Художник недели. Владимир Стерлигов
В Москве проходит выставка необычного и недооцененного русского авангардиста
В галерее «Элизиум» проходит крупная выставка недооцененного, но очень интересного художника первого русского авангарда — Владимира Васильевича Стерлигова (1904–1973). Работы этого художника показывали в галерее «Проун» два года назад, но тогда организаторы решили остановиться лишь на одной теме — цирке. Сегодня же галерея «Элизиум» подготовила ретроспективу, охватывающую творчество Стерлигова с 1940-х по 1970-е годы.
Бóльшую часть своей жизни Стерлигов провел в северной столице, где воспитал целую плеяду художников («школа Стерлигова»). Сам он считал себя последователем Малевича. Приехав в 1925 году в Ленинград (по совету соратницы Малевича Веры Ермолаевой), он поступил в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) — одну из последних цитаделей художественного авангарда. В те годы Стерлигов был прежде всего поэтом, разделявшим алогизм обэриутов. Кроме того, серьезное влияние на него оказали супрематизм Малевича и кубизм.
К несчастью, потрясения 1930-х годов и военных лет жестоко обошлись с наследием художника: ранних его произведений сохранилось совсем немного — одна картина 1928 года под названием «Супрематическая доска (Равновесие)» и несколько рисунков. В конце 1934 года Стерлигов, вместе с Ермолаевой и учениками, был арестован по обвинению «в антисоветской деятельности» и выслан в лагерь под Карагандой. Освободили художника через четыре года. В 1941–1942 годах он воевал в 47-м артиллерийском полку, державшем оборону на Карельском перешейке; был контужен и демобилизован. Провел несколько месяцев в блокадном Ленинграде; эвакуировался в Казахстан, где женился на ученице Павла Филонова — Татьяне Глебовой. Это был второй брак — первая жена художника, Л. И. Мейснер, была репрессирована и погибла вскоре после его ареста. В 1945-м Стерлигов и Глебова вернулись в Ленинград.
После войны художник занимался оформительством и книжно-журнальной иллюстрацией. Заказы были редки, но в живописи своей на «официальный» язык он не перешел. Расцвет Стерлигова пришелся на поздние годы — именно тогда он открыл так называемую «чашно-купольную» систему отображения пространства. Озарение снизошло на живописца 17 апреля 1960 года на Крестовском острове, где он по-новому увидел окружающую его природу. Купол неба и чашу земли образует кривая — «Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура»... Кривая как антитеза прямой Малевича: обе — «прибавочные элементы современности», но прямая разъединяет, делит мир на две части, а кривая, наоборот, соединяет. Нельзя не уловить тут связь с органической теорией Михаила Матюшина (подробнее об этом течении можно прочитать здесь), ставящей во главу угла прежде всего взаимодействие, взаимовлияние природных форм: как пишет искусствовед Алла Повелихина, «в “органической” пластике целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей». В картинах и рисунках Стерлигова одновременно могут существовать несколько пространств, несколько миров — верх может обернуться низом, а фон может обрести предметные очертания, поэтому работы Стерлигова нельзя назвать ни фигуративными, ни абстрактными. Однако, в отличие от обэриутов, чьи произведения обнажали парадоксальный и абсурдный, по большей части неподвластный человеческому разуму мир, Стерлигов, по словам искусствоведа Глеба Поспелова, «искал в мире не хаотичности, но одухотворенного строя»... Значительное влияние на его мировоззрение оказало христианство. Частыми элементами в его иконографии являются ангелы и глаз («око Бога»). Художник интересовался иконописью и в некоторых своих творениях исследовал проблему создания «лика».
Выставка в галерее «Элизиум» получила название «И после квадрата я поставил чашу...» Посетить ее можно до 25 мая. Фотоотчет можно посмотреть на форуме ARTinvestment.RU.
Источники: каталог выставки «И после квадрата я поставил чашу…», elysium.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100512__vladimir_sterligov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100512__vladimir_sterligov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.