Художник Сергей Калмыков впервые на AI Аукционе
Биография Сергея Калмыкова — это история с мистическими поворотами: «купание красного коня», талант, едва не похороненный в провинции, юродство, конец в психиатрической больнице, забвение и неожиданное новое открытие
Сергей Иванович Калмыков (1891–1967, не путать с Николаем Калмаковым) — художник очевидно незаурядный. Его работы необычны настолько, что, впервые взяв их в руки, я захотел сразу почитать биографию. И чутье не обмануло, там все: сложная судьба, взлет и падения, чудачество, юродство, конец в психиатрической больнице, близкое забвение и новое открытие. История с мистическими поворотами.
Что из рассказов о Калмыкове мне запомнилось?
1. По свидетельству самого Калмыкова, именно его мы видим на переднем плане в «Купании красного коня» Петрова-Водкина, его учителя. В одном из источников приводится следующее напоминание Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее».
2. Есть сведения, что еще за два года до петров-водкинского коня он написал свою картину «Купание красных коней» — вещь похожей идеи, которая подвигла опытного наставника на воплощение своего самого известного сюжета.
3. Сергей Калмыков был членом выставочного объединения «Жар-цвет», основанного в 1923 году бывшими участниками выставок «Мира искусства» и Союза русских художников. Программной установкой общества назывался «композиционный реализм на основе художественного мастерства».
4. В круговороте революционных событий и последующей расправы со старым искусством Калмыкова уберегло то, что он держался подальше от столиц. В 1918 году уехал в Оренбург, а потом, в 1935-м переселился в Казахскую ССР, в Алма-Ату, где зарабатывал на жизнь как художник театра. С одной стороны, подальше от царей — голова будет целей. С другой стороны, жизнь в тихой провинции — это немалый риск если не выпасть совсем, то надолго потеряться для истории искусства. И в общем-то удача, что Калмыкова фактически заново открыли в начале 2000-х, спустя 35 лет после смерти.
5. Исследователь творчества художника Давид Маркиш рассказывал, что Калмыков при жизни почти не продавал своих работ (вспоминаются Шварцман и Филонов). Чаще дарил. При этом работ он создал довольно много. Часть его картин и рисунков попала в случайные руки после смерти художника (подарки медсестрам и т. д.). Но все же значительная часть наследия была передана главврачом в нынешний Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева. В России работы Калмыкова хранятся в Русском музее и ГМИИ им. Пушкина.
6. Больше 30 лет, до конца своих дней Калмыков проработал в алма-атинском Театре оперы и балета имени Абая.
7. Последние годы Калмыков жил в амплуа городского сумасшедшего. Он говорил: «Обыватели представляют себе гения, наверное, так. Это величайшие оклады. Популярность. Растущая слава, деньги. Мы же, скромные профессиональные гении, знаем: гений — это изорванные брюки. Это худые носки. Это изношенное пальто». Экстравагантный седовласый старик в расписанных акварелью штанах, в бескозырке без лент с красным верхом, в желтом, с вечной холщовой сумкой, питающийся только хлебом и молоком — вот образ, в котором Калмыкова запомнили жители казахской столицы. Что это было, притворство или стадия заболевания, доподлинно неизвестно.
8. Калмыков умер от воспаления легких в психиатрической больнице. В последние годы жизни художник в своей аскезе довел себя до истощения.
9. Всплеск интереса к творчеству алма-атинского гения в начале 2000-х годов связывают с именами израильского писателя Давида Маркеша, автора книги о Калмыкове, и американского бизнесмена Алекса Орлова, который начал скупать его работы.
10. В Казахстане выпущены почтовая марка и монета в 500 тенге с изображениями картин Сергея Калмыкова. Его творчеству посвящено несколько альбомов и монографий, включая музейные издания.
Стиль Калмыкова называют «фантастическим экспрессионизмом». Но те работы, которые я видел, — это скорее символизм, традиция «Мира искусства» или даже «Голубой розы».
Теперь о рынке. При той плодовитости, что ему приписывают, Калмыков должен был бы предлагаться на рынке в промышленных количествах. Как Зверев, как Яковлев. Но это, оказалось, не так. В базе аукционных результатов зафиксировано менее 10 аукционных событий, по которым нельзя сделать однозначных выводов о ценах. Достоверно известно лишь, что попытки предлагать Калмыкова с оценкой 10 000–20 000 долларов не дали результатов. Самые высокие эстимейты запрашивались на аукционах Казахстана и Великобритании. Что вполне логично. Рекорд аукционной цены был установлен на американском аукционе Shapiro в 2009 году — 6 000 долларов за небольшое масло «Цирк. Алмата» 1938 года. В 2014–2015 годах живопись Калмыкова примерно сопоставимого размера продавалась на европейских и американских аукционах в диапазоне 1 200–3 500 долларов. Напомню, что речь пока идет о редких, единичных продажах.
Предлагаемая на будущем, 103-м AI Аукционе работа Сергея Калмыкова — это первый эпизод на публичном российском рынке. Поэтому у наших покупателей есть шанс стать как раз теми, кто и сформирует современный рыночный уровень цен для этого самобытного художника.
Что почитать о Сергее Калмыкове: 2003.novayagazeta.ru; utro.ru.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20151103_kalmykov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20151103_kalmykov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.