- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
Конференция Deloitte Art & Finance 2020. Денис Белькевич: «Прозрачность рынка искусства привлекла покупателей. На очереди взаимная честность игроков рынка»
ARTinvestment.RU 28 октября 2020
AI публикует основные тезисы спикеров крупнейшей международной конференции по экономике искусства
Продолжаем делиться выступлениями участников панели, организованной «Делойт», СНГ в рамках ежегодной глобальной конференции Deloitte Art & Finance 2020, проходящей в эти дни в режиме онлайн. На очереди — блок, посвященный технологиям в искусстве. С текстом первого выступления, касательно позиционирования искусства России и стран СНГ в мировом контексте, можно ознакомиться здесь.
***
С 2000 по 2019 год молодые компании в области искусства и технологий получили около 600 миллионов долларов прямых инвестиций, по данным отчета Deloitte Art & Finance 2019 года. Основная часть ArtTech-стартапов, 64 % идей, появившихся после 2017 года, сфокусировались на продажах: маркетплейсы, галереи, аукционные дома и платежные системы.
В то же время три других направления — логистика и менеджмент коллекций, информация и анализ больших данных, а также поиск и развитие, включая образовательные проекты, — не пользовались популярностью у молодых стартаперов, имея всего по 12 % доли рынка каждое.
Пандемия коронавируса изменила баланс сил. ArtTech-стартапы, занимающиеся продажами, оказались в условиях жесточайшей конкуренции со всеми продавцами искусства, которые перешли в онлайн — и уже со своей аудиторией.
Изменился и подход к инвестициям. Мы наблюдаем, что сегодня ArtTech-стартапы реже финансируются по традиционной «раундовой» схеме, а чаще их технологии и команды становятся частью больших компаний-стратегов, иногда в виде отделов, и получают деньги на развитие. Другими словами, происходит слияние. Иногда — с потерей собственной идентичности, но в финансовом плане выигрывают обе стороны.
Добавился новый, пятый вектор — визуализация: выгодная подача предмета искусства через VR (виртуальную реальность) и AR (дополненную реальность). До 2020 года подобные проекты чаще всего не имели бизнес-стратегии и создавались по заказам частных коллекционеров, некоммерческих институций, музеев или фондов. А сегодня они стали самостоятельными бизнес-единицами.
Из оставшихся направлений пострадало лишь направление логистики: в условиях карантина оно пока неактуально (а зря, на мой взгляд). Существенно развилось направление поиска и развития: мы имеем такие ArtTech-стартапы, как британский GLASS (поиск провенанса через WhatsApp-чат) и многочисленные онлайн-резиденции, где строятся карьеры художников, а пользователь может за этим наблюдать и (в будущем) инвестировать в карьеры напрямую.
Все это способствует прозрачности, о которой в последние годы говорили на страницах отчетов Deloitte Art & Finance многочисленные респонденты опросов: коллекционеры, художники, инвесторы и функционеры арт-рынка.
Что касается рынка ArtTech России и стран СНГ и его влияния на глобальный баланс сил, то, по подсчетам Fuelarts, основателями либо сооснователями около 25 % всех мировых ArtTech-стартапов являются наши соотечественники. Украинские и белорусские дизайнеры и программисты обеспечивают написание программных кодов и создание дизайна интерфейсов около 40 % всех мировых блокчейн-стартапов. Когда возникает вопрос, идти в арт-дилеры или арт-стартаперы, наши люди чаще выбирают второй путь, менее очевидный в плане прибыли, но больше соответствующий нашей ментальности и жизненному опыту. Русские, как считается, долго запрягают, да быстро едут. Другими словами, трудности на длинной дистанции мы предпочитаем погоне за очевидной и близкой (в понимании начинающих арт-дилеров) прибылью. Кстати, по статистике, после первых неудач арт-дилерство бросает три четверти начинающих, а собственный проект — лишь четверть из нас.
Сегодня на ведущих технических позициях в мировом ArtTech работают выходцы из стран СНГ — например, русские корни имеют основатель ярмарки цифрового искусства CADAF Елена Завелев, один из ведущих юристов в сфере блокчейна Катя Фишер, специалист по инвестициям Катя Коэн, а техническим директором Artory является украинец Тимофей Компанченко. Он же долгое время был техническим директором Christie’s, а до того работал на той же должности в самом успешном ArtTech-стартапе 2010-х Collectrium, проданном за $17 млн тому же Christie’s.
В 2020 году получил дополнительные инвестиции и стартап Snark.Art, занимающийся цифровым искусством. Он создан россиянином Андреем Алехиным. Минувшим летом была произведена первая токенизация предметов искусства на платформе долевого владения The Art Exchange, созданной Инной Баженовой, издателем газеты The Art Newspaper.
В начале октября на AppStore и Google Play появился релиз платформы V-Art, созданной украинскими основателями и разработчиками. Это маркетплейс цифрового искусства, с цифровыми сертификатами, дающими как дополнительную ликвидность предметам искусства, так и возможность художникам получать вознаграждение за использование своих произведений. Платформа также будет иметь функцию чатов с аватарами, в которых посетители виртуальных галерей смогут общаться друг с другом.
Московская компания Cappasity, создающая 3D-модели для таких брендов, как Samsonite и Guérin, c началом карантина предложила новые технологии для демонстрации и продажи предметов искусства. А недавно ее разработки привлекли внимание лабораторий, которые занимаются экспертизой и атрибуцией произведений искусства. Возможности съемки в режиме 3D с высочайшей, недоступной глазу детализацией заинтересовали зарубежных специалистов применительно к проведению первичной искусствоведческой экспертизы и оценке состояния предмета в условиях карантина, то есть на расстоянии.
Art Catch — платформа менеджмента художественных карьер, запущенная в России, — это новый подход к онлайн-продвижению художников.
29 октября стартует полноценный фестиваль цифрового искусства DISARTIVE, который объединил ArtTech-стартапы из большинства стран СНГ.
Не обойдем вниманием и аукционный дом Phillips, которым владеет российская компания: летом было заявлено о присоединении к аукциону аналитической системы Articker, которая поможет структурировать данные маркетинговой активности молодых художников и помочь покупателю самостоятельно прогнозировать перспективы их роста.
Последний из появившихся в СНГ ArtTech-стартапов — бот в мессенджере «Телеграм» под названием FreshOrTrash. Он предлагает обменять предметы искусства на вещи и услуги, таким образом убирая деньги как промежуточное звено. По сути это бартер ценовых диапазонов. Проект анонимный, но все указывает на то, что за ним стоят основатели из СНГ.
И конечно, мы не можем не упомянуть главный интернет-феномен стран СНГ — Facebook-группы по продаже искусства по доступным ценам, по сути Facebook-аукционы, где ставка неизменна, а победителем считается первый человек, оставивший свой комментарий. Эта социальная игра не только обеспечила многих художников заработком в карантин, но и привлекла к рынку искусства тысячи новый покупателей, которые втянулись в это социальное соперничество и теперь имеют шанс стать полноценными коллекционерами.
Словом, мы видим, как развитие технологий повышает прозрачность рынка искусства уже сегодня — хотим мы того или нет. Но, что вдвойне приятно, подобная открытость рынка уже находит встречный интерес со стороны любителей и покупателей произведений искусства — выраженный в увеличении объемов продаж через интернет-приложения и повышении внимания к искусству в целом.
Главное, о чем хочется сказать, предупредив чрезмерный восторг: технические средства не являются панацеей, способной изменить арт-рынок раз и навсегда. Арт-дилеры не занесут данные о продажах в блокчейн, как не заносили их 100 лет назад в амбарные книги, если не будут видеть в этом выгоды. Художники не поставят подпись под цифровыми сертификатами, если не будут уверены, что данные об их авторстве не только пойдут в налоговые службы, но и станут основанием для гарантированного платежа.
Словом, доверия покупателя к рынку искусства через прозрачность мы сегодня добились. На очереди — взаимная честность игроков рынка.
https://artinvestment.ru/invest/events/20201028_tech.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201028_tech.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов