Бум иранского искусства
В последнее время на мировом арт-рынке наблюдается настоящий бум на произведения художников с Востока. На пике популярности находятся иранские художники, чьи работы приносят на аукционах очень большие суммы
За последние два года Дубаи утвердил свой статус в качестве одного из основных центров мирового арт-рынка. В 2006 году здесь начал проводить торги аукционный дом Christie’s, а в 2008-м — Bonhams. Оба дома выставляют на продажу произведения современных художников из Туниса, Египта, Марокко, Ливана. Высокий спрос на их работы подкрепляет благоприятная финансовая ситуация, которая дает жителям стран Ближнего и Среднего Востока широкие возможности для приобретения произведений своих соотечественников. Наибольшей популярностью у местных коллекционеров пользуются работы мастеров из Ирана.
Среди самых известных иранских художников следует назвать скульптора Парвиза Танаволи (Parviz Tanavoli) и живописца Фархада Мошири (Farhad Moshiri). В марте этого года картина 45-летнего Мошири «Любовь» (“Eshgh”) была продана на аукционе Bonhams в Дубаи за миллион долларов, став первым произведением современного художника из Ирана, которое ушло за такую сумму. А всего через месяц, в апреле, Парвиз Танаволи побил этот рекорд и стал автором самой дорогой работы из ныне живущих иранских мастеров: его бронзовая двухметровая скульптура «Стена (О, Персеполис)» (“The Wall (Oh Persepolis)”) принесла на Christie’s в Дубаи 2,84 млн долл. После этого события 71-летний Танаволи проснулся знаменитым. Ему начали без конца звонить желающие приобрести его работы, и Танаволи даже пришлось на несколько дней отключить телефон. В одном интервью скульптор заявил: «Мои работы попали в руки брокеров. Они покупают и перепродают их по более высокой цене. Они говорят, что приобретают скульптуры для себя, а на самом деле делают из этого бизнес».
Действительно, произведения ближневосточных мастеров — «лакомый кусочек» для любителей нажиться на искусстве, ведь за последний год цены на них выросли в пять раз. Они становятся выгодным объектом для инвестиций и представляют собой альтернативу таким традиционным инвестиционным инструментам, как вложения в недвижимость и золото. Все больше инвесторов интересуются иранским искусством, и множество молодых художников умышленно поднимают цены на свои работы в надежде заработать побольше денег. Искусство стремительно превращается в бизнес, и это нравится далеко не всем — вспомните слова Парвиза Танаволи. Хотя, с другой стороны, выход иранского искусства на рынок позволяет многим действительно хорошим молодым авторам не только приобрести известность, но и получить за свои произведения приличные деньги. Среди молодых и талантливых можно отметить Ширин Алиабади (Shirin Aliabadi) и Шади Гадириан (Shadi Ghadirian) — двух женщин-фотографов, чьи работы отражают противоречия, с которыми сталкиваются женщины в современном Иране. Например, на фотографиях Шади Гадириан, выполненных в стилистике XIX века, можно увидеть женщин в традиционной мусульманской одежде, но с современными предметами, такими, например, как пылесос. Одна из ее работ, «Стерео» (“Stereo”), была продана в 2007 году на лондонском Sotheby’s за 18 тыс. долл.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080826_iranian_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080826_iranian_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.