Художник-шестидесятник Глеб Богомолов. Впервые на Аукционе AI
Глеб Сергеевич Богомолов (1933) — шестидесятник, ленинградский нонконформист, участник важных авангардных выставок, художник «газаневской культуры»
Глеб Сергеевич Богомолов (1933) — шестидесятник, ленинградский нонконформист, участник важных авангардных выставок, художник «газаневской культуры».
При этом смело предположу, что, как и многие видные представители неофициального искусства северной столицы, он не очень знаком московским коллекционерам. Этот информационный разрыв мы не раз отмечали в статьях о ленинградцах Юрии Жарких («Впервые: живопись Юрия Жарких (Jarki) на аукционе ARTinvestment.RU»), Евгении Михнове-Войтенко («Абстракции Евгения Михнова-Войтенко на аукционах ARTinvestment.RU»), Леониде Борисове («Произведения Леонида Борисова на аукционе ARTinvestment.RU») и др. Впрочем, чему удивляться? Даже в нашем любимом справочнике «Другое искусство» нет упоминаний ни о выставке в ДК имени Газа 1974 года, ни о выставке в ДК «Невский» 1975 года! То есть важнейшие события в истории питерского неофициального искусства, сопоставимые по значению с показом на открытом воздухе в парке «Измайлово» в 1974-м и экспозицией в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в феврале 1975-го, в текст московского справочника не вошли. Так вот. Ну что ж, тем интереснее, можно открывать заново.
Как и многие питерские нонконформисты, Глеб Богомолов, можно сказать, самоучка. Заканчивал он Ленинградский институт пищевой промышленности. С начала 1970-х самостоятельно занимался живописью в свободное время. А зарабатывал, трудясь инженером, работал какое-то время на судостроительном заводе, ходил в геологоразведку. Его полнокровная жизнь в искусстве начинается, вероятно, с 1974 года — с участия в авангардной групповой выставке в ДК им. Газа, где он выставлялся вместе с Александром Арефьевым, Юрием Жарких, Владимиром Овчинниковым, Евгением Рухиным и др. В сентябре 1975 года он участвовал в уже более многочисленной выставке в ДК «Невский». Так довольно скоро, во второй половине 1970-х, Богомолов уже прочно вошел в обойму художников неофициального искусства. Его работы выставляли на полулегальных квартирных выставках (например, в 1976 году в рамках «Весенних квартирных выставок» в квартире Аиды и Владимира Сычёвых), а позже и на зарубежных неразрешенных. Так, в конце 1970-х работы Богомолова путешествовали в составе выставок организованного Александром Глезером «Музея русского искусства в изгнании» по многим городам Европы, показывались во Франции, в Австрии и др. вместе с произведениями Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного, Олега Целкова, Игоря Шелковского, Евгения Михнова-Войтенко. Интересно, что эта компрометирующая заочная зарубежная карьера (многим художникам, оставшимся в СССР, она вышла боком) не помешала властям включить работы Богомолова в «Олимпийскую» выставку молодых ленинградских художников летом 1980 года. Зарубежным гостям Олимпиады нужно было показать идеологическую открытость новым веяниям в современном искусстве, поэтому на ней экспонировались произведения как официальных, так и неофициальных художников.
Конец семидесятых и начало восьмидесятых, на мой взгляд, стали началом наиболее ценного периода в творчестве Богомолова. В это время появились его самобытные серии «Римские типы» и «Рабы и герои Древнего Рима» — головы с массивными подбородками а ля Муссолини, борьба характеров, мощные заряженные вещи. По энергетике они могут поспорить с «личинами» Целкова (Богомолов, кстати, не скрывал своего высокого мнения о творчестве коллеги). Собственно, одна из таких голов, под названием «Победитель», как раз и будет выставляться на нашем аукционе в начале сентября. По собственному опыту могу сказать, что вещь сходу приковывает взгляд, запоминается и обладает столь ценным в восприятии искусства останавливающим действием.
Теперь о ценах на работы Глеба Богомолова. Далеко ходить не будем: в базе данных аукционных результатов ARTinvestment.RU зафиксированы 33 публичные сделки с произведениями Богомолова, в том числе на Sotheby’s, Bukowskis и в других иностранных домах. Все это очень хороший признак, который означает, что художник давно вошел в международную аукционную обойму. Текущий аукционный рекорд для творчества Богомолова был установлен в 2006 году на Sotheby’s Olympia и составил $13 000 за среднеразмерный холст с картами 1980 года. Но это был пик. В последние два года живопись Богомолова выставляется и продается на финских аукционах в ценовом диапазоне $2000–2500. Думаю, что примерно на эти цены целесообразно ориентироваться и в сегодняшней ситуации.
Коллекционерам с Богомоловым будет интересно. Художник сильный, заслуженный, с интересной судьбой. Не многие знают, что Богомолов — отец Александра Невзорова, в прошлом знаменитого телеведущего и новатора выездки лошадей. Работы Богомолова есть в собраниях Третьяковки, Русского музея, в Коллекции Нортона Доджа музея Циммерли. О художнике изданы альбомы и монографии. Так, на ozon.ru сейчас продается книга Михаила Германа и Исаака Кушнира «Глеб Богомолов» (2007). Сложнее будет найти другую книгу — «Художник Глеб Богомолов» (1998) Н. А. Цехомской, — но, наверное, тоже можно. Кроме того, информация о Богомолове есть в справочниках по питерскому авангарду — например, в замечательном биографическом словаре «Художники ленинградского андерграунда» Любови Гуревич. Рыночная ситуация по Богомолову тоже вполне располагает к коллекционированию: есть выбор, есть вещи высокого качества, да к тому же за вполне разумные деньги. Спрашивается, что еще нужно?
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150825_bogomolov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150825_bogomolov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.