Художник Сергей Калмыков впервые на AI Аукционе
ARTinvestment.RU   03 ноября 2015

Биография Сергея Калмыкова — это история с мистическими поворотами: «купание красного коня», талант, едва не похороненный в провинции, юродство, конец в психиатрической больнице, забвение и неожиданное новое открытие

Сергей Иванович Калмыков (1891–1967, не путать с Николаем Калмаковым) — художник очевидно незаурядный. Его работы необычны настолько, что, впервые взяв их в руки, я захотел сразу почитать биографию. И чутье не обмануло, там все: сложная судьба, взлет и падения, чудачество, юродство, конец в психиатрической больнице, близкое забвение и новое открытие. История с мистическими поворотами.

Что из рассказов о Калмыкове мне запомнилось?

1. По свидетельству самого Калмыкова, именно его мы видим на переднем плане в «Купании красного коня» Петрова-Водкина, его учителя. В одном из источников приводится следующее напоминание Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее».

2. Есть сведения, что еще за два года до петров-водкинского коня он написал свою картину «Купание красных коней» — вещь похожей идеи, которая подвигла опытного наставника на воплощение своего самого известного сюжета.

3. Сергей Калмыков был членом выставочного объединения «Жар-цвет», основанного в 1923 году бывшими участниками выставок «Мира искусства» и Союза русских художников. Программной установкой общества назывался «композиционный реализм на основе художественного мастерства».

4. В круговороте революционных событий и последующей расправы со старым искусством Калмыкова уберегло то, что он держался подальше от столиц. В 1918 году уехал в Оренбург, а потом, в 1935-м переселился в Казахскую ССР, в Алма-Ату, где зарабатывал на жизнь как художник театра. С одной стороны, подальше от царей — голова будет целей. С другой стороны, жизнь в тихой провинции — это немалый риск если не выпасть совсем, то надолго потеряться для истории искусства. И в общем-то удача, что Калмыкова фактически заново открыли в начале 2000-х, спустя 35 лет после смерти.

5. Исследователь творчества художника Давид Маркиш рассказывал, что Калмыков при жизни почти не продавал своих работ (вспоминаются Шварцман и Филонов). Чаще дарил. При этом работ он создал довольно много. Часть его картин и рисунков попала в случайные руки после смерти художника (подарки медсестрам и т. д.). Но все же значительная часть наследия была передана главврачом в нынешний Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева. В России работы Калмыкова хранятся в Русском музее и ГМИИ им. Пушкина.

6. Больше 30 лет, до конца своих дней Калмыков проработал в алма-атинском Театре оперы и балета имени Абая.

7. Последние годы Калмыков жил в амплуа городского сумасшедшего. Он говорил: «Обыватели представляют себе гения, наверное, так. Это величайшие оклады. Популярность. Растущая слава, деньги. Мы же, скромные профессиональные гении, знаем: гений — это изорванные брюки. Это худые носки. Это изношенное пальто». Экстравагантный седовласый старик в расписанных акварелью штанах, в бескозырке без лент с красным верхом, в желтом, с вечной холщовой сумкой, питающийся только хлебом и молоком — вот образ, в котором Калмыкова запомнили жители казахской столицы. Что это было, притворство или стадия заболевания, доподлинно неизвестно.

8. Калмыков умер от воспаления легких в психиатрической больнице. В последние годы жизни художник в своей аскезе довел себя до истощения.

9. Всплеск интереса к творчеству алма-атинского гения в начале 2000-х годов связывают с именами израильского писателя Давида Маркеша, автора книги о Калмыкове, и американского бизнесмена Алекса Орлова, который начал скупать его работы.

10. В Казахстане выпущены почтовая марка и монета в 500 тенге с изображениями картин Сергея Калмыкова. Его творчеству посвящено несколько альбомов и монографий, включая музейные издания.

Стиль Калмыкова называют «фантастическим экспрессионизмом». Но те работы, которые я видел, — это скорее символизм, традиция «Мира искусства» или даже «Голубой розы».

Теперь о рынке. При той плодовитости, что ему приписывают, Калмыков должен был бы предлагаться на рынке в промышленных количествах. Как Зверев, как Яковлев. Но это, оказалось, не так. В базе аукционных результатов зафиксировано менее 10 аукционных событий, по которым нельзя сделать однозначных выводов о ценах. Достоверно известно лишь, что попытки предлагать Калмыкова с оценкой 10 000–20 000 долларов не дали результатов. Самые высокие эстимейты запрашивались на аукционах Казахстана и Великобритании. Что вполне логично. Рекорд аукционной цены был установлен на американском аукционе Shapiro в 2009 году — 6 000 долларов за небольшое масло «Цирк. Алмата» 1938 года. В 2014–2015 годах живопись Калмыкова примерно сопоставимого размера продавалась на европейских и американских аукционах в диапазоне 1 200–3 500 долларов. Напомню, что речь пока идет о редких, единичных продажах.

Предлагаемая на будущем, 103-м AI Аукционе работа Сергея Калмыкова — это первый эпизод на публичном российском рынке. Поэтому у наших покупателей есть шанс стать как раз теми, кто и сформирует современный рыночный уровень цен для этого самобытного художника.

Что почитать о Сергее Калмыкове: 2003.novayagazeta.ru; utro.ru.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20151103_kalmykov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20151103_kalmykov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 14.12.2017 Гессенские принцессы в Российской истории 19 декабря 2017 года во Франкфурте-на-Майне, в Музее Иконы, откроется выставка «Гессенские принцессы в Российской истории» — совместный масштабный российско-германский выставочный проект.
  • 14.12.2017 Нонконформисты в Липецке В липецкой галерее современного искусства «Буксир» открылась выставка живописи и графики художников-шестидесятников — Рабина, Яковлева, Мастерковой, Ворошилова и других
  • 14.12.2017 «Композиции и натюрморты» Бориса Мессерера в Академии художеств С 19 декабря по 8 января в выставочных залах РАХ на Пречистенке пройдет выставка живописных и графических произведений Бориса Асафовича Мессерера — портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций и др. — всего около 100 работ
  • 13.12.2017 «И свет на сцену». Петр Вильямс и Александра Коновалова Сегодня вечером в Музее АРТ4 открывается выставка из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой и галереи «Веллум»
  • 08.12.2017 Шестидесятник Игорь Шелковский в Новой Третьяковке Выставка — юбилейная. Шелковскому в этом году — 80. И празднует он с размахом. Центральным элементом выставки в Третьяковке станет гигантская скульптура, внутри которой могут находиться и передвигаться зрители
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх