Конференция Deloitte Art & Finance 2020. Светлана Мейер: «Прозрачность сегодня, пожалуй, самый большой вызов для мира искусства»
AI публикует основные тезисы спикеров крупнейшей международной конференции по экономике искусства
Продолжаем делиться выступлениями участников панели, организованной «Делойт», СНГ в рамках ежегодной глобальной конференции Deloitte Art & Finance 2020, проходящей в эти дни в режиме онлайн. Открывала и модерировала конференцию Светлана Мейер — управляющий партнер департамента налогов и права компании «Делойт», СНГ, руководитель направления «Искусство и финансы».
***
Почти два года назад мы запустили в российском «Делойте» направление «Искусство и финансы», и оно стало частью направления, которое Делойт давно развивает на глобальном уровне. Я очень рада, что сегодня на международной платформе «Делойта» и Art City мы проводим дискуссию «Как мы можем развить российский рынок искусства». Надеюсь, что эта тема не останется в стенах нашей виртуальной конференции и получит продолжение за ее пределами.
Год назад на конференции Deloitte Art & Finance в Монако мы обсуждали наш глобальный отчет и отмеченные в нем основные тренды на международном рынке искусства. Пандемия заметно изменила нашу жизнь, но многие из этих трендов но только не исчезли, но лишь укрепили свои позиции.
Я напомню, о каких трендах идет речь: это демократизация и прозрачность рынка, социальное инвестирование, технологии, развитие нового класса покупателей, цифровизация и переход в онлайн, визуализация искусства и глобализация рынка.
Мы наблюдаем запрос на демократизацию рынка искусства, и за последние месяцы в среде коллекционеров, в том числе, в России, появился целый ряд новых имен. Этому способствовало появление многочисленных ресурсов, которые благодаря онлайн-доступу и прозрачным ценам стали быстро набрали популярность.
Прозрачность сегодня, пожалуй, самый большой вызов для мира искусства. И Россия здесь не стала исключением.
Технологии ― основной проводник прозрачности ― сегодня позволяют выстраивать цепочки в любых сферах, будь то продажи, поставки или инвестиции.
Когда мы готовились к этой дискуссии, то много думали о ее названии. Наша задача не только развивать российский рынок искусства, но и помочь ему более активно встраиваться в международный контекст. И все, что происходит сегодня, может обеспечить значительную базу для дальнейшего движения рынка вперед.
Во вселенной современного арт-рынка, которая невероятно сложна, нет конечного числа участников, но есть живая экосистема. Рынок искусства постоянно развивается, формируя новые связи и добавляя в свои ряды новых игроков. Но в центре его экосистемы, как и прежде, находятся художник и коллекционер.
Мы видим, что многие инициативы в этой экосистеме исходят именно от покупателей и авторов работ. И сегодня, как никогда прежде, мы должны говорить о консолидации игроков, новых правилах игры, образовании, развитии критики, ценах и прозрачности. Границы этих задач очень размыты, они порой включают друг друга, начать одно и не зацепить другое сложно. И грамотнее заниматься всем комплексно. Но очевидно, что стоит уделять большое внимание финансовой и культурной грамотности художников и коллекционеров. Управление рынком искусства как полноценным бизнесом — это то, в чем мы до сих пор проигрываем на международной арене.
Совсем недавно я тоже начала приобщаться к коллекционированию искусства: за последние полгода, во время карантина особенно, приобрела почти 50 предметов. Фактически путь коллекционера для меня начался с нуля ― как и для сотен, если не тысяч других людей, которые в 2020 году начали покупать искусство. Стало возможным формирование нового класса коллекционеров ― во многом благодаря демократичному инструментарию, который стал доступен во время карантина. Ценовая открытость способствовала сближению покупателя и художника. Это позволило России и всему миру сделать серьезный шаг вперед, и набранные обороты нам ни в коем случае нельзя сбавлять.
Мне кажется, мы должны работать с разными целевыми аудиториями. Нужно стараться «дотянуться» практически до любого человека, дав ему соответствующий инструментарий и образовательный «бэкграунд». Все это очень важные задачи, стоящие перед нами.
Одна из целевых аудиторий, на мой взгляд, это корпоративный мир: сотрудники, топ-менеджмент и сами компании. Сегодня мы готовы активно обсуждать с корпоративным сектором включение приобретения и поддержки искусства в стратегию компаний для развития корпоративных ценностей, формирование корпоративных коллекций и управления ими в рамках, например, реализации программ корпоративной социальной ответственности, работу с опытом сотрудников. Еще до карантина мы в «Делойте» начали проводить серии арт-мероприятий различной направленности ― от виртуальных посещений мастерских художников до живых вечеринок для компаний различных отраслей. В наших планах работать над программами развития креативных индустрий в России, а также способствовать привлечению на рынок искусства среднего класса покупателей.
Хотела бы напомнить, что 2021 год объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития, соответственно, искусство тоже будет в центре мирового внимания. На этом фоне российский арт-рынок просто обязан совершить прорыв ― как внутри страны, так и за ее пределами. Если мы хотим добиться финансовых успехов, мы должны воспринимать искусство как профессиональную отрасль, для работы с которой нужны правильные подходы и прозрачность. Креативные индустрии и их вклад в креативную экономику несут в себе огромный потенциал для создания нематериальных активов, которые можно и нужно учитывать и капитализировать. Это можно рассматривать и как укрепление несырьевого сектора экономики, который в некоторых странах уже вносит существенный вклад в ВВП страны и гарантирует создание рабочих мест. Это означает и качественные рабочие места, и дополнительные налоги, и ответ на общественный запрос на повышение качества жизни и уровня культуры.
Искусство по определению прекрасно вне зависимости от того, является ли оно профессией или увлечением. И мне хотелось бы, чтобы страна с таким богатым культурным наследием, как Россия, вывела креативные индустрии на уровень профессиональной отрасли и сделала это частью своего национального и международного достояния в XXI веке.
***
С другими выступлениями спикеров конференции можно ознакомиться здесь, здесь и здесь.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201201_meyer.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201201_meyer.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.