Конференция Deloitte Art & Finance 2020. Денис Белькевич: «Национальная идентичность должна быть подкреплена данными внутренних рынков»
AI публикует основные тезисы спикеров крупнейшей международной конференции по экономике искусства
С 25 по 28 октября 2020 года в 12-й раз проходит ежегодная международная конференция Deloitte Art & Finance, организованная финансовым аналитиком Deloitte. Нынешней осенью, по известным причинам, событие впервые состоялось онлайн. 27 октября была проведена отдельная панель «Как мы можем развить российский рынок искусства», организованная офисом «Делойт», СНГ. В числе спикеров были: Светлана Мейер, управляющий партнер департамента налогов и права компании «Делойт», СНГ и руководитель направления «Искусство и финансы», Анна Швец, директор TAtchers’ Art Management, Алина Крюкова, основатель галереи a-s-t-r-a, Ксения Подойницына, основатель аналитической компании InArt, Максим Боксер, коллекционер и арт-дилер, основатель Facebook-группы «Шар и Крест».
В панели принял участие и главный редактор AI Денис Белькевич, выступивший на две темы: «Международное позиционирование рынка России и стран СНГ» и «Технологии и прозрачность». Текст первого выступления сегодня предлагается вашему вниманию.
***
В последние десятилетия международный арт-рынок стремительно терял национальную идентичность. Мы стали забывать о принадлежности художника своей стране, школе, кругу, технике.
Мы делили художников по принципу аукционных торгов, на которых они продаются: старые мастера, импрессионисты и модернисты, послевоенное и современное искусство. А далее — на дневные и вечерние торги. Это все, что нам хотелось знать о художниках.
Но 2020 год и пандемия коронавируса, которая локализовала рынки в пределах границ, многое изменила. Коллекционеры оказались запертыми с художниками в пределах своих стран на продолжительное время и смогли детально изучить своих соотечественников. В то же время интерес к образованию дал толчок к изучению новых рынков международными покупателями, которые стали следить за ними через Интернет.
На этом фоне национальная идентичность снова обрела значение. И сегодня очень важно понимать, что такое «национальный рынок» в глазах международного арт-сообщества.
С рынком русского искусства как частью рынка международного сложилась очень интересная ситуация: никто не знает, как его считать, нет общей методологии. Мы на AI приняли для себя формулу «художник орбиты русского искусства». Исторические катаклизмы делили и объединяли Россию не раз, поэтому в орбиту русского искусства мы включаем авторов, родившихся, или долго живших, или закончивших профессиональные учебные заведения, или недолго, но плодотворно работавших на территории Российской империи и СССР (за рядом исключений).
Впервые на международном уровне рынок русского искусства отразил отчет Deloitte Art & Finance в 2013 году, посчитав результаты «русских торгов» Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Лондоне и Нью-Йорке. Другие международные аналитики приняли это в качестве основной модели и долгое время судили о российском рынке по результатам нишевых аукционных продаж на Западе.
В то же время данные внутреннего аукционного рынка России и стран СНГ не отражались нигде. Мир судил о развитии рынка современного африканского искусства по результатам торгов аукционного дома Arthouse Contemporary в Лагосе, но о русском арт-рынке — по русским неделям в Лондоне. Продажи Баскии в Гонконге отражались на показателях внутреннего рынка Гонконга и одновременно — на капитализации американского искусства, но продажи Малевича — на показателях вечерних торгов импрессионизма и модернизма.
Итого, на сегодняшний день международный арт-рынок судит о рынке русского искусства по трем возможным параметрам:
• продажи художников русского круга (выходцы из России и стран СНГ): сюда включаются Малевич, Кандинский, Шагал, Лемпицки и Ротко. Объем их продаж в последнее десятилетие составлял около полумиллиарда долларов в год;
• продажи на «русских неделях» в Лондоне и Нью-Йорке (кстати, Нью-Йорк временно закрыл отделы русского искусства в последние годы). Нужно отметить, что на таких торгах также продается искусство большинства стран СНГ — Украины, Белоруссии, Грузии. Объемы этих продаж балансировали от сверхуспешного 2008 года ($175 млн) до «санкционного» 2016-го ($20,0 млн);
• продажи внутреннего аукционного рынка России и стран СНГ. Их подсчет усложняется тем, что многие аукционные дома не имеют практики публиковать итоговые результаты по внутренним причинам. С этой практикой, естественно, необходимо бороться, если мы стремимся к прозрачному рынку, открытому для коллекционера.
Портал ARTinvestment.RU, который с 2008 года занимается созданием аналитической базы аукционных продаж художников из России и стран СНГ по всему миру, готов регулярно предоставлять компании ArtTactic и другим международным аналитикам для последующей публикации открытые данные о публичных продажах на внутреннем арт-рынке России и стран СНГ. Наша цель — заявить о существовании давно работающих рынков стран СНГ, произведения художников из которых сегодня все чаще становятся частью международных музейных и частных коллекций.
Полагаю, все ждут промежуточных итогов: что мы имеем по состоянию на 2020 год?
За 10 месяцев 2020 года внутренний российский аукционный рынок имеет следующие показатели:
• количество аукционных домов: 13 (в 2019 году — 12). Большинство перешли в чистый «онлайн», некоторые проводили смешанные торги;
• объем продаж (по цене молотка): $7,48 млн (за весь 2019 год — $11,81 млн). На данный момент за 10 месяцев объем уже составляет 63 % всех сборов прошлого сезона;
• количество выставленных лотов: 12 419 (продано 7 155 лотов, или 58 %). В 2019 году показатель проданных лотов был ниже — 54 %;
• средние цены проданных лотов графики снизились на 23 %;
• средние цены проданных лотов живописи снизились на 13 %.
Даже на фоне общего снижения предложения доля проданных лотов выросла (прежде всего из-за локализации коллекционеров и продавцов в пределах одной страны, внутри которой сохранились транспортные возможности), что говорит о положительной динамике внутреннего рынка.
Ниже проанализируем результаты наших художников, представленных в международном поле: на привычных «русских неделях», отдельных торгах нонконформистов и эпизодических (пока) появлениях авторов стран СНГ на международных вечерних торгах.
Показатели внешнего аукционного рынка (сделки с произведениями русских художников и художников стран СНГ) за 10 месяцев 2020 года
Аукционы, период проведения |
Объем продаж (по цене молотка), $ |
Сравнение с показателями 2019 года |
|
---|---|---|---|
Сравнительный период |
Изменение объема продаж, % |
||
«Русские недели» на британских аукционах (Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s), лето 2020 |
16,68 млн |
Лето 2019 |
–64 |
Искусство русских нонконформистов на специализированных торгах Sotheby’s, октябрь 2020 |
1,57 млн |
Октябрь 2019 |
+28 |
Художники стран СНГ на международных торгах Sotheby’s, Christie’s и Phillips в Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге, январь — август 2020 |
630,5 тыс. |
Январь — декабрь 2019 |
–75 |
Как видим, рынок художников из России и стран СНГ все больше входит в международный контекст. Поэтому, у нас — русских, украинцев, грузин, армян, азербайджанцев, казахов — есть мало времени для того, чтобы войти в этот контекст с ярко выраженной национальной идентичностью. Идентичностью, которая должна быть подкреплена данными внутренних рынков.
***
В ближайшее время ожидайте на AI текстовые расшифровки выступлений остальных участников панели.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201027_status_quo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201027_status_quo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.