Как не купить подделку
Напоминаем основные ошибки, опасные действия и базовые меры предосторожности при покупке произведений живописи и графики
В череде всевозможных разочарований для начинающего коллекционера именно покупка подделки занимает, пожалуй, первое место по силе неприятного воздействия. Можно сильно переплатить, можно выбрать не самую лучшую работу… Но все это дело житейское и вполне поправимое. А вот с подделкой всё не так. Вернуть продавцу ее обычно невозможно (не для того ее втюхивали), а пытаться перепродать разоблаченный фальшак — значит, самому уподобиться жуликам. Поэтому подделки обычно находят свое последнее пристанище в чулане коллекционера — как напоминание об ошибках молодости или бутафорский материал.
Способов изготовления и легализации подделок — море. И как положено на море, на рынок они накатываются волнами. Так, лет пятнадцать назад высокий ценовой сегмент захлестнула волна перелицовок — подлинных картин малоизвестных европейских художников с фальшивыми подписями дорогих русских передвижников и не только. В 2004 году на таком перелицованном под Шишкина голландце Куккуке чуть не погорел Sotheby’s. В 2008 году за перелицованных «Киселевых» (передвижник такой) сели антиквары Преображенские. Позже выяснилось, что таких перелицовок по рынку гуляют многие сотни, причем стоят на них имена не только наших классиков второй половины XIX века, но и художников русского зарубежья.
Потом пришла следующая волна. Лет восемь назад началось какое-то засилье «черниговских» фальшаков — низкосортных до карикатурности копий, выдаваемых за картины русского авангарда или модернистов. К счастью, их оказалось довольно легко распознать даже начинающим коллекционерам. Распространенным и опасным приемом изготовителей остаются также компиляции. От них страдают все, но особенно советские художники первой половины ХХ века и нонконформисты. Прием подразумевает, что из фрагментов нескольких картин фальсификатор собирает «ранее неизвестную работу художника»: и похоже, и фантазию напрягать не нужно, и ощущение уже когда-то виденного присутствует. Компиляций много. А вот такой любимый сценаристами детективных сериалов тип подделок, как дубликаты (точные копии с настоящих картин), встречается редко. Попасться с ними просто, что делать с оригиналом — непонятно. Это, казалось бы, настолько бессмысленно, что сами мы долгое время считали выдумкой. Пока сами с таковыми не столкнулись в реальной аукционной жизни.
В общем, поверьте на слово, бывает всё.
Но при всем многообразии подделок, объединяет их не способ изготовления. А то, что большинство из них приобретается в сомнительных местах. Отсюда и первый совет начинающим коллекционерам:
1. Не покупайте произведения известных художников через Интернет на малых аукционах США и Европы. Логика «просто в Америке этих русских художников никто не знает», «да кому нужно их подделывать», «в Интернете всегда все дешевле», «антиквары-старики не умеют пользоваться Интернетом» — это навязчивый самообман, свойственный новичкам. И этим обожают пользоваться фальсификаторы всех мастей. На западных аукционах в Интернете действительно можно найти что-то стоящее и поторговаться за небольшие деньги. Но шансов очень мало, может быть 5 %. При этом не стоит думать, что «раритет» попался на глаза только вам: за заморскими торгами наблюдают сотни внимательных и опытных глаз арт-дилеров. Это их хлеб — рисковать, покупать на небольших аукционах недорого и привозить сюда. У искушенного дилера работает чутье, основанное на опыте, и он может купить что-то на свой страх и риск. Чтобы потом в России сделать экспертизу и, если чутье не подвело, перепродать. Новичками мериться силами с такими зубрами рановато.
2. Проверяйте имеющиеся экспертные заключения. Без бумаг покупать классику новичку — это вообще недопустимый риск. Но даже наличие бумаг не должно успокаивать полностью. Потому что:
а) на рынке циркулируют в поисках жертвы изначально фальшивые заключения с поддельными подписями экспертов, которые их не выдавали. Здесь начать нужно с самого простого: позвонить в экспертную организацию с просьбой подтвердить, выдавали заключение с таким номером или нет, и на какую картину;
б) есть заключения, выданные 10 и более лет назад, их надо перепроверять в принципе, а в большинстве случаев — переделывать. Времена меняются, и мнение экспертов по отдельным работам тоже;
в) некоторые заключения выданы экспертами, мнению которых рынок не доверяет. Увы, отдельные имена уже стали нарицательными. Более того, их заключения дискредитируют картины. Важно учитывать, что по некоторым авторам котируются заключения только конкретных экспертов. И нужно довольно долго вариться в этом деле, чтобы разобраться, что к чему. Поэтому новичкам можно посоветовать два пути: позвонить в экспертную организацию (они сами знают, какому эксперту что лучше поручить) или задать вопрос на нашем форуме в разделе «Экспертиза». Прямым текстом: «есть экспертиза, подписанная такой-то, стоит ли ей доверять?».
3. Привлекайте посредника для проведения сделки, если картина покупается с рук и экспертизу необходимо переделывать. Имеет смысл, чтобы посредник передал деньги продавцу не сразу, а только после получения экспертного заключения о подлинности. Таким посредником может выступить доверенная галерея или аукцион (включая наш собственный AI Аукцион). Это нормальная практика. Покупатель отдает деньги посреднику, забирает картину, относит на экспертизу. Если все ОК — посредник отдает деньги продавцу. Ну а если фальшак, то продавцу отдается назад картина, а посредник возвращает покупателю его же деньги, за вычетом комиссии.
4. С настороженностью относиться к неподтвержденному провенансу (истории бытования картины). Такие вкрадчивые истории, как «целых 50 лет картина находилась в одной семье, куда была подарена художником», «лично приобреталась у художника», а уж тем паче «найдена на чердаке, в старой квартире», можно и нужно смело пропускать мимо ушей. Значение имеют доказательные вещи: фото в каталогах прижизненных выставок, в монографиях (да и то не в любых). Причем ссылкам на литературу даже с указанием номера страницы слепо доверять нельзя. Нужно найти это издание и проверить. Если полениться и не сделать этого (как ленятся составители некоторых аукционных каталогов), то результат может вас сильно и неприятно удивить.
5. С осторожностью относиться к подтверждениям подлинности от родственников художника. Есть, конечно, непререкаемые авторитеты. Скажем, подтверждение Ольги Лабас, племянницы Александра Лабаса, которая глубоко знает творчество и руководит Фондом Лабаса, решает все вопросы. Подтверждения по Вулоху, Рогинскому, Сидуру, Слепышеву, Свешникову можно и нужно получать в семьях. И рынок эти подтверждения принимает. А бывают родственники, в наследии не разбирающиеся. И чтобы не попасть впросак, хорошо бы уточнить на форуме, насколько котируются подписанные ими подтверждения.
6. При любых сомнениях лучше отказаться от покупки. Картин впереди будет еще немало, не стоит терзаться по поводу якобы упущенной возможности. Будет гораздо хуже, если увлечься, довериться и купить фальшак. В лучшем случае это испортит настроение коллекционеру в начале пути, а кто-то и вовсе окончательно разочаруется в коллекционировании.
Прочитав все пункты, начинающему коллекционеру впору пригорюниться. Кругом жулики? Это как же, ничего не покупать теперь совсем? Нет, не так. Покупать, конечно, можно. Но в местах, вызывающих доверие. Просчитывая развитие негативного сценария: сможете ли вы вернуть работу, если что-то пойдет не так? Одно дело — заморский аукцион с гарантией один месяц (словно специально, чтобы никто не успел сделать экспертизу). А другое дело — галерея с 20-летней историей, член МКААД, или аукцион с хорошей репутацией в Москве. К слову, чем публичнее продажа, тем меньше вероятность пропустить подделку. Когда картина выставляется на аукцион, выставку-продажу или на антикварный салон, ее видят многие знатоки и разбирающиеся коллекционеры. В случае сомнений в подлинности они не стесняются подать сигнал тому же аукциону. И аукционы на эти сигналы реагируют. Даже у нас на AI Аукционе после всех проверок на 2 960 выставленных лотов было три случая (то есть 0,1 %), когда лот снимали с торгов: коллекционеры, спасибо им, вовремя дали знать о проблеме.
Мнения экспертов, консультантов, знатоков, спору нет, важная информация, которую нужно учитывать любому начинающему коллекционеру. Тем не менее окончательный выбор и принятие решения всегда будет лежать на том, кто платит деньги. Так что самым надежным контролером для коллекционера остаются собственные знания, опыт и интуиция. Успешные коллекционеры разбираются в предмете своего интереса не хуже экспертов, которых привлекают, скорее, чтобы сверить мнения и оформить заключение. Те же, кто полагаются преимущественно на консультантов, а не на собственные знания и чутье, рискуют попасть в различные неприятные истории. Подобные такой. Поэтому начинающему, да и вообще любому коллекционеру стоит всегда держать в голове афоризм одного из участников форума: экспертиза экспертизой, а мозги нужно иметь свои.
Источники:
AI: Фальшивки массового поражения;
AI: «Одалиска» против «Кристис». Чья взяла?
Lenta.ru: Искусствоведение строгого режима;
AI: Продажа книги Партона о Гончаровой запрещена в России;
AI: Фальшивые заключения якобы Центра им. Грабаря. Сводный перечень
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/collector/20161004_false.html
https://artinvestment.ru/en/invest/collector/20161004_false.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.