Конференция Deloitte Art & Finance 2020. Денис Белькевич: «Прозрачность рынка искусства привлекла покупателей. На очереди взаимная честность игроков рынка»
ARTinvestment.RU   28 октября 2020

AI публикует основные тезисы спикеров крупнейшей международной конференции по экономике искусства

Продолжаем делиться выступлениями участников панели, организованной «Делойт», СНГ в рамках ежегодной глобальной конференции Deloitte Art & Finance 2020, проходящей в эти дни в режиме онлайн. На очереди — блок, посвященный технологиям в искусстве. С текстом первого выступления, касательно позиционирования искусства России и стран СНГ в мировом контексте, можно ознакомиться здесь.

***

С 2000 по 2019 год молодые компании в области искусства и технологий получили около 600 миллионов долларов прямых инвестиций, по данным отчета Deloitte Art & Finance 2019 года. Основная часть ArtTech-стартапов, 64 % идей, появившихся после 2017 года, сфокусировались на продажах: маркетплейсы, галереи, аукционные дома и платежные системы.

В то же время три других направления — логистика и менеджмент коллекций, информация и анализ больших данных, а также поиск и развитие, включая образовательные проекты, — не пользовались популярностью у молодых стартаперов, имея всего по 12 % доли рынка каждое.

Пандемия коронавируса изменила баланс сил. ArtTech-стартапы, занимающиеся продажами, оказались в условиях жесточайшей конкуренции со всеми продавцами искусства, которые перешли в онлайн — и уже со своей аудиторией.

Изменился и подход к инвестициям. Мы наблюдаем, что сегодня ArtTech-стартапы реже финансируются по традиционной «раундовой» схеме, а чаще их технологии и команды становятся частью больших компаний-стратегов, иногда в виде отделов, и получают деньги на развитие. Другими словами, происходит слияние. Иногда — с потерей собственной идентичности, но в финансовом плане выигрывают обе стороны.

Добавился новый, пятый вектор — визуализация: выгодная подача предмета искусства через VR (виртуальную реальность) и AR (дополненную реальность). До 2020 года подобные проекты чаще всего не имели бизнес-стратегии и создавались по заказам частных коллекционеров, некоммерческих институций, музеев или фондов. А сегодня они стали самостоятельными бизнес-единицами.

Из оставшихся направлений пострадало лишь направление логистики: в условиях карантина оно пока неактуально (а зря, на мой взгляд). Существенно развилось направление поиска и развития: мы имеем такие ArtTech-стартапы, как британский GLASS (поиск провенанса через WhatsApp-чат) и многочисленные онлайн-резиденции, где строятся карьеры художников, а пользователь может за этим наблюдать и (в будущем) инвестировать в карьеры напрямую.

Все это способствует прозрачности, о которой в последние годы говорили на страницах отчетов Deloitte Art & Finance многочисленные респонденты опросов: коллекционеры, художники, инвесторы и функционеры арт-рынка.

Что касается рынка ArtTech России и стран СНГ и его влияния на глобальный баланс сил, то, по подсчетам Fuelarts, основателями либо сооснователями около 25 % всех мировых ArtTech-стартапов являются наши соотечественники. Украинские и белорусские дизайнеры и программисты обеспечивают написание программных кодов и создание дизайна интерфейсов около 40 % всех мировых блокчейн-стартапов. Когда возникает вопрос, идти в арт-дилеры или арт-стартаперы, наши люди чаще выбирают второй путь, менее очевидный в плане прибыли, но больше соответствующий нашей ментальности и жизненному опыту. Русские, как считается, долго запрягают, да быстро едут. Другими словами, трудности на длинной дистанции мы предпочитаем погоне за очевидной и близкой (в понимании начинающих арт-дилеров) прибылью. Кстати, по статистике, после первых неудач арт-дилерство бросает три четверти начинающих, а собственный проект — лишь четверть из нас.

Сегодня на ведущих технических позициях в мировом ArtTech работают выходцы из стран СНГ — например, русские корни имеют основатель ярмарки цифрового искусства CADAF Елена Завелев, один из ведущих юристов в сфере блокчейна Катя Фишер, специалист по инвестициям Катя Коэн, а техническим директором Artory является украинец Тимофей Компанченко. Он же долгое время был техническим директором Christie’s, а до того работал на той же должности в самом успешном ArtTech-стартапе 2010-х Collectrium, проданном за $17 млн тому же Christie’s.

В 2020 году получил дополнительные инвестиции и стартап Snark.Art, занимающийся цифровым искусством. Он создан россиянином Андреем Алехиным. Минувшим летом была произведена первая токенизация предметов искусства на платформе долевого владения The Art Exchange, созданной Инной Баженовой, издателем газеты The Art Newspaper.

В начале октября на AppStore и Google Play появился релиз платформы V-Art, созданной украинскими основателями и разработчиками. Это маркетплейс цифрового искусства, с цифровыми сертификатами, дающими как дополнительную ликвидность предметам искусства, так и возможность художникам получать вознаграждение за использование своих произведений. Платформа также будет иметь функцию чатов с аватарами, в которых посетители виртуальных галерей смогут общаться друг с другом.

Московская компания Cappasity, создающая 3D-модели для таких брендов, как Samsonite и Guérin, c началом карантина предложила новые технологии для демонстрации и продажи предметов искусства. А недавно ее разработки привлекли внимание лабораторий, которые занимаются экспертизой и атрибуцией произведений искусства. Возможности съемки в режиме 3D с высочайшей, недоступной глазу детализацией заинтересовали зарубежных специалистов применительно к проведению первичной искусствоведческой экспертизы и оценке состояния предмета в условиях карантина, то есть на расстоянии.

Art Catch — платформа менеджмента художественных карьер, запущенная в России, — это новый подход к онлайн-продвижению художников.

29 октября стартует полноценный фестиваль цифрового искусства DISARTIVE, который объединил ArtTech-стартапы из большинства стран СНГ.

Не обойдем вниманием и аукционный дом Phillips, которым владеет российская компания: летом было заявлено о присоединении к аукциону аналитической системы Articker, которая поможет структурировать данные маркетинговой активности молодых художников и помочь покупателю самостоятельно прогнозировать перспективы их роста.

Последний из появившихся в СНГ ArtTech-стартапов — бот в мессенджере «Телеграм» под названием FreshOrTrash. Он предлагает обменять предметы искусства на вещи и услуги, таким образом убирая деньги как промежуточное звено. По сути это бартер ценовых диапазонов. Проект анонимный, но все указывает на то, что за ним стоят основатели из СНГ.

И конечно, мы не можем не упомянуть главный интернет-феномен стран СНГ — Facebook-группы по продаже искусства по доступным ценам, по сути Facebook-аукционы, где ставка неизменна, а победителем считается первый человек, оставивший свой комментарий. Эта социальная игра не только обеспечила многих художников заработком в карантин, но и привлекла к рынку искусства тысячи новый покупателей, которые втянулись в это социальное соперничество и теперь имеют шанс стать полноценными коллекционерами.

Словом, мы видим, как развитие технологий повышает прозрачность рынка искусства уже сегодня — хотим мы того или нет. Но, что вдвойне приятно, подобная открытость рынка уже находит встречный интерес со стороны любителей и покупателей произведений искусства — выраженный в увеличении объемов продаж через интернет-приложения и повышении внимания к искусству в целом.

Главное, о чем хочется сказать, предупредив чрезмерный восторг: технические средства не являются панацеей, способной изменить арт-рынок раз и навсегда. Арт-дилеры не занесут данные о продажах в блокчейн, как не заносили их 100 лет назад в амбарные книги, если не будут видеть в этом выгоды. Художники не поставят подпись под цифровыми сертификатами, если не будут уверены, что данные об их авторстве не только пойдут в налоговые службы, но и станут основанием для гарантированного платежа.

Словом, доверия покупателя к рынку искусства через прозрачность мы сегодня добились. На очереди — взаимная честность игроков рынка.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201028_tech.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201028_tech.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх