- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
«И после квадрата я поставил чашу…» Владимир Васильевич Стерлигов
ARTinvestment.RU 21 апреля 2010
Сегодня вечером в галерее «Элизиум» состоится вернисаж персональной выставки Владимира Васильевича Стерлигова (1904–1973)
Сегодня в 18.00 в галерее «Элизиум» (Крымский Вал, 10, ЦДХ) начнется вернисаж персональной выставки Владимира Васильевича Стерлигова (1904–1973) — одного из самых интересных творцов второй половины XX века, художника, творчество которого до сих пор несправедливо недооценено. Это первая персональная выставка В. В. Стерлигова в Москве, она охватывает творчество художника от конца 1940-х до начала 1970-х годов. Выставка сопровождается богато иллюстрированным научным каталогом, включающим 204 работы художника, из которых более 100 публикуются впервые. В каталоге представлены письма Стерлигова разных лет, проиллюстрированные рисунками художника.
Творчество В. В. Стерлигова имеет прямое отношение к философской и поэтической системе ОБЭРИУ и непосредственно связано с концепциями развития пластической формы К. С. Малевича и М. В. Матюшина.
Пластический мир Стерлигова, «парадоксальный в своих неожиданных сопоставлениях и связях», мир, в котором «царствовал алогизм», напрямую связан с манифестом алогизма Малевича в его «Корове и скрипке» (1913) и со строками наиболее близкого Стерлигову по духу обэриута А. И. Введенского «…На обоях человек, а на блюдечке четверг…», или «…В кипятке была зима, в ручейке была тюрьма…», или «…Нам непонятное приятно, / необъяснимое нам друг, / мы видим лес, шагающий обратно, / стоит вчера сегодняшнего дня вокруг…»
Обэриуты отчетливо сознавали, что «разум не понимает мира», в котором живет его обладатель: по-видимому, мир устроен иначе, чем мы предполагаем, опираясь на наши взгляды об окружающем пространстве. Существует не только «мир», но и «антимир», «при этом антимир — живой участник художественного произведения». Человек непрерывно встречается с антимиром, и, как писал Стерлигов, «…человек не может быть неподвижным, и, шагая по этой непрерывной встрече, он преодолевает ее и, потрясенный, находит новое изменение всегда одного и того же мира (неведомые ранее тайны мира), сейчас же находя и соответствующие формы выражения…» Может быть, мы живем в «анти»-мире принимая его за настоящий «мир»? А может быть, кажущийся абсурд другого мира и есть настоящая гармония.
В произведениях Стерлигова множество миров сосуществуют рядом друг с другом и образуют разнопространствие. Миры могут взаимопроникать друг в друга, и начинается «бесчисленное количество цвета и миров».
Эти миры обладают общими свойствами.
«Отсутствие верха и низа — их взаимная обратимость» и, как следствие, — «Безвесие».
«Единовременное бытие самого далёкого и самого близкого, далёкое-близкое».
«Зеркальность» и «обратность мира».
«Выворачивающееся пространство» — движение объёмов и форм по принципу ленты Мёбиуса и движение цвета по тому же принципу. У Стерлигова само пространство обладает свойствами ленты Мёбиуса: оно выворачивается наизнанку, принося с собой ощущение «обратной стороны» мира.
«Пошатнувшееся пространство», создающее картину мира в движении, неожиданных превращениях, в вибрации.
«Окружающая геометрия» — понимание предмета и фона как явлений равнозначных, при котором форма предмета утрачивает вещественность, зато пространство между предметами (фон) приобретает форму, при этом измененный предмет и измененное окружающее предмет пространство взаимодействуют друг с другом. В картину попадает «скрытая геометрия» пространства, совпадающая с природой или трансформированная.
Принимая основные положения обэриутов, но будучи при этом учеником Малевича и последователем основателя органического направления Матюшина, Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи классического русского авангарда. Он считал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыта другая составляющая кубизма — кривая. «…Эта формообразующая кривая, которая в сферическом пространстве образует Купол и Чашу — своеобразную форму “упаковки” мира… Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура...» (А. Повелихина). Стерлигов утверждал, что все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу и что «мы живем в куполе.
Практически во всех работах 1960–70-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения — в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об «органической» пластике, в которой «…целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся “беспредметными” только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными…» (А. Повелихина).
В конце необходимо отметить, что художественный мир Стерлигова неотделим от его духовного мира и христианской веры. Кривая у Стерлигова не только изобразительный элемент, адекватный строению мира, — кривая освящена: она является нравственной и религиозной ценностью. Стерлигов возвещает о «новом духовном оружии», о новом чашно-купольном бытии. Для него христианские ценности — высота, которой измеряет себя искусство. «…Первейшее, главное в искусстве — его сила. Не образ, не слово, не чувства, не ощущение, не предмет, не абстракция, не беспредметность. Главное в искусстве — присутствие в нем силы. Сила — Божественна»(В. Стерлигов).
Владимир Стерлигов, пройдя лагеря, фронт, ленинградскую блокаду, остался художником культуры 1920-х годов. Организаторы надеются, что настоящая выставка и ее каталог помогут зрителям узнать и по достоинству оценить его творчество.
Выставка открывается для публики завтра, 22 апреля, и будет работать до 25 мая 2010 года.
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100421_sterligov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100421_sterligov.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет