Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Александр Лабас. Цены, спрос, инвестиции
Романтик, ОСТовец, выдающийся мастер. Сегодня имя Лабаса ассоциируется не только с новаторством в русском искусстве, но и с образцовым управлением творческим наследием художника
Имя Александра Лабаса (1900–1983) прочно ассоциируется с возникновением и расцветом легендарного Общества станковистов (ОСТа), с романтикой научно-технического прогресса, с дирижаблями в небе, самолетами в воздухе, несущимися паровозами, с мечтами о городах будущего и встречах с жителями далеких планет.
До революции Лабас учился в императорской Строгановке, потом во ВХУТЕМАСе. Участвовал в Гражданской войне (в 1919 году ушел на Восточный фронт художником). Вернулся во ВХУТЕМАС, учился у Кончаловского, Малевича, Кандинского. Потом там же сам преподавал. В середине 1930-х Лабас, как и многие его коллеги, попал под каток борьбы с «формалистами» в искусстве. Почти 30 лет художник не имел возможности участвовать в выставках и зарабатывал на жизнь созданием панно и диорам для отраслевых экспозиций. Полноценный доступ к зрителю уже пожилому художнику был возвращен лишь в середине 1960-х годов. С этого времени началось его триумфальное возвращение.
Художник выдающийся — что тут говорить. Но для участников рынка сегодня его имя связано еще и с редким в наших широтах примером образцового управления творческим наследием. Всё было сделано по уму: систематизация наследия и архива, мобилизация движущих сил, подготовка каталогов и монографий, привлечение спонсоров, образцовая организация выставок в лучших музеях страны, а также организация фонда художника. О последнем стоит поговорить подробнее.
Какая польза коллекционерам и продавцам от существования фонда художника? Самая непосредственная. Работа фонда объективно делает рынок работ художника чище, безопаснее и цивилизованнее. Если фонд этот не фикция для сбора денег, а структура, ведущая полноценную исследовательскую и экспертную деятельность, то он способен стать универсальным арбитром, принимающим решение и выдающим документ о подлинности, не оспариваемый рынком. Лабас-Фонд в этом смысле устанавливает высокую планку. Его создала законный наследник авторского права Ольга Бескина-Лабас — племянница Александра Лабаса. Еще до юридического оформления этой организации (Фонд содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса был зарегистрирован министерством юстиции в 2010 году) был сформирован авторитетный попечительский совет, в который вошли эксперты, историки искусства и даже директора музеев. Накануне важной персональной выставки Лабаса в Третьяковской галерее был запущен весьма информативный сайт labasfond.ru, содержащий каталог работ, публикации и архивные материалы. А еще через некоторое время было объявлено о выдаче Фондом официальных сертификатов подлинности для произведений художника. С такой бумагой заключение крупных сделок стало гораздо безопаснее.
Наибольший инвестиционный потенциал, конечно, имеют работы 1920–30-х годов. Особенную ценность представляют сюжеты с дирижаблями, самолетами, поездами. Техническая романтика и мысли о будущем были любимым мотивом Лабаса. Надо ли говорить, что такие работы крайне редко встречаются на рынке и стоят уже очень дорого. Где б их только взять? Но тут, как говорится, кто ищет, тот найдет. Посмотрите, например, какой красавец-дирижабль был показан в коллекции Бориса Суриса.
Вообще, самая дорогая работа Лабаса с дирижаблем была продана на аукционе в Лондоне в 2006 году за 116 тысяч долларов. Это был живописный «Цепеллин» 1934 года, ценного периода, да еще и довольно большой: 65 × 80. Это второй по величине аукционный результат Лабаса. Увы, эта картина поддельная. Фальшивку убедительно разоблачает Лабас-фонд: злоумышленник по незнанию прилепил к дирижаблю сверху кусок ангара, на фоне которого он был изображен на другой картине. А на первом месте по стоимости почему-то «Вид на Кремль» 1946 года, за который на лондонском аукционе в 2012 году заплатили 360 000 долларов.
На нашем аукционе, увы, дирижаблей пока не было. В основном на аукционном рынке, и у нас в частности, представлена куда более доступная пейзажная графика и живопись 1950–60-х годов. Виды Ленинграда, Москвы, Коктебеля. Стоят такие работы в диапазоне 70 000–155 000 рублей. Причем сюжет важнее техники. В частности, за 155 000 рублей мы продали этим летом именно графику, акварель «Ленинград. Мойка» (1963). Правда, довольно большую — 35 × 53. И наоборот, «Лодки на Москве-реке» за 71 000 рублей — это была как раз живопись, небольшое масло на картоне. Интерес к работам Лабаса на наших аукционах практически всегда большой: просмотров много и торгуются активно. Количество ставок за лот порой превышает 50–60.
Чем еще приятна покупка Лабаса? Коллекционеры, приобретающие его работы, попадают в достаточно комфортную информационную среду. Литература доступна в изобилии как старая, так и новая1. В частности, на ozon.ru даже сейчас можно приобрести монографию «Александр Лабас» Евгении Буториной, выпущенную в 1979 году; букинистическое издание стоит около полутора тысяч рублей. Там же можно приобрести совсем новое исследование Натальи Семёновой. Ее «Лабас» в серии ЖЗЛ издан в 2013 году. Интерес к творчеству художника на внутреннем рынке не снижается, и наши продажи это подтверждают.
1 Альбомы Лабаса выходили в 2004 и 2012 годах (самый роскошный — 200-страничный каталог выставки в ГТГ 2011 года «Александр Лабас. На скорости XX века»). В 2006-м — «Личный Лабас. Александр Лабас в частных собраниях». Среди других изданий можно отметить книгу сына художника Юлия Лабаса «Когда я был большим» 2008 года.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20141002_labas.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20141002_labas.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.