «наводнить» своими работами рынок. Гораздо реже на аукционах появляются скульптуры Маурицио Каттелана (Maurizio Cattelan), Роберта Гобера (Robert Gober) и Аниша Капура (Anish Kapoor), которые, впрочем, тоже котируются очень высоко.
А вот рынок живописи заполонили китайские художники. В прошлом году объем рынка современного искусства из Поднебесной составил 105 миллионов евро, а в период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2008-го он дорос до 178 миллионов, увеличившись на 69,5 процента. Для сравнения: рынок современного искусства в Соединенных Штатах вырос всего на 26 процентов. Число китайских художников, за чьи произведения покупатели были готовы отдать более миллиона долларов, выросло с шести до восемнадцати. В 2003–2004 годах суммарная стоимость произведений самых популярных китайских авторов составляла около 1 миллиона евро, а за последние 12 месяцев она увеличилась до 315 миллионов! Самыми впечатляющими стали результаты, показанные тремя художниками, суммарная стоимость работ каждого из которых составила около 30 миллионов евро.
Итак, главные «звезды аукционов» родом из Поднебесной — Цзэн Фаньчжи, Чжан Сяоган (Zhang Xiaogang) и Юэ Миньцзюнь (Yue Minjun). Все они занимаются живописью. Картины их весьма похожи, поэтому можно говорить, что самыми модными и дорогими полотнами являются те, на которых изображено множество одинаковых лиц. Только у Чжана Сяогана эти лица тонкие, красивые и грустные, у Цзэна Фаньчжи они закрыты одинаковыми смеющимися масками, а у Юэ Миньцзюня они похожи на самого художника, заходящегося в хохоте.
За последние 12 месяцев цены на работы китайских художников выросли на 25,4 процента, а за последние 10 лет — на 1 050 процентов. Вместе с ценами, однако, увеличилось и количество непроданных произведений. Это свидетельствует о том, что покупатели стали тщательнее выбирать и уже не хотят «мести все подряд».
Самым красноречивым свидетельством китайского арт-бума стало то, что из десяти самых успешных аукционных домов семь — китайские.
Аукционные дома, заработавшие больше всего в период с 1 июля 2007 года по 30 июня 2008 года
1. Sotheby’s. 14 536 000 евро
2. Christie’s. 14 430 900 евро
3. Phillips de Pury & Company. 8 706 150 евро
4. Poly International Auction Co., Ltd. 7 189 350 евро
5. China Guardian Auctions Co., Ltd. 6 791 400 евро
6. Borobudur Chinese Contemporary Auction, Ptd.Ltd. 5 721 540 евро
7. Ravenel Art Group. 5 712 374 евро
8. Zhong Chang Auctions Co., Ltd. 5 452 460 евро
9. Shanghai Hosane Auction Co., Ltd. 5 159 200 евро
10. Beijing Council International Auctions. 4 663 950 евро
На подъеме сейчас находится не только китайское, но и индийское искусство. Экономическое развитие страны принесло свои плоды: появилось множество коллекционеров, готовых вкладывать деньги в творчество современных художников, и Индия превратилась в новое Эльдорадо для коллекционеров и спекулянтов. Самым успешным индийским художником Artprice.com называет Аниша Капура, хотя этот автор, знаменитый своими гигантскими скульптурами, в той же мере принадлежит Западу, что и Востоку. Капур уже много лет живет в Великобритании и считает себя больше англичанином, нежели индусом. Тем не менее лирика лирикой, а цены на произведения этого удивительного художника растут. Капур дебютировал на публичных торгах в 1980-х годах, где одно из его произведений было продано за сумму, эквивалентную 15 400 евро. С тех пор цены на его работы удлинились как минимум на два нолика. Но это еще не самые впечатляющие результаты. Другой художник, Субодх Гупта (Subodh Gupta), которого называют «индийским Херстом», в 2005 году продавал свои картины по 10 тысяч евро, а в 2007-м те же самые произведения уходили за 100–200 тысяч! Еще один рекордсмен — молодой художник Ракиб Шоу (Raqib Shaw), чьи работы продаются в престижной галерее Victoria Miro и выставляются в нью-йоркском Музее современного искусства. Согласно данным на июль 2008 года, за 10 лет ценовой индекс Artprice на индийское современное искусство вырос на 3 230 процента!
Конечно же, в ежегоднике Artprice упомянуто и ближневосточное искусство. Во многом бум на него вызван аукционной активностью богатых покупателей из арабских стран. Скоро столица ОАЭ Абу-Даби станет культурным центром региона: сейчас там строятся четыре крупных музея, архитекторами которых стали главные звезды мировой архитектуры — Жан Нувель (Jean Nouvel), Заха Хадид (Zaha Hadid), Тадао Андо (Tadao Ando) и Фрэнк Гери (Frank Gehry). Причем один из этих музеев носит название «Лувр», еще один — «Гуггенхайм». Дубаи и столица Катара Доха тоже не отстают. Но самые знаменитые ближневосточные мастера вовсе не арабы, а иранцы. Самые большие суммы на аукционах приносят творения Фархада Мошири (Farhad Moshiri), Парвиза Танаволи (Parviz Tanavoli) и Ширин Нешат (Shirin Neshat).
Впрочем, громкие продажи составляют всего одну тысячную часть арт-рынка. Гораздо чаще люди покупают искусство, которое стоит дешевле 5 тысяч евро. И в сегменте недорогого искусства все заполонили те же Кунс, Херст и Мураками: помимо сверхдорогих скульптур и инсталляций, они производят еще и тиражную продукцию. Правда, купив за несколько сотен евро принт Херста или мягкую игрушку Мураками, сильно обогатиться вряд ли получится. Согласно Artprice.com, произведения ценой 50 тысяч евро и выше приносят гораздо больший доход, чем недорогие работы ценой до 5 тысяч. За 10 лет цены на «доступное искусство» увеличились на 47,9 процента; соответственно, каждый год их стоимость растет на 4 процента. А вот суммы, которые выручают на торгах дорогие произведения, за 10 лет выросли на целых 589 процентов — то есть прибыль составляет 21 процент в год. Зато для тех, кто покупает произведения искусства не для инвестиций, а для удовольствия, искренне любит творчество современных художников и при этом не является миллионером, сейчас наступило настоящее раздолье. По цене до 5 тысяч евро можно купить работы таких звезд, как Ёситомо Нара (Yoshitomo Nara), Робер Комба (Robert Combas) Кит Хэринг (Keith Haring).
Иногда случается так, что произведения, приобретенные за несколько сотен евро, потом приносят сотни тысяч. Именно это произошло с работами известного стрит-художника по прозвищу Banksy. Его картины впервые появились на публичных торгах в 2003 году. Тогда они продавались по 800 фунтов стерлингов. А недавно одна из его работ принесла на аукционе 1,7 миллиона долларов! Вот уж поистине безумный успех. Кстати, на заметку коллекционерам: уличное искусство сейчас «на коне»!
В ежегоднике Artprice.com также опубликован список Top-50 самых успешных аукционных дебютов 2007 года. Конечно же, большинство (75 процентов) художников в этом рейтинге родом из Китая. Но россиянам тоже есть чем гордиться: первую строчку в списке занял наш соотечественник Евгений Чубаров. Правда, к современным художникам его не отнесешь — он родился в 1934 году. Из русских художников, родившихся после 1945 года, самым успешным дебютантом стал Семен Файбисович.
Кроме того, Artprice.com составил Список самых успешных современных (contemporary, родившихся после 1945 года) художников в главных арт-державах мира. Он выглядит так:
США — Джефф Кунс. 81,3 миллиона евро
Великобритания — Дэмиен Херст. 53,6 миллионов евро
Китай — Чжан Сяоган. 38,5 миллиона евро
Япония — Такаси Мураками. 18,5 миллиона евро
Индия — Аниш Капур. 8 миллионов евро
Италия — Рудольф Штингель (Rudolf Stingel). 7,7 миллиона евро
Германия — Андреас Гурски (Andreas Gursky). 5,8 миллиона евро
Испания — Микель Барсело (Miquel Barceló). 4 миллиона евро
Иран — Фархад Мошири. 1,6 миллиона евро
Швейцария — Уго Рондиноне (Ugo Rondinone). 1,5 миллиона евро
Франция — Робер Комба. 1,3 миллиона евро
Бельгия — Люк Тойманс (Luc Tuymans). 1,1 миллион евро
В списке представлены только те художники (и соответственно, те страны), чьи работы в сумме принесли за год более 1 миллиона евро. Среди современных художников из России наибольшая сумма продаж зафиксирована для работ отнюдь не Ильи Кабакова, родившегося в 1933 году, а покойного сюрреалиста Леонида Пурыгина (1951–1995). Аукционный оборот его произведений — 900 тысяч евро.
Самым интересным в ежегоднике Artprice является, конечно же, рейтинг Top-500 самых успешных современных художников. Первые 10 мест в списке лидеров по аукционному обороту в деньгах распределились весьма предсказуемо.
1. Джефф Кунс (США, р. 1955). Аукционный оборот: 81,3 миллиона евро.
2. Жан-Мишель Баскиа (США. 1960–1988). 63,6 миллиона евро.
3. Дэмиен Херст (Великобритания, р. 1965). 53,6 миллиона евро.
4. Ричард Принс (Richard Prince) (США, р. 1949). 38,7 миллиона евро.
5. Чжан Сяоган (Китай, р. 1958). 38,5 миллиона евро.
6. Цзэн Фаньчжи (Китай, р. 1964). 33,2 миллиона евро.
7. Юэ Миньцзюнь (Китай, р. 1962). 33,1 миллион евро.
8. Такаcи Мураками (Япония, р. 1962). 18,5 миллионов евро.
9. Ван Гуаньдзи (Wang Guangyi) (Китай, р. 1957). 14 миллионов евро.
10. Лю Сяодон (Китай, р. 1963). 13 миллионов евро.
В прошлом году «входной билет» в список Top-500 стоил 80 тысяч евро, в этом году — 65 тысяч. Вместе с тем попасть в первую десятку стало сложнее. Аукционный оборот произведений Лю Сяодона, который занимает в списке 10-е место, составляет 13 миллионов евро — почти на 5 миллионов больше, чем потребовалось Кристоферу Вулу (Christopher Wool), занимавшему эту позицию в прошлом году. На фоне китайского арт-бума почти половина рейтинга — 226 мест — принадлежит азиатам (по сравнению с 195 в прошлом году). Большинство позиций в списке принадлежит мужчинам. Среди дам выше всех расположилась Синди Шерман (Cindy Sherman, 26-е место), аукционный оборот произведений которой составил 5,2 миллиона евро.
Математически (а как иначе?) в рейтинг Top-500 входят восемь русских художников: Леонид Пурыгин (130-е место), Гриша Брускин (295-е место), Сергей Волков (355-е место), Максим Кантор (391-е место), Светлана Копыстянская (401-е место), Александр Ситников (442-е место), Лев Табенкин (453-е место) и Тимур Новиков (464-е место), а также группа «АЕС» (419-е место).
Кроме того, ежегодник Artprice представляет эксклюзивный обзор галерейного рынка и арт-ярмарок, написанный профессором социологии искусства Аленом Кеменом (Alain Quemin), а также интервью с арт-дилерами и обзор рынка французского дизайна. Полностью с текстом можно ознакомиться
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20081024_contemporary_art.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20081024_contemporary_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.